В рамках второго направления 15-х Рождественских чтений "Школа в 21-м веке" состоялись пленарное заседание и работа 12-ти секций. Местом их проведения стали Союз писателей России, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Синодальная библиотека Московского Патриархата (Андреевский монастырь), Библиотека "Русское зарубежье", Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (Высоко-Петровский монастырь), Московский педагогический государственный университет, Государственный университет по землеустройству, Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ, негосударственные общеобразовательные учебные заведения (в том числе и православные гимназии и школы), учреждения дошкольного воспитания, государственные общеобразовательные школы с русским этническим компонентом г. Москвы.
Всего с докладами и сообщениями выступило более 230 иерархов, клириков и мирян, среди которых были известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковных образовательных структур.
Особую активность как в подготовке работы направления, так и в ее проведении проявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Калужской, Тамбовской, Ставропольская, Белгородская епархии. Отдельно следует отметить участие в работе ряда секций Белорусского экзархата, чей опыт взаимодействия с государственным органами Республики Беларусь в деле организации православного образования и воспитания в ряде случаев может быть признан образцовым для России.
Центральное место в работе направления заняли темы, связанные с преподаванием изучением православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. Отмечалось так же, что за прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, развивается православное богословское образование (специальность "теология") в высшей школе. При этом активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура). Общественности стало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общего среднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выбору обязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопасной ситуации в российском обществе. К великому сожалению это относится к столице России – Москве.
В докладах отмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признания идеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальной напряженности. Они являются произволом чиновников, забывающих о том, что их долг – служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и тем более антихристианскими убеждениями. Идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормами демократического государства и общества.
Многими докладчиками подчеркивалось, что православные христиане в нашей стране должны более активно добиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткам их ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации, родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никому не позволено монополизировать понятия "светский", "светский характер образования", отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологической позицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий и отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсы православной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.
Отмечалось, что развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и государства, и Церкви, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности, педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур.
Предметом особой заботы и тревоги участников работы направления стали вопросы, связанные с дошкольным образованием и воспитанием. В выступлениях докладчиков отмечалось, что механизм внедрения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в систему дошкольного образования до сих пор не отлажен, а соответствующая работа продолжает осуществляться преимущественно по личной инициативе педагогов-энтузиастов, которым на местах приходится очень нелегко. При росте заинтересованности со стороны родителей и светских педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста на традициях православной культуры продолжают сохраняться трудности в открытии православно ориентированных групп и детских садов, отмечаются даже факты их закрытия. И это в условиях большой очередности по устройству детей в детский сад в государственной системе дошкольного образования.
Развитие массовой практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях сдерживается также отсутствием системы подготовки педагогов и священнослужителей к работе с детьми дошкольного возраста и их родителями притом, что имеются учебные программы и опыт их апробации в высших и средних педагогических учреждениях, системе повышения квалификации.
Участники секции "Дошкольное воспитание и образование в православной традиции" подтвердили тревогу педагогической общественности и родителей по поводу проектов Министерства образования и науки РФ о введении обязательного предшкольного образования, которое практически укорачивает период детства, что может пагубно отразиться на духовном и физическом здоровье маленьких детей. Также выражено серьезное беспокойство и протест относительно продолжающегося антипедагогического вторжения в пространство дошкольного детства СМИ, издателей, изготовителей некачественной мультипликационной продукции, игрушек, продуктов питания и элементов одежды с использованием сниженных, агрессивных, чуждых традиционной культуре образов. В рамках работы ряда секций направления многократно говорилось о необходимости обязательной экспертизы продукции для детей дошкольного и школьного возраста и недопустимости манипулирования детским сознанием посредством рекламы. Так же указывалось на потребность разработки механизма общественного участия в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством создания и организации деятельности на местах региональных родительско-педагогических организаций, способных содействовать расширению сети православно-ориентированных дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное воспитание и образование – это фундамент школы – и среднего и высшего ее звеньев; забота и внимание к ним со стороны иерархов и духовенства должны являться стимулом для трудов практиков и теоретиков этого важнейшего направления.
В ряде секций, "круглых столов" и совещаний направления поднимались вопросы, связанные с традицией и перспективой развития "русской школы". Отмечалось в частности, что в настоящее время в Российской Федерации фактически сформировано образовательное направление "русская школа" как целостная система содержания образования в российской школе, как интегрирующее начало в российском многонациональном сообществе. Становление этого направления происходит на основе Национальной программы "Русская школа как система воспитания и образования"
В докладах и выступлениях направления высказывалась большая тревога за судьбу сегодняшней российской сельской школы, предлагались меры по ее сохранению и развитию с учетом исторического опыта и роли в этом деле православной культуры. Осуждались попытки скоропалительных решений по сокращению малочисленных школ и культурно-просветительных учреждений на селе. Особое внимание обращалось на оздоровление и укрепление сельской семьи на основе православной веры и культуры.
В большинстве секций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ, в частности:
– отсутствием реальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственных ценностей у детей, подростков, молодежи;
– коммерциализацией образования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательных результатов с позиций меркантилизма и прагматизма;
– самоустранением Министерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебных пособий, методической литературы и пр.;
– разрушением системы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогических вузов, а также системы постдипломного педагогического образования;
– медлительностью Министерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведения предметной области "Православная культура";
– сокращением количества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданную ревизию их программ;
– неготовностью Министерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем. В частности, на секциях и пленарных заседаниях Министерство отсутствовали "под благовидной причиной" зам. министра Свинаренко А. Г., Калина И. И. и другие.
Докладчиками так же говорилось о необходимости создания в самое ближайшее время реальных механизмов влияния общественности, в том числе, педагогической, на политику Министерства образования и науки РФ, прежде всего, в области формирования содержания общего образования и восстановления деятельности Федерального экспертного совета как независимого органа экспертизы всего массива учебной, учебно-методической, научно-методической и др. литературы с обязательным участием в нем православной церковно-научной общественности.
Участниками работы секции "Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности" была выражена озабоченность тревожной ситуацией, сложившейся в связи с ежегодным проведением в ряде регионов России мероприятий, организуемых местными отделениями тоталитарной секты Общество сознания Кришны. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах в организации подобных "праздников" принимают активное участие и представители региональных органов власти, которые призваны стоять на страже прав и свобод граждан. До сих пор действиям Общества сознания Кришны не дана должная правовая оценка Прокуратурой РФ и ее областными структурами.
Особое место в работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием, и в частности, взаимодействию Университет и Церкви. Обращалось внимание на "архаичность" учебных программ по философии и их приверженность принципам марксизма-ленинизма. Отмечалось, что составители новых ВУЗовских программ по мировоззренческим дисциплинам должны руководствоваться отечественными богословско-философскими традициями в соработничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебных заведений.
Основываясь на результатах работы направления можно сделать такое заключение:
Единство отечественной школы, преемственность ее многовековой традиции, верность принципам российской педагогики на основе православного мировоззрения – залог жизнеспособности российской школы в XXI столетии.
Руководитель направления
протоиерей Борис Даниленко
По материалам источников: Prokimen.ru