Святые мощи или наши немощи? Этот вопрос волновал всех, кто узнал о том, что "мощи святого апостола Филиппа" были выставлены 5 февраля на аукцион в интернете (в объявлении говорилось, что к продаже предлагаются останки православного святого. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора и инвентарный номер). Росохранкультура потребовала вмешательства правоохранительных органов. "Антикварный отдел" ГУВД Петербурга по договоренности с продавцами изъял "череп преткновения". Но стоило обратиться к специалистам Института истории материальной культуры, и интрига рассыпалась.
Утверждалось, что на черепе существует надпись "святой Филипп апостол". Но продавцы не указали, что далее читается "на Нутне". То есть на Нутной улице в Новгороде, где и находилась церковь апостола Филиппа, известная с XII века. Указанный там же год "1899" говорил о времени, когда останки прихожанина этого храма, некогда погребенные на церковном кладбище, были найдены. То ли при строительных работах, то ли при рытье новой могилы.
И место находки, и дата, и почерк надписи свидетельствовали, что этот череп некогда находился в антропологической коллекции новгородского краеведа Василия Передольского (1833 1907), которая после октябрьского переворота была перемещена в одно из уважаемых научных учреждений города на Неве. Передольский жил как раз напротив храма, и по иронии судьбы его дом, где и хранились эти останки, был разрушен Новгородской епархией в 1995 2001 гг. ради строительства каменного "новодела".
Итак, выставленные на продажу человеческие останки "святыми мощами" не являются. Никакого отношения к Музею истории религии, в просторечии называемому Казанским собором, эти человеческие кости, как утверждали продавцы, тоже не имеют. Думается, что история с собором ловкий маркетинговый ход (известно, что все мощи святых, переданные церкви в 1989 1991 гг. Александра Невского, Серафима Саровского и Иосафа Белгородского были найдены именно в фондах этого музея. "Происхождение" черепа из Казанского собора поднимало его рыночную стоимость в глазах потенциальных покупателей).
Вместе с черепом древнего новгородца были изъяты и другие человеческие останки археологического происхождения. На одном черепе существует хорошо читаемая надпись "Уфимская губерния" и сокращение "Арх. ком No...". Императорская археологическая комиссия в 1859 1918 гг. выдавала эксклюзивные разрешения на раскопки, без которых никто, ни епископ, ни олигарх, не смел воткнуть лопату в землю.
На другой челюсти каллиграфическим почерком написано "Саратовская обл. Ровенский р-н. с. Ровное. К 17. 1957. И. В. Синицын". Курганный могильник у села Ровное известный археологам памятник I V вв., где есть и курган No 17. Его раскапывал саратовский краевед Синицын. Он отправлял свои находки на антропологическую экспертизу в Ленинград. Очевидно, перед нами челюсть сармата-кочевника начала I тыс. нашей эры. Судя по всему, все черепа принадлежат пожилым людям, которые могли быть как мужчинами, так и женщинами.
На всех костях есть характерные числа: сначала четыре цифры как номер коллекции, затем, через тире, номер конкретной кости. Все они некогда принадлежали некой научной коллекции, но по неизвестным причинам и неизвестно когда оказались в частных руках. Наверняка в соответствующих журналах зафиксированы подробные антропологические определения. Осталось определить, в каком из научных собраний антропологических останков хранились эти кости. Это уже дело служебной проверки, а не уголовного преследования за "мошенничество".
В этой истории особенно хочется отметить компетентность и тактичность сотрудников "антикварного отдела" питерского ГУВД, людей с гуманитарным образованием из университета, чем-то похожих на интеллигентного Эраста Фандорина из романов Акунина. Питерские "менты" кажутся умницами не только на экране, но и в жизни. Особенно на фоне вопиющей некомпетентности руководителей Росохранкультуры, в частности, Анатолия Вилкова, который начал публично рассуждать о мифической принадлежности черепа святому XVII в. Филиппу Ирапскому.
Не менее забавно было наблюдать, как переданная в СМИ информация превращается в химеру: то найден череп краеведа Передольского, который жил напротив церкви апостола Филиппа, то сам Передольский нашел мощи святого Филиппа и передал их в Казанский собор...
Происшедшее поражает не столько аукционом, сколько общественной реакцией на него. Чиновники патриархии громче всех кричали о "кощунстве" и "падении нравов". Но именно политике патриархии мы обязаны тем, что мощи стали предметом наживы. В 2003 2006 гг. в Россию по разрешению патриарха Алексия (Ридигера) были привезены мощи мучеников Георгия, Елисаветы и Пантелеймона, апостола Андрея, святого Иоанна Предтечи...
Но помимо контролируемых патриархом "шоу" было и много других. На собрании священников в Москве в 2005 г. он осудил самовольный привоз "разрекламированных" святынь, что порождено "тщеславием и корыстолюбием" нашего духовенства. За каждым трафиком мощей стоят серьезные экономические интересы. Как и у интернет-продавцов, которые мало чем отличаются от церковных чиновников, возмущенных их поведением.
В Петербурге уже был скандал с мощами, финансовая подоплека которого возможна. В 1998 г. игумен Лукиан (Куценко) объявил мощами святого Александра Свирского тело неизвестного человека с обрезанными гениталиями, которое находилось в Музее Военно-медицинской академии. 30 июля 1998 г. митрополит Петербургский Владимир (Котляров) признал их святыней, а 29 января 2001-го патриарх Алексий (Ридигер) установил праздник "второго обретения" мощей святого Александра. Трудно сказать, чего здесь больше глупости или мошенничества, но поток паломников и их денег к "мощам" увеличился. Конечно, это не "интернет-аукцион"...
Сегодня вера стала ассоциироваться не с поиском Христа, а с поиском ложных святынь. Это сыграло с россиянами злую шутку. В России человека погребают раз и навсегда. Если его тело не разлагается, то он почему-то считается святым.
На христианском Востоке, в том числе и на Афоне, хоронят "временно". Тело погребают в общей усыпальнице на 3 5 лет. Потом вынимают. Если тело "нетленное", то считается, что земля не принимает этого человека, ибо он грешен. Если сохранились лишь кости, то все нормально, и их ссыпают в общую "костницу". Череп же ставят на полку в шкафу, где лежат и прочие черепа монахов этого монастыря. На черепе пишут имя и дату кончины. И в этот день священник берет череп, приходит в храм и служит панихиду по усопшему собрату. Предлагаю представить эту ситуацию в нашем храме среди православных "бабушек".
В самой же Византии, откуда мы восприняли христианство, мощи обретали, изготовляли, воровали, обменивали, расчленяли, продавали... В XIV XVII вв. греки часто приезжали в Россию за "милостыней", привозя с собой мощи святых. Подлинные или мнимые, Бог весть. Цари, митрополиты и патриархи их охотно покупали. Это не считалось грехом. В то время мощи могли находиться в частных руках. Это тоже было не грешно.
Лишь когда церковь была проткнута "вертикалью власти", все почему-то решили, что лишь высшее духовенство имеет право распоряжаться мощами. И скандал нынешней истории не в том, что кто-то владеет святыми мощами, пусть и не настоящими. А в той истерике, которую общество устроило вокруг происходящего...
Досье
История с продажей мощей началась в начале прошлой недели, когда на сайте antiquariat.ru появилось объявление: "Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер". Продавал мощи некий Георгиев Борис Георгиевич из Санкт-Петербурга, он указал номер своего телефона и электронный адрес.
На объявление наткнулись представители Московской патриархии, возмутились, направили петицию в Росохранкультуру, те обратились в ГУВД Петербурга. В итоге "антикварный" отдел уголовного розыска задержал автора объявления, он оказался посредником, а настоящей хозяйкой останков его знакомая, которая сказала, что приобрела их на одном из городских рынков. Сотрудники угрозыска изъяли мощи. После оценки экспертов выяснилось, что кости святыми мощами не являются, так как принадлежали обычным людям. Петербургские антиквары, опрошенные "Городом", называют эту историю, с одной стороны, позорной, с другой не заслуживающей такого внимания СМИ. Милиционеры с ними, в принципе, согласны. Уголовное дело по статье "мошенничество" по отношению к продавцам "мощей" возбудить, конечно, можно, но поскольку покупателей на чудотворный товар не нашлось и даже цена установлена не была получается, что состав преступления незавершенный, и судебные перспективы дела весьма туманны.
Скандалы с продажей мощей периодически случаются и в Америке, и в Европе. Священнослужители там то и дело призывают прихожан бойкотировать интернет-аукцион е-вау. Несмотря на то что правила этого сайта запрещают торговлю частями человеческих тел объявления о продаже мощей там периодически появляются. Кстати, западные священники особенно сетуют, что среди продаваемых на е-вау мощей попадаются и фальшивые, причем добрые прихожане их скупают и передают храмам.
В России эта история с продажей фальшивых мощей первая. Но другие инциденты имели место. Например, в 1999 году в Москву приехал родственник архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония. Он предлагал частицу мощей святого апостола Андрея Первозванного. Мощи были настоящими: в 1998 году монахи в Австрии подарили их архиепископу, и тот хранил их в своей домашней церкви. После его смерти родственники решили мощи продать за 25 тысяч долларов. Но поскольку в России торговать мощами запрещено их изъяли, на продавца завели уголовное дело, а изъятые останки передали храму Христа Спасителя.
В ряде стран торговать мощами не возбраняется: просто не рекомендуется заявлять публично о своих намерениях. Другое дело если мощи попали к продавцу криминальным путем. В прошлом году архимандрит Греческой православной церкви попытался продать на черном рынке содержимое усыпальницы монастыря. По собственному признанию священнослужителя, он сам вскрыл гробницы на одном из греческих островов и забрал элементы их одежды. Что при этом стало с мощами неизвестно, по утверждению обвиняемого, его интересовали только ризы. Греческие следователи не рискнули лезть в могилу, поэтому вопрос о состоянии мощей остался открытым.
История, схожая с греческой, произошла в 2005 году в Киеве. Староста кладбищенской часовни раскопал могилу, чтобы похитить фалангу пальца похороненной там монахини Алипии. Алипия была хорошо известна в Киеве, где прожила сорок лет. Она носила вериги, предсказывала будущее, лечила людей и выхаживала брошенных домашних животных... Позже староста признался, его программа-минимум была: убедиться в том, что мощи нетленны (к тому времени они пролежали в могиле семь лет). Задача максимум продать их в Америку или Канаду (кто-то ему сказал, что в Северной Америке Алипию причислили к лику святых). Примечательно, что перед раскопками кладбищенский старостаизготовил "разрешительный" документ с липовой печатью Службы безопасности Украины и пытался прогнать с кладбища охрану. С другой стороны, он привлек к раскопкам двух монахинь, желая, видимо, чтобы они стали свидетелями чуда. Но чуда не случилось: спецназ появился раньше. Старосту приговорили к одному году колонии.
Кстати
"Вопиющие камни. Русская Церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий" так называется книга Александра Мусина, только что вышедшая в издательстве "Петербургское Востоковедение".
Это исследование посвящено процессу возвращения Русской Православной церкви культурных ценностей и святынь. Излагая уникальные факты, собранные по крупицам в официальных документах и провинциальных архивах, автор демонстрирует бедственное положение, в котором зачастую оказываются церковные древности, оказавшиеся во владении РПЦ.
Это книга вопросов, ответы на которые находятся не всегда. Одно из наиболее часто встречающихся в книге слов "почему?". Например, "Почему Русская церковь, ранее создавшая памятники и святыни, сегодня оказывается не заинтересованной в том, чтобы их сохранить?".
Александр Мусин, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук, кандидат богословия
12.02.2007
Источник: Город (Санкт-Петербург)