Убитый в Алапаевском районе свердловской области в канун Рождества Настоятель Храма Петра и Павла иерей Олег Ступичкин наш земляк
После службы злоумышленники двое ранее судимых жителей Алапаевска пришли в храм и попросили настоятеля переговорить с ними. Священник не отказал, пообещав супруге через час вернуться домой. Но не вернулся. Тогда матушка пошла в храм. Войдя в зал, она ощутила едкий дым. Горели скамейки. А возле них дымилось тело настоятеля, убитого обрезком металлической трубы. С помощью огня преступники хотели скрыть следы злодеяния. Но огонь удалось погасить. Чуть позже было обнаружено, что из храма похищены более двух десятков икон, среди которых образа XVIII века Тихвинская и Смоленская иконы Божьей Матери, Воскресения Христова, Николая Чудотворца и другие. Вскоре преступники были пойманы, у них было изъято несколько икон. Остальные образа были обнаружены на территории кладбища, прилегающего к церкви.
Батюшка служил в этом храме всего два года. Первую службу здесь он провел на Рождество Христово. И последняя служба пришлась на этот светлый праздник...
Олег Ступичкин был нашим земляком. Его семья переехала в Оренбург, когда ему было два года. Здесь он окончил художественное училище, получив квалификацию "художник-мастер". Здесь женился на Марине Ореховой, с которой вместе учился. Здесь у них родилось четверо детей. Здесь после армии работал в театре кукол бутафором, а затем заведующим постановочной частью. После рождения второй дочери они с женой решили уехать из города в деревню. Там, в селе Сакмара, они с Мариной стали восстанавливать храм Казанской Божией Матери. Олег реставрировал иконы, сам писал лики святых. Он хорошо знал плотницкое дело: его руками сделаны алтарь, иконостас, мебель. Был замечательным резчиком по дереву: царские врата в сакмарском и других храмах Оренбуржья, а также резные иконы его работа. Здесь, в Сакмаре, он пришел к вере. И в 1998 году принял духовный сан. Рукоположение совершил владыка митрополит Леонтий, который был его духовным наставником.
За это время Олег Ступичкин служил в храмах на станции Донгуз и в городе Соль-Илецке.
Два года назад Олег Ступичкин с семьей отправился в поселок с нехорошим названием Нейво-Шайтанский. И здесь, помимо пастырской службы, он, как всегда, принимал деятельное участие в восстановлении храма. Родные сетовали, что они забрались в такую глухомань, просили вернуться. Но Олег отвечал так: с креста не сходят, с креста снимают.
Сегодня мы публикуем воспоминания людей, которые знали Олега Ступичкина.
* Семья художников Ступичкиных приехала в Сакмару в 1989 году и сразу привлекла к себе внимание. Было что-то светлое, трогательное, беззащитно-детское в их тонких стройных фигурах, умиротворенных лицах, добрых глазах. Отец Олег в свои 23 года отличался начитанностью, широтой кругозора, информированностью в вопросах религии. Часто разговор с ним поворачивал к размышлениям о христианской вере. Его знания, пылкое сердце жаждали пастырской деятельности...
9 января в храме Казанской иконы Божией Матери в Сакмаре состоялась первая поминальная служба за упокой души новопреставленного отца Олега Ступичкинэ. Пришло много народу. Все плакали, В едином порыве что-то сделать, помочь семье покойного собрали деньги и вручили теще покойного Любови Акимовне Ореховой. Она поблагодарила. Но положила эти деньги в кружку для пожертвований на восстановление храма, на который столько сил положили ее зять и дочь. Именно так жила и живет семья священника отца Олега в неутомимом служении Господу Богу.
Нелли Сопина, жительница села Сакмара
* На протяжении нескольких лет отец Олег был автором нашей газеты. Писал о том, что его больше всего волновало: о глобализации, проблеме ИНН, электронного контроля... Душа его разрывалась от того, что происходило на переломе веков со страной и народом. Видимо, потому, что он пришел на церковное служение из "гильдии" художников, его отличали душевная тонкость, глубокая преданность Церкви Христовой. Однако не всегда удавалось ему сохранить равновесие между эмоциональным, слишком уж личным отношением к острым проблемам церковной жизни и необходимостью сохранять трезвомыслие. Но даже эти его заблуждения мы принимаем с гораздо большей любовью, чем некую фарисейскую "правильность" и надменное "законничество", недостатка в которых в то время не было. Никогда и никому он не позволил бы святотатствовать в храме. За Церковь он готов был отдать жизнь. И он ее отдал.
Коллектив редакции газеты "Благовест"
* Олег и Марина были моими студентами. Я преподавал историю искусств. Марина делала у меня диплом по батику росписи на ткани. Я помню их свадьбу. Помню даже, что мы подарили столовый мельхиоровый прибор. Хорошая, веселая была свадьба.
Олег был очень талантлив. И не только в изобразительном искусстве. Он, например, писал замечательные стихи. Описывал в стихах, как они проходили практику в Троице-СергиевоЙ лавре, Коломенском и Новодевичьем монастырях. А еще я помню, как он перед лекциями по марксистско-ленинской философии каждый раз упорно писал на доске: "С нами Бог!".
Характер у Олега был очень сильный. Он был прямой, напористый, стоял до конца. Это не совсем то, что нужно для священника. И владыка Леонтий, который наставлял и опекал Олега, отговаривал его от принятия духовного сана. Но все-таки рукоположил. Но из Олега получился хороший священник. Я ведь много повидал их на своем веку, поэтому отвечаю за свои слова. Я бывал в его храме на службе. Он истово служил. Когда я подошел к нему за благословением, кто-то из знакомых мне сказал: "Как же так? Он ведь твой ученик!" Но я воспринимал Олега как духовное лицо. Я бы даже сказал, высокодуховное.
Геннадий Майданов, преподаватель истории искусств
* Олег был на редкость талантливый. И талант его был многогранный. Ему все давалось легко и живопись, и рисунок. Но то, что легко давалось, ему было неинтересно. Поэтому он искал себе занятия посложней. Например, взял и самостоятельно научился играть на флейте. Говорят, потом всю свою семью научил.
Он был безотказным человеком. Ребята постарше пользовались этим: Олег, сходи, Олег, принеси. И Олег ходил и приносил, никогда ни на кого не обижался. Таких называют чудаками, А он был просто бескорыстным. Но при этом обладал сильно выраженным чувством справедливости. Когда дело касалось принципов, он был несгибаем.
У него было потрясающее чувство юмора. В группе его очень ценили за умение рисовать шаржи. На любое событие он выдавал юмористические композиции. Он умел схватывать типичные черты, утрировал их, и получалось очень смешно. В этом деле Олегу не было равных. Стенгазеты нашей группы благодаря ему всегда занимали первые места.
Еще была у Олега одна интересная особенность он ничего не принимал на веру. В том числе и на лекциях у Геннадия Александровича Найданова, когда затрагивались вопросы религии. Он больше всех задавал вопросов. И много читал. А потом опять шел с вопросами к Геннадию Александровичу. Судя по тому, что Олег стал священником, видимо, он сумел найти ответы на интересовавшие его вопросы.
Он мог бы поступить после училища в любой столичный художественный институт, как и жена его, Марина (он за ней очень трепетно ухаживал, они поженились еще в студенчестве, я был свидетелем на их свадьбе), но избрал иную стезю. И, кстати, став священником, к искусству стал относиться очень критично и к изобразительному, и к театральному.
Пытаясь ответить на вопрос, почему Олег посвятил себя служению Богу, думаю, потому, что он очень требовательно относился к миру. Став священником, он был бескомпромиссным в вопросах религии. В его семье, например, не принято было смотреть телевизор. И многие моменты цивилизации он подвергал критике.
Виктор Савин, преподаватель художественного училища, однокурсник Олега Ступичкина
* Олег был принят в театр заведующим постановочной частью. Конечно, он был не готов к этому. У него не было никакого опыта. Да и откуда ему быть? Он только окончил училище. Но он был прекрасный резчик. Олег принимал участие в постановке двух спектаклей. Это спектакль "Женитьба" по Гоголю, который ставил Александр Ярилов. Когда Олег пришел, мы его уже заканчивали. Но он кое-что по декорациям сделал. Очень хорошо, ничего не скажешь. Потом у нас был фольклорный спектакль "Охотник до сказок", который ставили приглашенные из Ярославля режиссер и художник. Часть кукол привез с собой художник, а часть вырезал из дерева Олег. Совершенно замечательные куклы! Они до сих пор целы, хотя прошло почти 20 лет. Сейчас они на складе. Но в скором времени будут выставлены в театральном музее.
Олег был очень талантливый мальчик. Худенький, светлоглазый. Конечно, как все творческие люди, амбициозный, болезненно самолюбивый. И, к сожалению, неуживчивый. В общем, в театре у него не сложилось. Но, говорят, потом, когда он уехал в Сакмару, у него все было очень хорошо.
Елена Селиванова, художник-бутафор Оренбургского областного театра кукол
* Я помню Олега еще по училищу. Он отличался от всех. Ему были созвучны творения Эль Греко, Не столько художественные образы, сколько философия художника. Как человеку Олегу был свойственен максимализм. Он был не очень уравновешен в плане эмоций. Но у него были золотые руки. Он работал в моем первом приходе в селе Матвеевка и потом в селе Малые Узели в качестве резчика. Там остались резные иконы, выполненные им. Одна из них отлита в металле. Вот какую память человек оставил о себе.
Отец Андрей
* Видите, как здесь хорошо? Эту веранду с большими окнами, чтобы было много света, построил Олег, Во дворе мастерская, где они с Мариной работали. Тоже он построил. Он делал очень многое своими руками и все раздавал людям. Марина тоже ему под стать: умеет вязать, шить, вышивать, плести макраме. Это два человека, которые умели делать абсолютно все. У обоих был очень тонкий вкус. Они очень подходили друг другу. А самое главное очень любили друг друга. Поженились они в юном возрасте, в 18 лет. У них родились такие красивые дети.
Очень музыкальная семья. Дочка окончила музыкальную школу по классу гитары. А Олег не имел музыкального образования, но с ее помощью выучил все ноты, играл на флейте, И всем детям купил по флейте. Старшая дочка Зоя тоже выучилась играть на флейте, А потом и на гитаре. Верочка и Ксюшенька самостоятельно учились играть на аккордеоне. И все играют на фортепиано.
Сейчас Зоя живет у нас, учится в музыкальном колледже и воспитывает маленькую Ангелину нашу правнучку и внучку Олега. Верочка после восьмого класса ушла в монастырь Царственных Мучеников, Очень талантливый ребенок. Шла на золотую медаль. Но решила посвятить себя служению Богу. Много читает и меня приобщает к духовной литературе. Ксюшенька еще учится в школе. Одно время собиралась стать врачом. Ну а Иоаннчик еще маленький, ему шесть лет. У меня спрашивают, не собирается ли Марина вернуться на родину. Насколько я знаю, пока нет. Муж там у нее похоронен, И потом Марина без дела там не останется. Она прекрасно знает церковную службу, она помогала Олегу во всем. Это была в полном смысле слова матушка. К ней, также, как и к нему, обращались люди за советом, за утешением. Поэтому вряд ли она уедет.
Любовь Акимовна Орехова, теща Олега Ступичкина
Когда мы вели этот разговор с Любовью Акимовной, сквозь огромные окна веранды, построенной светлым человеком Олегом Ступичкиным, вдруг брызнули солнечные лучи, которых мы не видели вот уже много-много недель. И даже забыли, как они выглядят. Это было похоже на чудо. Ну, словно бы это был приветливый взгляд из Царствия Небесного на землю, где все-таки осталось много хорошего.
Источник: Оренбургская неделя