Часть 1 | Часть 2
"В 1937 году Сталиным была объявлена "пятилетка атеизма", в результате которой страна должна была забыть само слово Бог, – Перед Русской Церковью разверзлась бездна, и какой леденящий ужас и одиночество испытывал при этом ее Предстоятель митрополит Сергий, заклавший за нее душу свою, неужели тщетно? Но казавшееся бессмысленным, его служение примирения Русской Церкви пусть с безбожной, но государственной властью принесло нежданный благодатный плод, пишет митрополит Владимир (Иким). Война! Страшнейшая и кровопролитнейшая во всемирной истории, она явилась тем жгучим лекарством, коим Господь Промыслитель врачевал омертвевшую душу народа-богоносца, и тем грозным средством, что понудило безбожную власть дать спасительный глоток воздуха уже задыхавшейся Русской Церкви. Союз Церкви и сталинского режима, немыслимый в любых других условиях, становился законным и необходимым в войне против гитлеровского нашествия – в борьбе за существование самого русского народа Божия".
22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел В.М. Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения И.В. Сталина к советскому народу митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору.
В тот же день митрополит Сергий стал рассылать Послание "Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви" по всем приходам Русской Православной Церкви. В Послании говорилось: "Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе.... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания... Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может... Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину.... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!"
Потрясающий документ! То, о чем лишь впоследствии сначала робко, затем более решительно будет заявлять советская пропаганда, Патриарший Местоблюститель написал в первые часы войны. Церковь уже определила лицо врага, указала на истоки грядущей победы, на перерастание народной войны в священную. Песня "Идет война народная, священная война..." прозвучит на улицах Москвы через несколько дней.
Слова, обращенные к "братьям и сестрам", о нашем "правом деле", о "великих предках", которые должны были вдохновить стоящих насмерть русских воинов, неслыханно, абсолютно новые в устах коммунистического руководителя! повторит 3 июля 1941 года в своем выступлении по радио Председатель Комитета Обороны И.В. Сталин.
В осадные октябрьские дни 1941 года, когда до Москвы, до Кремля фашистам оставалось едва ли полсотни километров, митрополит Сергий вновь обращается к московской пастве: "Не в первый раз русский народ переживает иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли!. Силен враг, но и Велик Бог земли русской так воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас теперешнему нашему врагу".
7 ноября 1941 года войска прямо с парада уходили на фронт. Верховный главнокомандующий – теперь уже с трибуны мавзолея обратился к воинам и говорил о вещах, далеко отстоявших от идеологии того времени: пусть вдохновляет вас образ великих предков...Сталин называл имена святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, имена Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова... Вот кто должен был вдохновлять бойцов Красной Армии! Это был последний резерв у Верховного главнокомандующего. В тот момент иных резервов под Москвой не было...
А в 1942 году, несмотря на военное положение, на комендантский час, в Москве было разрешено празднование Пасхи. Впервые за много лет на празднование Воскресения Христова в Богоявленский собор стянулись тысячи людей...
4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя перевезли из его скромных покоев в Баумановском переулке, которые он занимал в продолжение 15 лет, в роскошный особняк в Чистом переулке – бывшую резиденцию германского посла графа Шуленбурга. Митрополиту Сергию объявили, что вечером ему предстоит визит в Кремль...
Сталин и Молотов приняли тогда трех иерархов Русской Православной Церкви – митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).
Сталин стал расспрашивать о нуждах Церкви. Митрополит Сергий спокойно указал на необходимость широкого открытия храмов, выборов Патриарха, которого со дня смерти Первоиерарха Тихона в СССР не было 18 лет, открытии духовных учебных заведений, поскольку у Церкви не хватает кадров священнослужителей.
"Сталин поинтересовался: "Что это у вас так плохо с кадрами"? То была лукавая провокация. Кадры Церкви – десятки архиереев и тысячи священников – в это время томились в тюрьмах, лагерях, ссылках. Но стоило Предстоятелю Церкви заикнуться об этом – и тиран немедленно отдал бы приказ расстрелять их всех, – пишет митрополит Владимир (Иким). – Многогрешный старик-митрополит, сохранивший всю остроту ума, отвечал на сталинскую провокацию льстивой шуткой: "Что делать, если из наших семинаристов получаются генеральные секретари?". И вместо кровавой расправы польщенный "генсек из семинаристов" даровал свободу служителям Церкви! То было великое чудо Господне: митрополит Сергий сумел затронуть какую-то сокрытую струну даже в "металлической" душе генсека. Сталин уже никогда больше не являлся врагом Православной Церкви. (Среди наших прихожан бытует упорное предание о том, что незадолго до смерти Сталин велел пригласить к себе "мракобеса" исповедавший и причастивший его молодой священник в тот же час стал совершенно седым.). Десятилетняя передышка, полученная Церковью в условиях режима, основу и сущность которого составляло богоборчество, поистине поразительна. Именно благодаря этому смотрению Промысла Божия успела Русская Церковь окрепнуть и вынести новую волну гонений, воздвигнутых Хрущевым...".
