Глобализация. Это слово сейчас известно всем и каждому. Про глобализацию пишут что угодно, кто угодно, и как угодно. Как правило, все публикации сводятся к двум мнениям: первое, глобализация – это очень плохо; второе, без глобализации никак нельзя. При этом не ставится под сомнение то, что глобализация является исключительным порождением нынешнего времени. Но так ли это?
Древнейшие цивилизации зачастую не выходили за рамки своих достаточно узких географических границ. Хотя, даже утверждая это, нельзя сбрасывать со счетов походы египетских фараонов достаточно далеко за пределы своей страны или же аналогичные мероприятия ассирийских и вавилонских правителей. Но все же первым глобализатором в мире, наверное, следует признать Александра Македонского. Он сумел распространить эллинистическую культуру и эллинистическое влияние не только на все Средиземноморье, но и далеко за его пределы. Причем, если держава, созданная в результате его походов, не продержалась и одного поколения, то влияние этой культуры еще долго сказывалось даже на тех странах, где не ступала македонская фаланга. Одной из таких стран была Италия, которую Александр Македонский никогда не завоевывал, но которая унаследовала традиции эллинизма, развила их в своем направлении, и распространила на огромной территории, в том числе весьма далекой от сапога Апеннинского полуострова. Рим был крупнейшим рабовладельческим государством Древнего мира, превзойдя большинство своих предшественников и поглотив множество из них. Значительная часть ее жителей находилась в той или иной форме рабства, и освободились от него лишь с полным крахом самой Римской империи.
Несмотря на то, что империю римлян добили многочисленные походы против нее ее бывших рабов – германцев, славян и других народов, свободой своей эти народы были обязаны возникновению другой глобалистской традиции – степной. Именно гунны разбили войска "непобедимого Рима" и вывели из-под его власти прежде покорные народы. С этого времени европейцы – бывшие рабы Рима – получили возможность создать национальные государства. Начавшиеся с разрушением крупнейшей рабовладельческой империи Средние века характеризовались противоборством 3 глобалистских тенденций – европейско-христианской, степной тюрко-монгольской и мусульманской.
Отношение степняков – гуннов, тюрков, монголов к другим народам не были аналогом ни древнегреческой, ни римской модели. Степные империи, сменяя друг друга одна за другой, владычествовали на большей территории Евразии. Одной из крупнейших империй была монгольская. Она сумела невероятно расшириться за рекордно короткие сроки и стухнуть, как гаснет прогоревший костер, еще недавно обжигавший своим дыханием на десятки и сотни метров, а сейчас от которого осталась лишь жалкая кучка пепла.
Мусульманскую традицию нередко называют арабо-мусульманской, но это неверно. Уже в первые века ислама большинство ученых, писавших по-арабски, арабами не являлись. Ислам вдохнул новую жизнь в Персидскую и те части Византийской империи, что вошли в орбиту его деятельности. Он объединил в едином порыве, в едином стремлении арабов, иранцев, тюрков, берберов, монголов, славян, финно-угров и племена черной Африки. Очень интересно то, что в числе этих народов были и наследники более древних цивилизаций Египта, Ирака, Палестины, Сирии, Византии, которые принесли с собой свои культурные традиции. Тюрки же и монголы, являясь носителями двух традиций глобализма одновременно, смогли не только отстоять мусульманскую цивилизацию, но и невероятно расширить ее влияние. Мусульманская цивилизация, подобно губке, вбирала в себя все самое лучшее, что было до нее, и именно поэтому смогла не только расширить свое влияние от Испании и Северо-Западной Африки до Юга-Восточной Азии, но и сохранить в своих рамках культурные особенности принявших ее народов. Несмотря на то, что усилия этих народов были направлены в одну сторону, все они сохраняли вою самобытность. Некоторые нации сохраняли принадлежность одновременно к двум разным моделям: тюрки – к степной и мусульманской одновременно, испанцы – к европейской и мусульманской, а в европейской части Османской империи – к степной, европейской и мусульманской. В этом плане очень интересно было бы развитие Ордынской Руси, если бы не ее переориентация на Запад. Кроме того, следует отметить и то, что, вопреки сложившимся стереотипам, в орбиту мусульманской цивилизации были вовлечены не только нации, принявшие ислам, но и те этносы, которые проживали на мусульманских землях, сохраняя при этом свою религию. В некоторых государствах они составляли большинство населения – в Арабском халифате периода между правлениями халифов Умара ибн Хаттаба и Умара ибн Абдуль-Азиза, в аль-Андалусе, Золотой Орде, Казанском, Сибирском и Крымском ханствах, в течение длительного периода времени в Османской империи.
Но, подобно тому, как человек рождается, созревает и стареет, проходят тот же путь и цивилизации. Также постарела, утратила свой пыл в познании наук и открытии новых земель, а еще больше погрязла в собственных дрязгах и мусульманская цивилизация. И на смену ей постепенно пришла поднявшаяся из тьмы европейского средневековья западная модель развития общества. Как и в Древнем Риме, девизом ее было: "покорись или будешь уничтожен". На своем пути глобализаторы уничтожили несколько различных цивилизаций и готовы были то же проделать и с несколькими другими, если бы у тех не хватило сил отстоять себя. Одним словом, потомки рабов и колонов великого Рима полностью переняли методы хозяев своих предков. То, что называется сегодняшней глобализацией вкупе со всеми своими составляющими ("золотой миллиард", the West and the Rest и т.д.) – все имеет своей предтечей древний языческий Рим, блестящий, безжалостный и беспощадный. Рим, у которого не было ни одного союзника, рано или поздно им не завоеванного. Или ты гражданин великого Рима и живешь по его волчьим законам или ты его раб. Граждан очень мало, и большая их часть (плебс) в реальности мало отличается от рабов.
Каждый человек сам вправе делать свой выбор, в том числе и выбор между моделями глобализации. Выбор этот еще есть, и каждый делает его для себя сам. "Быть или не быть", и если быть, то с кем?
30.01.2007
Источник: IslamNews.Ru