ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Глобализация и ее модели

Ахмад Макаров :: 02 февраля 2007

Глобализация. Это слово сейчас известно всем и каждому. Про глобализацию пишут что угодно, кто угодно, и как угодно. Как правило, все публикации сводятся к двум мнениям: первое, глобализация – это очень плохо; второе, без глобализации никак нельзя. При этом не ставится под сомнение то, что глобализация является исключительным порождением нынешнего времени. Но так ли это?

Древнейшие цивилизации зачастую не выходили за рамки своих достаточно узких географических границ. Хотя, даже утверждая это, нельзя сбрасывать со счетов походы египетских фараонов достаточно далеко за пределы своей страны или же аналогичные мероприятия ассирийских и вавилонских правителей. Но все же первым глобализатором в мире, наверное, следует признать Александра Македонского. Он сумел распространить эллинистическую культуру и эллинистическое влияние не только на все Средиземноморье, но и далеко за его пределы. Причем, если держава, созданная в результате его походов, не продержалась и одного поколения, то влияние этой культуры еще долго сказывалось даже на тех странах, где не ступала македонская фаланга. Одной из таких стран была Италия, которую Александр Македонский никогда не завоевывал, но которая унаследовала традиции эллинизма, развила их в своем направлении, и распространила на огромной территории, в том числе весьма далекой от сапога Апеннинского полуострова. Рим был крупнейшим рабовладельческим государством Древнего мира, превзойдя большинство своих предшественников и поглотив множество из них. Значительная часть ее жителей находилась в той или иной форме рабства, и освободились от него лишь с полным крахом самой Римской империи.

Несмотря на то, что империю римлян добили многочисленные походы против нее ее бывших рабов – германцев, славян и других народов, свободой своей эти народы были обязаны возникновению другой глобалистской традиции – степной. Именно гунны разбили войска "непобедимого Рима" и вывели из-под его власти прежде покорные народы. С этого времени европейцы – бывшие рабы Рима – получили возможность создать национальные государства. Начавшиеся с разрушением крупнейшей рабовладельческой империи Средние века характеризовались противоборством 3 глобалистских тенденций – европейско-христианской, степной тюрко-монгольской и мусульманской.

Отношение степняков – гуннов, тюрков, монголов к другим народам не были аналогом ни древнегреческой, ни римской модели. Степные империи, сменяя друг друга одна за другой, владычествовали на большей территории Евразии. Одной из крупнейших империй была монгольская. Она сумела невероятно расшириться за рекордно короткие сроки и стухнуть, как гаснет прогоревший костер, еще недавно обжигавший своим дыханием на десятки и сотни метров, а сейчас от которого осталась лишь жалкая кучка пепла.

Мусульманскую традицию нередко называют арабо-мусульманской, но это неверно. Уже в первые века ислама большинство ученых, писавших по-арабски, арабами не являлись. Ислам вдохнул новую жизнь в Персидскую и те части Византийской империи, что вошли в орбиту его деятельности. Он объединил в едином порыве, в едином стремлении арабов, иранцев, тюрков, берберов, монголов, славян, финно-угров и племена черной Африки. Очень интересно то, что в числе этих народов были и наследники более древних цивилизаций Египта, Ирака, Палестины, Сирии, Византии, которые принесли с собой свои культурные традиции. Тюрки же и монголы, являясь носителями двух традиций глобализма одновременно, смогли не только отстоять мусульманскую цивилизацию, но и невероятно расширить ее влияние. Мусульманская цивилизация, подобно губке, вбирала в себя все самое лучшее, что было до нее, и именно поэтому смогла не только расширить свое влияние от Испании и Северо-Западной Африки до Юга-Восточной Азии, но и сохранить в своих рамках культурные особенности принявших ее народов. Несмотря на то, что усилия этих народов были направлены в одну сторону, все они сохраняли вою самобытность. Некоторые нации сохраняли принадлежность одновременно к двум разным моделям: тюрки – к степной и мусульманской одновременно, испанцы – к европейской и мусульманской, а в европейской части Османской империи – к степной, европейской и мусульманской. В этом плане очень интересно было бы развитие Ордынской Руси, если бы не ее переориентация на Запад. Кроме того, следует отметить и то, что, вопреки сложившимся стереотипам, в орбиту мусульманской цивилизации были вовлечены не только нации, принявшие ислам, но и те этносы, которые проживали на мусульманских землях, сохраняя при этом свою религию. В некоторых государствах они составляли большинство населения – в Арабском халифате периода между правлениями халифов Умара ибн Хаттаба и Умара ибн Абдуль-Азиза, в аль-Андалусе, Золотой Орде, Казанском, Сибирском и Крымском ханствах, в течение длительного периода времени в Османской империи.

Но, подобно тому, как человек рождается, созревает и стареет, проходят тот же путь и цивилизации. Также постарела, утратила свой пыл в познании наук и открытии новых земель, а еще больше погрязла в собственных дрязгах и мусульманская цивилизация. И на смену ей постепенно пришла поднявшаяся из тьмы европейского средневековья западная модель развития общества. Как и в Древнем Риме, девизом ее было: "покорись или будешь уничтожен". На своем пути глобализаторы уничтожили несколько различных цивилизаций и готовы были то же проделать и с несколькими другими, если бы у тех не хватило сил отстоять себя. Одним словом, потомки рабов и колонов великого Рима полностью переняли методы хозяев своих предков. То, что называется сегодняшней глобализацией вкупе со всеми своими составляющими ("золотой миллиард", the West and the Rest и т.д.) – все имеет своей предтечей древний языческий Рим, блестящий, безжалостный и беспощадный. Рим, у которого не было ни одного союзника, рано или поздно им не завоеванного. Или ты гражданин великого Рима и живешь по его волчьим законам или ты его раб. Граждан очень мало, и большая их часть (плебс) в реальности мало отличается от рабов.

Каждый человек сам вправе делать свой выбор, в том числе и выбор между моделями глобализации. Выбор этот еще есть, и каждый делает его для себя сам. "Быть или не быть", и если быть, то с кем?

30.01.2007

Источник: IslamNews.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама