ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отчет о работе второго направления XV Международных Рождественских образовательных чтений "Школа в XXI веке"

05 февраля 2007

В рамках второго направления 15-х Рождественских чтений "Школа в 21-м веке" состоялись пленарное заседание и работа 12-ти секций. Местом их проведения стали Союз писателей России, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Синодальная библиотека Московского Патриархата (Андреевский монастырь), Библиотека "Русское зарубежье", Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (Высоко-Петровский монастырь), Московский педагогический государственный университет, Государственный университет по землеустройству, Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ, негосударственные общеобразовательные учебные заведения (в том числе и православные гимназии и школы), учреждения дошкольного воспитания, государственные общеобразовательные школы с русским этническим компонентом г. Москвы.

Всего с докладами и сообщениями выступило более 230 иерархов, клириков и мирян, среди которых были известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковных образовательных структур.

Особую активность как в подготовке работы направления, так и в ее проведении проявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Калужской, Тамбовской, Ставропольская, Белгородская епархии. Отдельно следует отметить участие в работе ряда секций Белорусского экзархата, чей опыт взаимодействия с государственным органами Республики Беларусь в деле организации православного образования и воспитания в ряде случаев может быть признан образцовым для России.

Центральное место в работе направления заняли темы, связанные с преподаванием изучением православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. Отмечалось так же, что за прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, развивается православное богословское образование (специальность "теология") в высшей школе. При этом активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура). Общественности стало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общего среднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выбору обязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопасной ситуации в российском обществе. К великому сожалению это относится к столице России – Москве.

В докладах отмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признания идеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальной напряженности. Они являются произволом чиновников, забывающих о том, что их долг – служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и тем более антихристианскими убеждениями. Идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормами демократического государства и общества.

Многими докладчиками подчеркивалось, что православные христиане в нашей стране должны более активно добиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткам их ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации, родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никому не позволено монополизировать понятия "светский", "светский характер образования", отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологической позицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий и отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсы православной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.

Отмечалось, что развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и государства, и Церкви, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности, педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур.

Предметом особой заботы и тревоги участников работы направления стали вопросы, связанные с дошкольным образованием и воспитанием. В выступлениях докладчиков отмечалось, что механизм внедрения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в систему дошкольного образования до сих пор не отлажен, а соответствующая работа продолжает осуществляться преимущественно по личной инициативе педагогов-энтузиастов, которым на местах приходится очень нелегко. При росте заинтересованности со стороны родителей и светских педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста на традициях православной культуры продолжают сохраняться трудности в открытии православно ориентированных групп и детских садов, отмечаются даже факты их закрытия. И это в условиях большой очередности по устройству детей в детский сад в государственной системе дошкольного образования.

Развитие массовой практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях сдерживается также отсутствием системы подготовки педагогов и священнослужителей к работе с детьми дошкольного возраста и их родителями притом, что имеются учебные программы и опыт их апробации в высших и средних педагогических учреждениях, системе повышения квалификации.

Участники секции "Дошкольное воспитание и образование в православной традиции" подтвердили тревогу педагогической общественности и родителей по поводу проектов Министерства образования и науки РФ о введении обязательного предшкольного образования, которое практически укорачивает период детства, что может пагубно отразиться на духовном и физическом здоровье маленьких детей. Также выражено серьезное беспокойство и протест относительно продолжающегося антипедагогического вторжения в пространство дошкольного детства СМИ, издателей, изготовителей некачественной мультипликационной продукции, игрушек, продуктов питания и элементов одежды с использованием сниженных, агрессивных, чуждых традиционной культуре образов. В рамках работы ряда секций направления многократно говорилось о необходимости обязательной экспертизы продукции для детей дошкольного и школьного возраста и недопустимости манипулирования детским сознанием посредством рекламы. Так же указывалось на потребность разработки механизма общественного участия в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством создания и организации деятельности на местах региональных родительско-педагогических организаций, способных содействовать расширению сети православно-ориентированных дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное воспитание и образование – это фундамент школы – и среднего и высшего ее звеньев; забота и внимание к ним со стороны иерархов и духовенства должны являться стимулом для трудов практиков и теоретиков этого важнейшего направления.

В ряде секций, "круглых столов" и совещаний направления поднимались вопросы, связанные с традицией и перспективой развития "русской школы". Отмечалось в частности, что в настоящее время в Российской Федерации фактически сформировано образовательное направление "русская школа" как целостная система содержания образования в российской школе, как интегрирующее начало в российском многонациональном сообществе. Становление этого направления происходит на основе Национальной программы "Русская школа как система воспитания и образования"

В докладах и выступлениях направления высказывалась большая тревога за судьбу сегодняшней российской сельской школы, предлагались меры по ее сохранению и развитию с учетом исторического опыта и роли в этом деле православной культуры. Осуждались попытки скоропалительных решений по сокращению малочисленных школ и культурно-просветительных учреждений на селе. Особое внимание обращалось на оздоровление и укрепление сельской семьи на основе православной веры и культуры.

В большинстве секций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ, в частности:

– отсутствием реальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственных ценностей у детей, подростков, молодежи;

– коммерциализацией образования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательных результатов с позиций меркантилизма и прагматизма;

– самоустранением Министерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебных пособий, методической литературы и пр.;

– разрушением системы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогических вузов, а также системы постдипломного педагогического образования;

– медлительностью Министерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведения предметной области "Православная культура";

– сокращением количества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданную ревизию их программ;

– неготовностью Министерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем. В частности, на секциях и пленарных заседаниях Министерство отсутствовали "под благовидной причиной" зам. министра Свинаренко А. Г., Калина И. И. и другие.

Докладчиками так же говорилось о необходимости создания в самое ближайшее время реальных механизмов влияния общественности, в том числе, педагогической, на политику Министерства образования и науки РФ, прежде всего, в области формирования содержания общего образования и восстановления деятельности Федерального экспертного совета как независимого органа экспертизы всего массива учебной, учебно-методической, научно-методической и др. литературы с обязательным участием в нем православной церковно-научной общественности.

Участниками работы секции "Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности" была выражена озабоченность тревожной ситуацией, сложившейся в связи с ежегодным проведением в ряде регионов России мероприятий, организуемых местными отделениями тоталитарной секты Общество сознания Кришны. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах в организации подобных "праздников" принимают активное участие и представители региональных органов власти, которые призваны стоять на страже прав и свобод граждан. До сих пор действиям Общества сознания Кришны не дана должная правовая оценка Прокуратурой РФ и ее областными структурами.

Особое место в работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием, и в частности, взаимодействию Университет и Церкви. Обращалось внимание на "архаичность" учебных программ по философии и их приверженность принципам марксизма-ленинизма. Отмечалось, что составители новых ВУЗовских программ по мировоззренческим дисциплинам должны руководствоваться отечественными богословско-философскими традициями в соработничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебных заведений.

Основываясь на результатах работы направления можно сделать такое заключение:

Единство отечественной школы, преемственность ее многовековой традиции, верность принципам российской педагогики на основе православного мировоззрения – залог жизнеспособности российской школы в XXI столетии.

Руководитель направления

протоиерей Борис Даниленко

По материалам источников: Prokimen.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама