Московский Музей современного искусства в рамках программы специальных проектов Второй Московской биеннале современного искусства представляет большой выставочный проект "Верю"
Куратором выставки является известный художник, знаменитый "человек-собака" Олег Кулик. Инициируя проект, его создатели формулировали свои вопросы к художникам: "В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает вас в священный трепет? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?". Олег Кулик и его товарищи убеждены, что сегодня "настало время взглянуть на человека и мир вокруг не через призму очередной модной философии, но принципиально новым для современного искусства взглядом человека, верящего в жизнь во всех ее проявлениях". О том, во что верить или хотят верить современные художники, как и о самом проекте мы побеседовали с куратором выставки Олегом Куликом и одним из ее участников художником Львом Евзовичем
Российская газета
Ваш проект стартовал в здании винзавода рядом с метро "Курская", в уникальном выставочном пространстве, которое совсем недавно появилось в Москве. Как вы нашли его?
Олег Кулик
Мне это пространство подсказала Таня Арзамасова, супруга Льва Евзовича, вместе с ним создавшая группу АЕС, которая тоже участвует в нашей выставке. В разговоре с ней как раз и родилось название "Верю"
РГ
Каков был принцип участия в проекте? В него вошли только люди с религиозным чувством?
Кулик
В нашей выставке практически нет людей, которые бы были истово религиозны. Это духовные, светлые люди, которые заняты вопросами искусства. И все же, если их напрямую спрашивать, они скорее себя назовут если не атеистами, то людьми внецерковными. Или людьми, которые считают, что наука являет более высокий уровень развития, чем религия.
РГ
Ваша выставка (да и многие иные проекты, такие как фильм "Остров") апеллирует к потребности в иррациональном, религиозном. Вам кажется, что сегодня мы переживаем кризис рационалистического сознания?
Кулик
Да, этот кризис налицо. Но что значит кризис? Это некоторая ступень роста. Ведь человечество тысячи лет жило с ощущением, что мир сложен, непознаваем, загадочен. Я имею в виду даже не религиозное переживание как таковое, но осознание того, что есть некое пространство, которое тебя сильнее, которое подчиняет тебя. И это очень важно, что такие люди, как Петр Мамонов, Паша Лунгин, возвращают нас к этим темам
РГ
На одном из выступлений по поводу этого проекта известный поэт и художник Дмитрий Пригов сказал, что еще недавно художник должен был выступать по отношению к действительности как ее критик. Сегодня же потребность в таком критическом взгляде якобы отпала. Вам не кажется, что в таком случае художник легче становится объектом манипуляций? В частности как в случае вашего проекта осуществляет госзаказ на религиозную риторику
Кулик
Да, действительно здесь для кого-то может быть и мода. Все зависит от того, как ты к этому относишься. Либо ты приходишь в церковь, чтобы показать начальнику, что пришел, либо излить свои переживания, чувства. И по одному человеку нельзя судить, зачем именно люди ходят в храм.
Лев Евзович
В этом проекте мы говорим не о критике институции, а об обращении художника к той огромной энергетике, которая содержится в религиозном, вообще в иррациональном. Можно не верить в Бога, но в готических или барочных соборах, в картинах, рожденных в рамках церковного искусства, есть такая огромная энергетика, которая может в теперешнем духовном кризисе поддержать искусство. И мне кажется, что после ХХ века, который был так рационально критичен, мы сейчас вновь возвращаемся к эпохе барокко с ее экстазами, кстати, порой вполне телесными. В проекте "Верю" содержится и какая-то переоценка истории искусства, которая так или иначе была связана с этой религиозной энергетикой.
РГ
Государство начинает проявлять интерес к тому, что раньше игнорировало или отрицало к актуальному искусству. Фестиваль современного искусства "Территория" получил невиданную государственную поддержку. Насколько вы ощущаете эту связь, которая возникает сегодня между современным искусством и властью?
Кулик
Слава богу, что государство обращает свое благосклонное внимание на такие сложные и до сих пор малоинтересные для него области. На фестивале "Территория" я ничего не получил, напротив, потратил свои и нервы и силы, рассказывая студентам из провинции о современном искусстве и перформансе. Все. Где здесь государство? Если эту акцию как-то поддерживало государство, я только приветствую. Как и многое другое. Когда Путин был в Монголии, он сказал там очень важные для меня вещи. Он говорил о том, что это уникальная страна, которая сохранила тысячелетний уклад жизни, и, следовательно, запас сил и связей с историей. Да, у нас могут быть огромные ракеты, но мы не знаем, как жить. Мы несчастны. У монголов нет огромных ракет, но они дико счастливы. И надо этому у них учиться. Наша близость с Монголией это мистический союз
РГ
Были ли художники, отказавшиеся участвовать в вашем проекте? Вообще можете ли вы рассказать о реакции художественной среды?
Кулик
Яркий критик выставки художник Дмитрий Ильинский, целую дискуссию затеял в Интернете. В ней участвует много эмигрантов и наших людей, которые называют себя левыми. Некоторые художники, Анатолий Осмоловский, например, и в проекте участвуют, и в этой дискуссии. Мы получили около 300 горячих писем. Ильинский говорит, что подло делать выставки, которые раскалывают художественное сообщество. То есть возникли всякого рода моральные оценки этой акции
Евзович
Это свойство нашей левой критики. У них все решается не на визуальном, подсознательном уровне, а на уровне каких-то текстов и определенных политических позиций. Это старая, заскорузлая позиция, в которой, если ты не левый, то тебя будут критиковать только за это. В их сознании существует обязательная, жесткая привязка художника в какой-либо политической идеологии. И плюс к тому, эти люди подчас очень умные ребята, но часто производят плохое искусство. Среди концептуалистов были очень сильные художники, но у них есть сильнейший разрыв мозга с глазом. У людей могут быть идеи, но у них нет глаз. И у них нет рук...
Кулик
У них нет души...
РГ
Значит ли это, что ваш проект имеет амбицию заявить о новой эпохе современного искусства? И заодно покончить с эпохой концептуализма?
Евзович
Концептуализм закончился давно. Еще в начале 90-х он закончился как какая-то органическая система, связанная с жизнью. Но мне кажется, что эта выставка постулирует какой-то еще, уже третий после 90-х годов, этап. После бурных 90-х наступило время, когда можно было искать и находить свои институции, свои пространства, свой рынок, без которого ничего невозможно. За эти пять-шесть лет, пока структурировалась художественная среда, какая-то дискуссионная часть атрофировалась и стала несколько туповатой. "Верю" стал первым проектом, в рамках обсуждения и подготовки которого мы вновь стали общаться после какого-то огромного перерыва
РГ
Можно ли провести параллель между вашей выставкой и знаменитой 17-й молодежной, которая в 1987 году впервые вывела из подполья всех современных художников и тоже создала огромное поле дискуссии
Евзович
Если тогда мы из репрессивного состояния поднимались на поверхность, то сейчас мы уходим в личные, индивидуальные глубины. Можно сказать много критических вещей, но мы вдруг осознали, что ничего не сможем изменить, если не рассмотрим ситуацию немножко глубже: кто же мы такие, из чего состоит эта страна и ее ментальность.
20.02.2007
Источник: Российская газета