Б Москве конца XIX начала XX века народные гулянья на Масленицу были особенные. Правда, чучело Масленицы уже не сооружали и ритуальных песен не исполняли, но праздник, широко выплескивающийся на улицы, все равно получался радостный, яркий, наполненный звоном бубнов, игривыми переборами гармони и неповторимыми масленичными ароматами. Разгульная, веселая, гудящая Москва, с азартом поглощавшая в эти дни блины, увлекала, завораживала, Музыка, иллюминация, артисты, балаганы, ледяные катки, на которых в стульчиках на полозьях "прогуливали" барынек с детьми, мчащиеся по дорогам сани с веселыми конями в розанах, колокольчиках и бубенцах все это создавало атмосферу живой яркой радости, наполнявшей душу каждого москвича
Но главным атрибутом праздника, как и в древности, были масленичные горы деревянные, очень высокие, ледяные, с разноцветными стеклянными шарами на проволоках и елками по их высоким снежным бортам, с пестрыми флажками в тесовых беседках наверху. С гор "рухались" на дилижансах высоких санях с бархатными скамейками на шестерых, направляемых лихими, чуть навеселе катальщиками на коньках или на низких саночках-американках с бархатными сиденьями, держа в руках бенгальские огни. А в домах в это время накрывались столы, начинался настоящий блинный разгул: блины с икрой, семгой и навагой сменяли блины с припеком (блин запекался с различными добавками кусочками сельди, резаными яйцами, зеленым луком), затем в ход шли блины с сыром, огурцами, творогом. Их сменяли блины молочные, блины легкие, блины с яичком... То количество и разнообразие блинов, которое в те времена можно было увидеть и попробовать, современный москвич вряд ли может себе представить. Как писал А.П. Чехов, "если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними".
В это время не забывали и про нищих их во всю одаривали так называемыми убогими блинами большими маслеными блинами на помин души, которые они прятали за пазуху, и шли по другим домам.
Но Масленица заканчивалась, начинался Великий пост, семь недель которого, напротив, были окрашены очень скупыми и строгими красками.
13.02.2007
Источник: Тверская 13