Резолюция круглого стола "Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества", организованного и проведенного Общественным Советом Центрального федерального округа и Советом по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.
Круглый стол "Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества", состоявшийся в Туле 8 февраля 2007 года под председательством Председателя Общественного совета Центрального федерального округа Е.Л. Юрьева при участии Первого заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Ю. Федорова и представителей традиционных конфессий, был организован в целях содействия:
• формированию личностно-ориентированного гражданского общества;
• обеспечению духовной безопасности общества и личности;
• развитию научного и образовательного направления "Теология".
В результате обсуждения проблем российского теологического образования, его роли в развитии российского гражданского общества участники круглого стола пришли к следующим выводам:
1. Партнерство государства и традиционных конфессий является одним из важнейших факторов развития российского гражданского общества, оздоровления нравственной атмосферы и преодоления кризисных тенденций в силу значительного влияния традиционных конфессий на формирование морально-нравственных ориентиров и установок в современном российском обществе.
2. Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы свободы совести и светского характера государства и образования определяют в этих условиях необходимость в специалистах, получивших образование по специальности и направлению "Теология" (специалистах-теологах).
3. Теология, обладая собственной структурой, аксиоматикой, понятийным аппаратом, принципами и методами является, наряду с историей, филологией и философией, одним из базовых направлений фундаментального гуманитарного знания.
4. Теология изучает предельные ценностно-онтологические системы (вытекающие из опыта и теоретически оформленные в соответствующих конфессиях) в их внутреннем становлении и развитии, исторической реализации и практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.
5. Специалисты-теологи востребованы в научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической и социально-практической деятельности и должны широко привлекаться к работе в учреждениях системы высшего и среднего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, институтах повышения квалификации, экспертных сообществах, в том числе государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных; в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; в некоммерческих, общественных организациях, других структурах гражданского общества; в органах социальной поддержки и адаптации населения; в средствах массовой информации.
6. Образовательные программы по теологии, в частности базовая программа подготовки бакалавров, ни существенно, ни содержательно не могут быть заменены программами подготовки историков, философов или религиоведов без ущерба, как для теологии, так и для российского гуманитарного знания в целом.
7. В процессе интеграции российской системы образования в европейскую и мировую системы дальнейшее развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность в качестве необходимого условия обеспечения конкурентоспособности российского гуманитарного знания.
8. Светская поликонфессиональная модель развития теологического образования в России, отраженная в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 2-го поколения, действующих с 2001-2002 гг., отвечает мировой практике и образовательным потребностям российского общества.
9. Развитие поликонфессионального теологического образования под патронажем государства способствует преемству образовательных и научных традиций, выработанных конфессиями в условиях их мирного сосуществования на российской почве.
10. Отсутствие научной специальности "Теология" в Номенклатуре ВАК РФ приводит к невозможности подготовки кадров высшей квалификации в указанной сфере.
В связи с изложенным участники круглого стола считают необходимым:
1. Разработать Комплексную программу развития теологического образования и науки, а также Программу использования специалистов, получивших образование по специальности и направлению "Теология", отвечающую потребностям российского государства, общества, науки и культуры.
2. Создать рабочую группу для разработки указанных программ с участием представителей Общественного совета ЦФО, экспертов, утвержденных Советом по теологии УМО по классическому университетскому образованию, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, представителей вузов, реализующих образовательные программы по теологии.
3. При разработке программ предусмотреть:
• проведение серии научно-практических семинаров и конференций;
• определение конкретных видов научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической, социально-практической профессиональной деятельности выпускников-теологов и подготовить соответствующие рекомендации вузам, разрабатывающим образовательные программы по направлению "Теология" на основании ФГОС ВПО 3-го поколения;
• разработку методических и организационных рекомендаций в отношении возможности преподавания теологических дисциплин студентам различных специальностей;
• разработку методических и организационных рекомендаций чтения курса "основы государственно-конфессиональных отношений" в рамках программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих для обеспечения компетентной деятельности в сфере государственно-конфессиональных отношений;
• проведение в субъектах РФ, входящих в ЦФО, необходимых социологических исследований.
4. Предложить Общественной палате РФ:
• взять под общественный контроль развитие поликонфессионального теологического образования и науки как фактора оказывающего значительное и возрастающее влияние на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
• взять под общественный контроль процесс завершения разработки и утверждения ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению "Теология" и паспорта научной специальности (научной отрасли) "Теология";
• привлечь внимание общественных организаций к вопросам развития поликонфессионального теологического образования и науки.
5. Предложить Общественному совету ЦФО обратиться к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в ЦФО с просьбой об оказании организационной поддержки в разработке указанной программы и в ее апробации в ЦФО.
По материалам источников: Патриархия.ru