ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Возможен ли реванш исламистов в Центральной Азии?

Игорь Ротарь :: 16 февраля 2007

В январе директор службы национальной безопасности США Джон Негропонте выступил с ежегодным докладом. По мнению главного американского разведчика, репрессии, политический застой и коррупция в странах Центральной Азии создают благоприятную почву для развития "радикальных исламских настроений и движений". Опасность исламских радикалов в этом регионе столь высока, что Негропонте призывает США задуматься о целесообразности партнерства с центральноазиатскими странами в энергетической сфере и борьбе с терроризмом.

Темпы "исламизации" в Центральной Азии действительно впечатляют. Еще несколько лет назад на улицах городов Ферганской долины практически было невозможно встретить женщину в хиджабе. Сегодня в наряде правоверной мусульманки щеголяет едва ли не треть местных женщин. Таджикские и киргизские власти пытались запретить девочкам ходить в хиджабе в школу. Эти попытки окончились безрезультатно. Девочки предпочли отказаться от образования, и власти были вынуждены отступить.

REGNUM

"Армения готова нанести удар по экономическим интересам Москвы"

Саакашвили вручил Садальскому Орден и паспорт

"Стоит поднять вопрос о возвращении России её законных земель"То, что в реальности значительная часть населения Ферганской долины уже сегодня отвергает светские законы и живет по нормам шариата, признают и официальные власти. "Радикальные исламские организации растут в Ферганской долине, как грибы, и с каждым днем их становится больше. Названия многих новых исламских организаций мы попросту не знаем", – утверждает советник директора Агентства по делам религий при правительстве Киргизии Шамсыбек Закиров.

Международная организация Хизб ут Тахрир – наиболее популярная среди радикальных исламских движений в Центральной Азии. Хотя взгляды Хизбут Тахрировцев и выглядят шокирующими с точки зрения европейца, было бы ошибкой считать эту партию террористической организацией. Центральноазиатские власти так и не доказали причастность Хизб ут Тахрир к терактам. Члены партии клянутся, что осуждают насильственные методы борьбы, а халифат может быть создан лишь тогда, когда к этому будет готово большинство мусульман. Спецслужбы не церемонятся с апологетами халифата: человек, у которого найдут листовку Хизб ут Тахрир, рискует попасть за решетку на долгие годы. Но карательные меры приводят скорее к обратному результату. "Каждый суд над членами Хизб ут Тахрир превращается в настоящее шоу, на котором обвиняемые пытаются пропагандировать свои взгляды", – сетовал в разговоре со мной высокопоставленный узбекский чиновник.

Организация Акрамиа получила международную известность после жестокого подавления Ташкентом восстания в узбекском городе Андижане в мае позапрошлого года. Мятеж был спровоцирован арестом бизнесменов-акрамистов. В начале сторонники узников организовали мирные демонстрации, но когда поняли, что власти не отпустят арестованных, взялись за оружие. Ташкент жестоко подавил восстание. Андижанская трагедия имеет свою предысторию. В 1992 двадцативосьмилетний учитель математики Акрам Юлдашев разочаровался в идеях Хизб ут Тахрир и ушел из этой организации. Бывший подпольщик написал философский трактат "Путь к вере". В своем довольно путаном произведении Юлдашев не касался политических вопросов, а лишь рассуждал о нравственном совершенствовании мусульманина. Постепенно вокруг Юлдашева образовался круг единомышленников, которых стали называть акрамистами. " До андижанской трагедии акрамисты действительно не вмешивались в политику", – убеждает меня бывший муфтий Узбекистана Мухамад Садык Мухамад Юсуф. Ему, кажется, можно верить. Эта уникальная фигура для современного Узбекистана. В 1993 году его невзлюбил Ислам Каримов. Опасаясь ареста, муфтий бежал в Саудовскую Аравию. Однако после терактов в Ташкенте в 1999 году президент решил использовать авторитет муфтия и предложил ему вернуться на родину, гарантировав безопасность. Теперь он единственный независимый узбекский богослов, который открыто критикует религиозную политику главы государства, умудряясь при этом оставаться на свободе.

В условиях крайней нищеты, в которой оказались, в том числе андижанцы, активность исламских социалистов вызывала больший эффект, чем самая яростная антиправительственная пропаганда.

REGNUM

"Армения готова нанести удар по экономическим интересам Москвы"

Саакашвили вручил Садальскому Орден и паспорт

"Стоит поднять вопрос о возвращении России её законных земель"Репрессии Ташкента против "исламских социалистов" оказались тщетны. Сегодня ячейки акрамистов подпольно действуют не только во многих городах Узбекистана, но и в киргизской части Ферганской долины. Однако, после андижанского мятежа их уверения в "ненасильственных методах борьбы" вызывают сильный скепсис. Судя по всему, мятеж был тщательно организован. Так называемые мирные митингующие профессионально разгромили воинскую часть и взяли штурмом одну из наиболее укрепленных тюрем СНГ.

"Сегодня сотни правоверных, обвиненных в ваххабизме, томятся в узбекских застенках.. Единственная моя вина перед Исламом Каримовым заключалась в том, что я боролся с воровством и коррупцией", – убеждает меня по телефону из далекой Европы бывший имам ташкентской мечети Обидхон Назаров, один из наиболее популярных теологов в Центральной Азии. Более тысячи мусульман собирались в начале 90-х на его проповеди в ташкентской мечети Махтаба. Власти объявили имама лидером ваххабитов. Опасаясь за свою жизнь, в 1998 году Назаров был вынужден бежать из Узбекистана.

Впервые о ваххабитах в Центральной Азии заговорили в начале 90-х, когда жители бывшего Советского Союза получили возможность обучаться за рубежом. Ваххабиты придерживаются распространенного в Саудовской Аравии ханабалитского мазхаба. Интересно, что Обидхон Назаров, хотя и не признает себя ваххабитом, по сути высказывает те же взгляды, что и саудовские теологи.

В последнее время в Центральной Азии все большую активность приобретает движение "Таблиги джамаат", дословно "общество по распространению веры". Оно возникло в Индии, где после захвата власти англичанами занимавшие до колонизации господствующее положение мусульмане оказались религиозным меньшинством. Большинство центральноазиатских таблиговцев – коренные жители, прошедшие обучение в центрах Таблиг в Индии и Пакистане. "Мы пытаемся, чтобы миссионеры получили разрешение на проповедование в Духовном управлении, однако многие из них игнорируют наше требование", – говорит советник директора Агентства по делам религий при правительстве Киргизии Шамсыбек Закиров. Активность таблиговцев вызывает беспокойство и у правительств других центральноазиатских стран. Причем, если в Казахстане исламских миссионеров просто штрафуют, то в Узбекистане как минимум 10 членов этой организации были приговорены к тюремному заключению.

Широко распространено в регионе мистическое направление Ислама – cуфизм. Суфии пытаются достичь Бога с помощью персонального опыта и медитаций, во многом похожих на те, что используют буддисты и йоги. Орден одного из направлений суфизма основал еще в XIV веке в Бухаре местный жестянщик Накшбанди. Потом его последователи появились во всем исламском мире. В XIX веке сопротивление русским войскам на Кавказе оказывали в первую очередь члены этого братства. Знаменитый имам Шамиль был духовным лидером местного "отделения" ордена. К нему принадлежало и большинство среднеазиатских басмачей.

Во времена СССР КГБ удалось сломить воинственность накшбандийцев. Новым оплотом сопротивления "колонизаторам" стал орден Кадариа. Когда в 1994 году Москва ввела войска в Чечню, члены этого движения особенно яростно вели вооруженную борьбу. К слову, часто мелькающий на российских каналах воинственный танец чеченских боевиков – как раз ритуал кадарийцев.

На первый взгляд может показаться странным, что в целом власти центральноазиатских республик поощряют суфизм. Если в советское время в мавзолее Накшбанди коммунисты разместили склад минеральных удобрений, то в 1991 году узбекские власти отстроили здесь роскошный мемориальный комплекс, куда совершают паломничество тысячи верующих. Более того, центральная улица Бухары, носящая в советское время имя Ленина, переименована в честь Багауддина Накшбанди. На самом деле, такая позиция вполне объяснима. Власти в первую очередь боятся исламского фундаментализма. В этом смысле суфизм является достаточно действенной альтернативой. Однако благосклонность властей исламским мистикам заканчивается, когда суфии становятся их реальными конкурентами. Тысячи людей стекаются на пятничную проповедь в кишлак вблизи Душанбе, где проповедуют суфии два брата, в недавнем прошлом участники таджикской оппозиции. На проповедь к знаменитым суфиям приезжают верующие даже из соседнего Узбекистана.

Практически невероятно, что в ближайшее время властям удастся справиться с исламскими радикалами. Росту их влияния способствует целый ряд факторов: правовой вакуум в послереволюционной Киргизии, крайняя нищета людей и коррумпированность властей в Таджикистане и Узбекистане. И все же опасность исламских радикалов не стоит преувеличивать Годы советской власти не прошли даром для местного населения. Люди в Центральной Азии (по крайней мере пока) на порядок более секуляризированы, чем в соседних Афганистане, Пакистане или даже Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая, куда коммунисты пришли к власти на тридцать лет позже, чем в Центральной Азии. В этой ситуации создание исламского государства здесь просто нереально, так как противниками такого строя является подавляющая часть местных жителей. Однако у хорошо организованных и энергичных исламских радикалов вполне хватит сил для дестабилизации обстановки.

13.02.2007

Источник: РИА-Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама