Ожидание лучшей жизни накалено до предела. Кажется, что если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле...
Всегда ли богатство грех, а бедность добродетель? Может ли праведник быть успешным бизнесменом? Как соотносятся вера и социальная справедливость?
Это вопросы насколько богословские, настолько и самые что ни на есть практические.
И не случайно так часто обращались к текстам из Священного Писания в своих докладах и выступлениях участники XI Всемирного русского народного собора, который в течение трех дней проходил в Москве. Ведь тема его "Богатство и бедность: исторические вызовы России".
Вовсе не так однозначны, например, самые популярные евангельские строки о проблеме богатых на пути в рай.
О том, что "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".
На Соборе эти строки вспоминали не раз. Но объясняли, что речь вовсе не о самом богатстве, а об отношении к нему и использовании. Если внимательно вчитаться в Евангелия, то можно обнаружить этот важный нюанс. Апостолы Матфей и Лука излагают слова Христа почти одинаково: "Трудно богатому (или имеющему богатство) войти в Царство Божие". А вот евангелист Марк дает такой вариант: "Трудно надеющимся на богатство..."
Это и означает, что нельзя богатство абсолютизировать, считать гарантией личного благополучия, присваивать себе его плоды.
Проще говоря: надо делиться.
А еще это проблема социальной ответственности капитала.
Такую проблему обозначил уже Патриарх Алексий, открывая Собор. Он ясно дал понять, что без обращения к вечным и высоким истинам нам не разобраться в практических земных противоречиях. Не найти ответа на самые актуальные вопросы.
Если стяжание становится для человека или народа смыслом жизни, сочетается с жестокостью, несправедливостью, гордыней, глухотой к страданиям ближних, то оно, несомненно, является греховным, сказал Патриарх. Впрочем, нельзя забывать о том, что не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением для человека, озлобить его, ввергнуть в глубину отчаяния и даже подтолкнуть на преступный путь. Вот почему преодоление бедности наша задача.
Обсуждать эту задачу на Соборе взялись около двух тысяч представителей шестнадцати стран мира, семидесяти регионов России, всех традиционных религиозных общин страны. Среди них духовные лидеры, государственные, политические, общественные деятели, ученые, писатели, бизнесмены.
Обсуждение этих проблем велось в нескольких секциях и оказалось чрезвычайно острым. Такие докладчики, как, например, Дмитрий Львов, епископ Феофан, Евгений Примаков, Сергей Глазьев, обращались к самым насущным вопросам экономики и социальной жизни. И анализировали их глубоко и смело.
Но, пожалуй, самым ярким было выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Ожидание лучшей жизни, сказал он, накалено до предела. Кажется, что если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле... С одной стороны страна владеет несметными богатствами, которыми Господь щедро наделил наши недра. По разным подсчетам, в нашей стране сосредоточено от 30 до 40 % полезных ископаемых земли. Благодаря экспорту природных ресурсов собирается Стабилизационный фонд, а также богатеет очень незначительная часть общества. С другой стороны большинство населения страны живет в нищенских условиях. Можно было бы сказать: "Не надо завидовать, а надо работать". В том-то и дело, что люди работают, а получают за свой труд гроши.
Митрополит Кирилл привел статистические данные о том, что в России доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных в пятнадцать раз. И предположил, что с учетом реальных доходов состоятельных граждан эта разница в 20-25 раз. Для сравнения в Швеции разрыв в доходах составляет 4 раза, а в среднем по Европе эта цифра не превышает 6-7 раз, в США 9. Преодоление вопиющего неравенства в России, заключил митрополит, это в первую очередь вопрос выживания нашей страны.
Владыка Кирилл вспомнил русскую поговорку: "Кому-то есть нечего, а кому-то жемчуг слишком мелкий".
Стыдно перед всем миром, сказал он, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения в то время, как на их Родине люди получают мизерные зарплаты...
По мнению митрополита Кирилла, Россия сегодня должна избрать модель развития, основанную на синтезе научно-технического прогресса и модернизации, не наносящих ущерба Божьему творению, и любви и верности нашего народа своей духовно-культурной традиции. В центре этой традиции как главная опора духовность, культура и язык русского народа в творческом взаимодействии с духовно-культурными традициями других народов России. Не станет ли этот синтез контуром той национальной идеи, которую уже на протяжении многих лет мы стремимся сформулировать для себя?
Итогом обсуждений стал документ Соборное слово, который участники направили президенту В.В. Путину и правительству РФ.
"Порочный курс на личное обогащение в ущерб интересам государства и народа чужд исторически сложившемуся российскому общественному укладу, говорится в этом документе. Не имеет перспективы и ставка на замену олигархической модели бюрократической системой управления. Обе они не в состоянии решить проблемы коррупции, включая расхищение государственных средств, инфляции, сокращения населения, кризиса социального обеспечения, науки, образования.
Проблему бедности следует решать конкретными политико-экономическими средствами с учетом краеугольных ценностей, присущих нашей национальной традиции".
Среди практических предложений Собора вопрос о введении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши с тем, чтобы вырученные средства полностью направлялись на сокращение имущественных диспропорций. При этом соборяне выступили против увеличения налога на жилье в соответствии с определяемой рыночной стоимостью недвижимости. Он ударит не по богатым, а по бедным, не даст оформиться среднему классу. Многие люди получили свое жилье еще при прежней социально-экономической системе, а сегодня могут оказаться перед необходимостью платить налог по рыночной цене и в результате лишиться крыши над головой или средств на самые необходимые расходы. Высокий налог на жилье, по мнению участников Собора, возможен лишь в случае недавнего приобретения недвижимости, превышающей бытовые потребности среднего россиянина.
"К сожалению, правительство пока не дает понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства Стабилизационного фонда находятся за рубежом, что ставит Россию в зависимость от уровня политических отношений со странами, где эти средства размещены, говорится в Соборном слове. В итоге возникает угроза экономического шантажа и потери суверенитета страны. Нужны действенные механизмы использования Стабфонда для развития высокотехнологичной промышленности, обновления инфраструктуры, поддержки науки и образования, а также для помощи наиболее незащищенным слоям населения детям-сиротам, пенсионерам, инвалидам, переселенцам."
Отдельно участники Собора обратились собственно к богатым.
"Бизнес в России должен вернуть себе авторитет через заботу о простых людях не только тружениках, но и тех, кто не в состоянии себя обеспечить,
заявляет Соборное слово.
Большинству предпринимателей необходимо критически переосмыслить свой образ жизни и свое отношение к народу. Мы призываем их помнить о Божием суде, помнить, что нельзя кичиться своим благополучием рядом с трагедиями миллионов ближних. Напоминаем, что уже во втором-третьем поколениях "новых богатых" деньги перестают приносить пользу и ведут к деградации рода, если родители не оставляют в наследство детям, кроме материальных благ, еще и личный нравственный пример. При этом мы с удовлетворением отмечаем, что все больше и больше богатых людей России сознают сегодня долг перед страной, обществом и Церковью, поддерживая своими деньгами неимущих и финансируя важные благотворительные проекты."
Стыдно перед всем миром, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения
12.03.2007
Источник: Русский курьер