Совсем недавно, подводя на страницах газеты итоги ушедшего 2006 года, в разделе "тенденция года" совершенно справедливо было обращено внимание на абсолютно немыслимый и настойчивый поиск соотечественниками путей сближения православно-христианской традиции с разного рода постсоветскими и необольшевистскими ностальгическими умствованиями. Мол, всегда мы жили по вере Христовой и до 17-го года, и после него. Всегда праздновали Пасху и ненавидели католический, читай, буржуазный Запад. Всегда были богобоязненны, хотя и платили партвзносы, сносили храмы, убивали священников и горлопанили на ноябрьских демонстрациях.
Ведь все равно же "свет Христов просвещает всех? Стало быть, он и нас, грешных, просветил.
Одним словом, вера у нас крепчает день ото дня, и особых поводов к беспокойству вроде бы не наблюдается.
Хотя, конечно, от разного рода конфузов и неприятностей никто не застрахован.
Вот на прошлой неделе не застраховались в очередной раз, превратив
"популярное богоискательство" в анекдот.
Скверный анекдот. Мы имеем в виду историю о попытке продажи "святых мощей" по Интернету.
Вновь пытаться разобраться в этой странной до глупости истории особого смысла не видится.
Тут интересно и симптоматично совсем другое.
А именно реакция на происшедшее тех, кто по логике вещей должен оберегать прах наших соотечественников и память о них, невзирая на то, святые ли это мощи подвижника и святителя или останки "раба Божия" чье имя святое ведомо лишь на небесах.
Сначала, как мы помним, никак не могли разобраться, что же это за святой такой Филипп. По первому ходу был назван святой апостол Филипп, так как на черепе, выставленном на интернет-торт, сохранилась надпись "Св. Филипп на Нугне? Однако здравомыслие восторжествовало достаточно быстро, и стало ясно, что речь в данном случае идет, разумеется, о храме во имя святого апостола Филиппа, что на Нутненской улице в Великом Новгороде.
Потом вспомнилось, что в истории русской Церкви есть такие угодники Божий, как Филипп (Колычев) Митрополит Московский, но его мощи почивают в Московском Кремле, Филипп Иранский (из Троицкой Иранской Краснобррской пустыни), Филипп Рабангский (из Рабангского монастыря близ Вологды) и Филипп Янковский (отшельник, подвизавшийся близ Великого Устюга). Однако захоронения трех последних святых уничтожены, то есть, как говорится в подобных случаях, "почивают под спудом" и ждут своего обретения, что может являться исключительно фактом церковной, но никак не общественной и тем более интернет-жизни.
Комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель пресс-службы Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский лишь развел руками: "Мы соберем все необходимые материалы, после чего напишем по этому поводу докладную записку патриарху Алексию II?
Стало быть, мощи никакими мощами и не являются, а так... останками неизвестного. Следовательно, ничего в них святого и полезного для возрождения духовности нет и быть не может, ведь это просто кости, украденные или по нерадению потерянные. Думается, что комментировать этот факт тоже излишне, потому как всякое у нас случается и не такое воровали, и не такое теряли, и не такие деньги (1 тысяча евро) за "серый" товар просили.
А тут еще выяснилось, что останки вообще принадлежат некоей неизвестной женщине!
На этом всяческий интерес к теме был потерян окончательно. Мало ли у нас бесхозных останков кочует по частным собраниям (вспомним Бахрушина), безымянным захоронениям, а теперь и по Сети. За всеми и не уследишь.
Ну что же, как известно, после рассказанного скверного анекдота смеяться не принято. А вот плакать? Принято?
Особенно после такого.
Едва ли, ведь настоящие мужи, "украшенные многими духовными добродетелями", не плачут.
Никогда.
15.02.2007
Источник: Культура