ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Штрихи к характеристике современной российской религиозности

Олеся Николаева :: 15 февраля 2007

Еще в прошлом веке русский философ Л. П. Карсавин отмечал различие между терминами "религиозность" и "религиозный" – с одной стороны, и "вера", "верующий" – с другой. Действительно, как писал Карсавин, вера, по сравнению с религиозностью, является более объективным понятием: это есть прежде всего совокупность положений, догм, принимаемых за истину, и самый факт признания их истиной со стороны верующего мы называем верой: в центре оказывается не то, что человек верит, а то, во что он верит. И, напротив, говоря о религиозности человека, акцентируется не предмет его веры, а сам факт и способ его верования. Так представляется сомнительным сказать о суеверном человеке как о верующем, но вполне допустимо охарактеризовать его как религиозного.

В этом смысле можно согласиться с Карсавиным, что не всякий верующий – и в этом парадокс – оказывается религиозным, если под религиозностью понимать особую субъек-тивную подкладку веры, особое ощущение личной связи субъекта с предметом веры, его житейского существования – с метафизическим миром: не всякий, искренно исповедающий Символ веры и ходящий в Церковь, имеет способность жить, мыслить, чувствовать, посту-пать по этой вере, узнавать в своей жизни знаки духовного мира, понимать язык символов, на котором Промысел Божий говорит с человеческой душой на ее земных путях. Ибо рели-гиозно в вере то, что непосредственно связано с жизнью человека в религии, что проявляется во всем его существе, в его ментальности, мышлении, поведении, деятельности, определяет его выбор, мотивирует его поступки, а не только принимается или предполагается как истина.

Однако и не всякий религиозный человек может быть признан верующим с церков-ной точки зрения: предмет его верований бывает порой настолько размыт и разноречив, переплетая в себе и языческие суеверия, и предрассудки, и церковные элементы, что если спросить о нем у такого человека, он либо вовсе не сможет дать "отчет в своем уповании" (1 Пет. 3:15), либо представит нечто настолько эклектичное и вульгарное, что такого рода религиозность можно с полным основанием называть вульгарной религиозностью.

Она может вобрать в себя и веру в неумолимую астрологию, в сны и гадания, в при-меты и заговоры, в сглаз и порчу, в хиромантию и каббалистику, но и веру в заступничество Божиих угодников, которых можно "задобрить" в церкви тем, что поставить им свечку или заказать молебен.

За всем этим стоит ощущение связи здешней эмпирической жизни с областью мета-физического: оттуда влияют на жизнь человека всесильные звезды, ниспосылаются вещие сны, оттуда наводят пагубу на того, за кого горела поставленная вверх ногами свеча, оттуда дают сигнал черным кошкам, чтобы они перебегали дорогу тому, кто вознамерился идти не в ту сторону. Но метафизическое может быть воспринято и непосредственно – в виде звучащих голосов, явлений духов, и сверхчувственно можно прикоснуться мирам иным... Тут религиозность делается мистикой, мнимо или реально входя в общение с метафизическим.

В разные исторические эпохи народная религиозность имела свою специфику, свои доминирующие потоки. В конце 80-х годов прошлого века, разгадав, что Чернобыль озна-чает полынь и сопоставив с апокалипсической звездой, заговорили о "князе Михаиле" ("И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего" (Дан. 12. 1), надеясь, что эти избавителем окажется пришедший к власти Михаил Горбачев. Скоро, впрочем, захлопнули книгу пророка Даниила, и сейчас, может быть, мало кто помнит о бы-лых упованиях, подкрепленных библейским текстом.

Но и помимо этого, много было в канун 1000-летия крещения Руси чаяний на возро-ждение России, отыскивали множество пророчеств о ее грядущей не только небесной, но и земной славе... Однако, и тогда, когда происходило у нас нечто чудесное и непредсказуемое, когда стали открываться храмы, а священников приглашать и в школы и на телевидение, звучала апокалипсическая тревога: были пророчества (называли каких-то стариц – Любушка, Пелагея), что храмы то пооткрывают, а вот ходить в них нельзя будет... Религи-озная душа готовилась к тяжелым временам и исподволь вынашивала в себе предчувствие церковного раскола. Все чаще стало звучать тяжелое слово "апостасия" – отпадение, отступничество.

Впрочем, эти же 80-е годы были уже интенсивно окрашены и внецерковной, языческой религиозностью: люди устали от материализма, от борьбы классов, от производительных сил и производственных отношений. Им становилось тесно в мире причинно-следственных связей, им хотелось "духовности" (и это неопределенное звучало все чаще и чаще, пока вовсе не утратило смысл), отношений с потусторонним, уверения в том, что не все ограничивается землей, где все обречено праху и пеплу. Как раз в эти годы получают распространение гороскопы, растиражированные на пишущих машинках – люди больше не желают зависеть ни от государства, ни от идеологии, ни от слепого случая: лучше уж признать над собой непререкаемую нездешнюю власть планет, подчиниться неукоснительному ходу далеких звезд.

Словом, к концу Советской власти в людях проснулись мистические интересы, жажда неведомого, необъяснимого, чудесного. Перестройка открывается именами Джуны, Кашпировского, Чумака. В центральной прессе появляются еженедельные гороскопы. Они пользуются огромным спросом. Их читают, к ним прислужится, по ним корректируют свое поведение.

Да что гороскопы – газеты, не только "желтые", но и считающие себя респектабель-ными, начинают пестреть объявлениями и рекламами дипломированных колдунов. На 300 тысяч дипломированных колдунов в России 15 тысяч священников.

Постепенно происходят некие религиозные мутации. С одной стороны, – магия пытается мимикрировать под христианство. С другой стороны, – и сама народная религиоз-ность без всяких экстрасенсов порой вносит в храм свой собственный "символ веры".

Таков общий религиозный фон, способствующий возникновению все новых и новых суеверий, пытающихся подделаться под православие. Кроме того, появляется большое количество людей, совсем недавно исповедовавших атеистическую идеологию и лишь в недавнем времени пришедших к Церкви, людей, быть может, и искренних, и горячих, но еще не преодолевших в себе "комплекс неофита", а порой, так и остающихся с этим комплексом. В чем он выражается? В повышенном религиозном активизме, в максимализме, в ка-ком-то эсхатологическом раже, в "опрощенчестве", во внешнем доскональном усвоении церковных обычаев (часто – чисто человеческих), в том числе – специфических словесных ходов и оборотов.

Но возникает и целые поведенческие ритуалы, образцы которых нередко почерпнуты из житийной литературы и порой почти карикатурно перенесены в действительность.

Итак, неофит стилизует и обороты речи, и выражение лица, и жесты, и походку, и поведение, и манеру одеваться под монастырский образец, желая тут же устроить свою жизнь по примеру древних подвижников, пребывавших в беспрекословном послушании у своих "старцев".

Происходит ритуализация жизни, сгущение видимой ее стороны, но в зазоры между "ритуалами" сквозит бездна. Одно становится непременным знаком чего-то другого. Означающее требует означаемого. Возникает то, что философ А. Ф. Лосев именовал "мифической отрешенностью" от смысла, от идеи факта ради нового смысла и новой идеи (А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 91).

Развивается и "народная демонология": "лукавый не дремлет", "бесами все кишит". Рука заболела – это вон та тетка, которая в храме тебя задела, навела порчу. Температура поднялась – так это ты яблочко, помнишь, съела – заговоренное... Множится вера в непо-колебимое могущество лукавого, готовящего пути антихристу...

Нарождается смутное неверие в Промысел Божий, в Самого Спасителя. Функции "спасения мира" неосознанно передаются и перераспределяются между святыми. При этом духовная жизнь часто сводится к личной "технике обороны" от силы вражией. Нарождается подозрение, что есть в Церкви какая-то "неполнота", которую нужно восполнить, некие прорехи, которые нужно залатать самим. В народном сознании возникает, порой подспудно, ощущение того, что надо "пополнить" оскудевающую церковную благодать, почерпнув ее со стороны, укрепить иконостас своими – "сильными" иконами, сонм святых – своими чудо-творцами, хотя и неизвестными Церкви, но знающими "тайные, специальные молитвы", "освежить" Священного Писание новыми книгами пророчеств...

Из такой эсхатологической психологии вырастает новая вульгарная догма: Господа в ней как-то поспешно и как бы стыдливо отодвигают на второй план, в некое метаисторическое измерение: мол, был Он Искупитель, да, видать, не все искупил – кое-что осталось искупать и другому лицу. Поэтому вот он – "второй Искупитель": царь Николай Второй, который искупил Россию да и весь мир своей страстотерпческой смертью.

Образ царя (Царя) занимает в новой мифологии и догматике центральное место: только царь (Царь) может противостоять антихристу, поднять Русь с колен и дать ей возможность "с честью встретить Второе Пришествие".

Отсюда почитание Иоанна Грозного, а также "старца" и "пророка" Григория Ефимовича Распутина (они повсюду теперь оказываются в паре), чьи иконы не только все чаще появляются как в жилищах и, но и на крестных ходах и даже в храмах.

Впрочем, аналогичные процессы "канонизации" происходят не только в стане право-славных монархистов, но и в ультралибральных церковных кружках – только здесь избира-ют для церковного почитания Банхоффера и мать Терезу, ничуть не смущаясь тем, что они вообще не были православными.

В этой атмосфере государственной и церковной смуты самой ядовитой из зловещих дымовых шашек оказывается сюжет с ИНН.

В данном случае примечательна та мифология, которой обрастает этот драматический сюжет: с одной стороны, – тот поворот мысли в интерпретации происходящего, который с неизбежностью ведет исключительно к распознаванию "знаков" антихриста в мире и магическому отношению к ним (псевдоправославная каббала), с другой – подспудное, а подчас и явное стремление к образованию собственной церкви (Церкви), противостоящей Церкви "официальной", в которой "воссели пособники глобализма, сионизма, масонства и вообще темных сил" и "нарабатывающей" свою собственную догматику, экклезиологию и патристику.

А вот это уже просто откровенно раскольничья установка: "По предсказаниям старцев (каких старцев? каких предсказаний? – О.Н), со временем Патриарх Антихриста коро-новать будет, поэтому каждый христианин должен быть всегда готов к тому, что почти все Священноначалие будет состоять в ереси, а точнее в богоборчестве. Не Дух Святой приспособился к современности или подвигнулся, уступив место Церкви новой идеологии, а сама организация РПЦ утратила связь с Единой Апостольской Соборной Церковью Христо-вой". ("Первый и Последний")

Общий раскольничий пафос сводится к тому, что в самой Церкви воссели "темные силы", в Патриархии завелась порча, земля корчится в муках от торжествующей поступи апостасии, все берется под подозрение, нуждается в тщательной проверке и испытании. Можно наблюдать неистовый всплеск фольклора на религиозные темы. Всякая бумажка просматривается на свет, нет ли на ней антихристовых водяных знаков, символов, все числа складываются, умножаются, делятся, возводятся в степень, девятки переворачиваются вверх ногами, чтобы выяснить, не мелькнет ли после какого-нибудь математического действия роковое число.

Такой бдительности сопутствует однако, поразительное легковерие. Сны, видения, голоса, истории, более напоминающие фольклор, чем действительные духовные свидетельства, повсеместные явления угодников Божиих и Самой Царицы Небесной, "пророчества" которых слишком уж воспроизводят речь и психологию самих "тайнозрителей", – все это, безоговорочно становясь предметом веры, принимается как источник небесных откровений. Дольний мир, утрачивая полноту творения Божиего, превращается в собрание знаков, примет, ребусов и шифров, незамедлительно подвергающихся навязчивому и одностороннему разгадыванию и дешифровке.

Можно только в горести и сострадании к подобным интерпретаторам, отвращаясь их "бабьих басен" (1Тим. 4. 7), заговорить об анамнезе русской души, констатируя в ней роковое "двоеверие", уродливо и блудно сопрягающее церковные истины с языческим полите-измом и магизмом, веру в Христа – с жизнью "по стихиям мира" (Кол. 2. 8). Нет, не борьба с воображаемым антихристом, но со своим личным грехом, не поиски магического числа, но послушание Матери Церкви открывают России ее путь ко Христу. Это путь, по словам прот. Георгия Флоровского, "от стихийной безвольности к волевой ответственности, от кружения помыслов и страстей к аскезе и собранности духа, от воображения и рассуждения к цель-ности духовной жизни, опыта и видения, от "психического" к "пневматическому" (Г. Флоров-ский. Пути русского богословия. Рaris, 1981. С. 4).

Лишь на этом пути становится слышим и различим этот голос, заглушаемый томи-тельными шумами мира:

– Ей, гряду скоро! Аминь.

– Ей, гряди, Господи Иисусе!

По материалам международной конференции "Православие в постсоветские времена: осмысление ситуации", Минск 2005г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама