Болгарский историк-медиевист Георгий Бакалов прокомментировал планы ввести в средних школах изучение религии. Несколько дней назад ему предложили возглавить еще не созданную парламентскую комиссию по изучению данного вопроса. Он, в частности, заявил:
Этот предмет должен быть общеобразовательным, а не вероучительным, он может называться "Религия", но никакого "Закона Божия" в школах быть не должно. Иначе нам придется создавать отдельные учебные пособия для православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев, армяногрегориан и так далее – а в светской школе это недопустимо.
В разговорах о новом предмете каждый исходит из своих воззрений или из воспоминаний о том, как чему-то учили его самого. Никто не думает о конституции. В светской школе не может быть религиозных символов только одного, пусть даже самого традиционного вероисповедания. Нельзя начинать урок с молитвы, нельзя водить учеников в храм на богослужения. Любой такой шаг сразу заставит делить школьников на атеистов, православных, католиков, мусульман, а этого допустить нельзя.
В школе не должны преподавать священники. Пусть организуют воскресные школы при храмах, пусть читают лекции или проводят беседы – это их право, их личный выбор. Но это не может стать обязательным предметом в болгарской школе.
Итак, предмет должен быть светским и носить общеобразовательный характер. Это значит – он будет обязательным. Затем нужно решить, кто же его будет преподавать. Для этого надо запустить пробный проект в тех городах, где подготовленные учителя уже есть. Людей с богословским образованием у нас – раз-два и обчелся, а речь идет о десятках тысяч учебных часов. Значит, нужно использовать учителей болгарского языка, истории, географии, философии – им придется закончить магистерские курсы, дающие право преподавать предмет "Религия".
Для подготовки учителей понадобится время: магистерские курсы быстрее чем за 2-3 года не закончишь. Так что с осени 2008 года реально ввести предмет только в больших городах, чтобы потом медленно распространять его по стране.
Еще одна проблема – написание учебника. Начинать нужно, уже имея учебники на 3 года вперед, чтобы было время вовремя готовить следующие. И не нужно думать, что учебник сразу окажется идеальным – практика покажет достоинства и недостатки, и наверняка придется что-то исправлять на ходу.
Предмет должен содержать сведения о нравственных основах тех религий, которые имеют отношение к нашей стране. А вталкивать туда сведения о всех религиях мира не нужно. Начать нужно с дохристианских религиозных представлений наших предков – сперва древнейшего населения Балкан, а затем славян и протоболгар. Затем – христианизация и так далее.
Изучение этого предмета должно начинаться с первого класса и продолжаться до десятого включительно, по часу в неделю. Младшим классам лучше подавать все сведения как сказку. Чем писать солидные академичные учебники – лучше вообще за это дело не браться.
В такой занимательной форме можно подать новозаветные притчи (о талантах, о блудном сыне и др.), многие моменты из земной жизни Иисуса Христа. Стиль можно упростить, главное – добиваться, чтобы дети делали выводы, чтобы сохранялась дидактичность.
Сложность должна нарастать постепенно – в девятом-десятом классе курс должен носить философский и культурологический характер. В этом возрасте ученики уже могут осознать то или иное вероисповедание как часть индивидуальности той или иной нации или цивилизации. Ведь религия – образ целой культуры, а в сегодняшнем школьном курсе это игнорируется. Об этом сообщает " regions.ru"