... Беседа Сталина и Молотова с тремя иерархами затянулась до 3 часов ночи. В заключение разговора Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении его текста участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в "Известиях".
Сталин проводил гостей до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв "под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел по лестнице вниз и сказал на прощание: "Владыко! Это всё, что я могу в настоящее время сделать для вас!".
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви – первый после 1918 года – состоялся через четыре дня после встречи в Кремле. Собор открылся 8 сентября, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, особо почитавшейся митрополитом Сергием, в новом здании Патриархии в Чистом переулке. В нем участвовало 19 архиереев все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях. Большинство участников Собора составляли исповедники, таившие под святительскими облачениями тела, изъеденные лагерными вшами, цингой и чахоткой. Собор единодушно избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе 12 сентября, в день памяти святого князя Александра Невского, небесного покровителя Русской Земли.
8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Георгия Карпова. Новая политика советского государства по отношению к Церкви не предполагала равенства сторон и взаимных обязательств. Никакого договора между Церковью и государством, который определял бы новое положение вещей, не было. Был широкий жест "милости" безбожной власти к прежде гонимой ею Церкви. За всем этим стоял трезвый политический расчет. И все же...
После встречи митрополита Сергия со Сталиным Церковь получила возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы, возобновлять духовное образование и церковную печать. На фотографиях этого периода Патриарх Сергий – убеленный сединами старец с закаленным духом и волей, с какой-то особой силой во взгляде, мудро и уверенно ведущий церковный корабль сквозь житейские бури XX века.
Он не дожил до Победы, которую приближал всеми своими силами. Святейший Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 года. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг.
Погребение Святейшего состоялось 18 мая 1944 года в Никольском приделе Богоявленского кафедрального собора. На отпевание Первосвятителя к собору стеклись многотысячные толпы православного народа. Храм был заполнен до отказа, народ запрудил все пространство, примыкающее к собору. "Для него дорога была Правда Церковная, сказал на отпевании Святейшего настоятель собора протоиерей Николай Колчицкий, он жил только ради Церкви, ради ее благ".
Вот, что писал о Патриархе Сергии великий русский святой – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): "Людям высокопоставленным часто свойственна величавость, сознание собственного достоинства и превосходства, неровность в обращении с людьми. Ни тени этих отрицательных свойств никто не видел в почившем великом Святителе, всегда сознававшем себя рабом Божиим и потому полном смирения. Знаем мы, что такие светлые и благие свойства духа приобретаются только великими подвигами служения Богу и неустанной, ставшей потребностью, молитвой. Верным и великим служителем Богу и славой Церкви Христовой был в Бозе почивший Патриарх на протяжении всей своей долгой жизни и усердно черпал благодать Божию в долгих и частых молитвах, богослужениях и таинствах. При таких светлых нравственных качествах Святейший блистал исключительно большим и ясным умом, просвещенным глубокой богословской ученостью. Незабываемы его полные глубины мысли знания канонов и истории Церкви, обширные ответы его противникам, оспаривавшим его права на местоблюстительство престола Патриаршего. О нем уже на соборе 1918 года говорили, что он видит на аршин под землей".
А вот отзыв известного богослова, историка Церкви Владимира Николаевича Лосского (Франция): "До конца времен Церковь сохранит память великого святителя, наряду с другими именами, которые знает каждый христианин. Когда умер Василий Великий, его друг и сотрудник святитель Григорий Богослов мог сказать: "Все было велико в тебе, великий Василий, одно лишь было мало: всего только 8 лет ты был епископом Кесарии". То же можно сказать о почившем возглавителе Русской Церкви. Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси. Но как Патриарший Местоблюститель он почти 18 лет управлял Русской Церковью. Старый мир, мир византийских традиций, восходивших к Константину Великому, тот мир, который казался многим миром самого христианства, внезапно распался до основания, и на его месте возникал новый мир, вне христианства, но не вне Божией воли, определяющей исторические судьбы. Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в богоустановленность Церкви".
В 1948 году над могилой Святейшего Патриарха Сергия было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом – последняя, покаянная работа известного зодчего академика Алексея Щусева. До октябрьского переворота по проектам этого архитектора строились храмы, а после мавзолей Ленина...
В апреле 2005 года администрацией города Арзамаса совместно с Нижегородской епархией был объявлен конкурс на лучший проект памятника Святейшему Патриарху Сергию в честь 140-летия со дня его рождения. Памятник откроют в родном городе святителя на площади его имени к осени 2007 года.
В церковной и гражданской истории России среди исповедников Христовых имена святителя Тихона и Святейшего Патриарха Сергия навсегда стоят рядом.
Источник: Фонд стратегической культуры