ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сказ о бедности

5 марта в Москве открылось XI соборное заседание Всемирного Русского Народного Собора, в центр внимания которого поставлена тема "Богатство и бедность: исторические вызовы России".

Владимир Максименко :: 06 марта 2007

Уже несколько лет рассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественного обихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведут члены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные деятели, публицисты, но странное дело: количество произносимых ими слов упорно, годами не переходит в качество. Волны публичных дискуссий накатывают на массив российской бедности одна за другой, но эта скала стоит неколебимо.

Бедность и малообеспеченность огромного большинства населения России на фоне льющегося на страну нефтедолларового дождя является в начале ХХI века если не главной, то наиболее скандальной приметой жизни 140-миллионного народа. Богатство (сверхбогатство) одних и бедность (на грани нищеты) других достигли в стране такого контраста, какого русская история еще не знала. Здесь мы, действительно, поставлены перед историческим вызовом, суть которого в том, что водораздел "бедность – богатство" превратился в линию разрыва социальной ткани, линию раскола российского общества на "две России", потенциально антагонистичных. Удовлетворительного (практически значимого) ответа на этот вызов мы не имеем до сих пор.

А получить ответ необходимо, ибо бедность небезопасна. В условиях все более жесткого международного окружения потенциал внутрироссийского антагонизма делает общество и государство исключительно уязвимыми. Выступая в Мюнхене, В. Путин назвал "преодоление бедности" в числе основных составляющих международной безопасности, но точно в такой же мере это относится и к безопасности национальной.

Ненормально большой, не сокращающийся разрыв между богатством и бедностью делает Россию все менее единой, – оттого все более слабой внутри и все более неуверенной вовне. В мире, где безудержное стремление к глобальному превосходству опирается на гипертрофированную военную силу, подобная слабость прощена не будет. Все сроки, когда эта слабость могла быть терпимой, для нашей страны прошли.

Приблизит ли нас Всемирный Русский Народный Собор, заявивший о себе как о "пространстве общенациональной дискуссии по самым важным проблемам, которые беспокоят людей", к искомому ответу? Если да, то станет ли этот ответ не только интеллектуально состоятельным, но также общественно признанным и политически обеспеченным? Что для этого нужно?


Российское общество не стоит на месте в своем идейном развитии. За последние годы проделана значительная работа в области исследования феномена русской цивилизации. Это чрезвычайно важно, но здесь есть одно "но": рост внимания к традициям русской цивилизации нередко ограничен и замкнут у нас кругом нормативных ценностей, когда идеально должное, как говорят философы, отрывается от актуально сущего и рефлексия, даже изощренная, оказывается бессильной.

Можно вдохновенно и с философским блеском трактовать о духовно-нравственных ценностях "русской цивилизации", ее глубоко самобытных чертах и при этом забывать, что инерция увеличения разрыва между бедностью и богатством в нашем обществе с каждым годом неуклонно уводит нас в сторону от всякой цивилизации вообще.

Ибо все цивилизации тем и отличаются от варварства, что владеют сложным законом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ возрастающего общественного богатства. Когда они утрачивают знание этого закона, цивилизации гибнут.


Бедность как массовое общественное явление имеет много видов, обличий, причин, степеней, факторов. В рассуждениях об относительном характере бедности, о многоликости ее проявлений и т.п., легко потеряться. Нам же нужна сегодня интегральная характеристика российской бедности конца ХХ – начала ХXI веков, пригодная для того, чтобы стать инструментом практического политика.

Привыкнув к языку ирреальности, мы заученно повторяем: "проблема бедности". Помилуйте, какая еще "проблема"?! Не "проблема", а вопиющее зло, которое с вызывающей наглостью утвердилось в нашей жизни с начала 90-х годов и продолжает победоносно торжествовать. Имя этому злу – общественно санкционированный отказ человеку в средствах существования, достаточных для воспроизводства жизни.

С самых первых дней "нового порядка", когда ярлык на правление Россией был выдан "правительству демократических реформ" Ельцина – Бурбулиса – Гайдара, воспроизводство жизни в России оказалось заблокировано. Не надо много статистики, не обязательно аккумулировать цифры многочисленных ограблений народа России – ограбления 92-го года, ограбления 95-го года, ограбления 98-го года... Есть очевидность, которая красноречивее всяких цифр: вымирание людей в нашей стране, корректно именуемое в политических речах "демографическим кризисом", продолжается 15-й год подряд! И если уж говорить о "проблеме", то формулируется она предельно просто: как РАЗБЛОКИРОВАТЬ механизмы социальной самозащиты и политического действия, которые остановят происходящее сползание российского социума к черте исторической смерти?

"Историческая смерть" – не гипербола. Для того, чтобы она наступила, совсем не нужно, чтобы вымерли все 140 миллионов: всего то и нужно, чтобы окончательно истончился и сошел на нет самосознающий, совестливый, подвижнический элемент в народе.

Сегодня для этой истребительной операции достаточно удержать еще на некоторое время существующий порядок вещей, который обеспечивает дальнейшую НЕГАТИВНУЮ СЕЛЕКЦИЮ во власть. Порядок вещей, при котором "элитой", избрАнными – вопреки всем нормам цивилизованного общежития – становятся худшие по определению.

Именно такой порядок вещей – с опорой на прямое насилие – был установлен в России в правление незабвенного Бориса Николаевича Ельцина, и он не сломан до сих пор. Начав, таким образом, рассуждать о бедности, мы непременно приходим к самому злободневному вопросу дня. С одной стороны, это вопрос сугубо политический, ибо он указывает на главную аномалию организации власти в России, а, с другой стороны, – это вопрос культуры. Потому что это они – худшие по определению – запустили в России такой мощный аннигилятор культуры, как модель экономического роста БЕЗ ЦЕЛИ. Модель запрограммирована на экспроприацию большинства и одновременно ведет к устранению из культуры необходимого ей "смысла" – духовных ориентиров и нравственных целей развития. И это опять-таки последовательное движение прочь, в сторону от цивилизации.

06.03.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама