В Москве прошел 70-й Российский международный кинорынок, на котором собрались представители самых крупных компаний в области киноиндустрии. Как обычно, в ходе этого мероприятия кинокомпании постарались представить самые интересные, топовые проекты, с которыми они выйдут к зрителю в ближайшие месяцы. Вполне естественно, что фильмов запланировано великое множество на все вкусы и любые предпочтения, но, пожалуй, самым громким и одним из наиболее долгожданных проектов станет мультфильм "Шрек-3". Премьера назначена уже на 17 мая и пройдет она под слоганом "да приидет царствие его".
Первая и вторая части мультистории про зеленого гиганта настолько захватили зрителя, что студия DreamWorks Animation не только сняла еще одну часть, но и придумала третьему "Шреку" официальное название – "Шрек Третий" (Shrek the Third). Голоса в мультфильме озвучат Майк Майерс, Кэмерон Диаз, Эдди Мерфи, Антонио Бандерас и Джастин Тимберлей.
Согласно сюжетной линии, после того как король превратится в жабу, бразды правления королевством перейдут Шреку и его жене Фионе. Герои не в восторге от такой перспективы, поскольку на самом деле всю жизнь мечтали спокойно жить на своем болоте. Тогда им предложили найти наследника престола – мальчугана Арти, племянника королевы Лилиан, а потом спокойно отправляться к себе домой на болото. Шрек, Осел и Кот в сапогах отправляются в далекое путешествие, чтобы уговорить мальчика стать королем Артуром. Тем временем, в Тридевятом Королевстве, брошенный Фионой принц Чарминг, в надежде захватить власть, штурмует город вместе с армией сказочных злодеев. Но их ожидает сюрприз, Фиона и ее мать, королева Лилиан, позвали на помощь своих сказочных подружек, чтобы защитить заслуженное "и жили они долго и счастливо". Пока Шрэек, Осел и Кот пытаются из королевского придурка Арти сделать будущего короля, Фиона и ее "шайка принцесс" должны остановить принца Чарминга, чтобы будущему королю осталось, чем управлять.
Вот, собственно и вся сказка. Какое отношение к ней имеет фраза из главной христианской молитвы – не совсем ясно. Скорее, напротив, совершенно непонятно. Справедливости ради, надо отметить, что данный слоган – явление чисто российское. Поставившая сей продукт кинокомпания DreamWorks SKG ни в одной стране не настаивала на подобном рекламном словосочетании.
Так что права на столь "чудесное изобретение" принадлежат исключительно российскому прокатчику, компании UIP. В частности, директору по маркетингу компании Руслану Татаринцеву. К сожалению, о причинах, побудивших г-на Татаринцева употребить слова основной христианской молитвы в рекламных целях остаются пока неясны: сразу после презентационного дня компании он ушел на больничный.
Можно лишь предположить наличие здорового циничного равнодушия к возможности оскорбить чувства миллионов верующих России. С другой стороны, нельзя исключить предположение, что компания именно надеется на то, что верующие обратят внимание на подобную "гениальную" выдумку и раздуют скандал, который привлечет дополнительное число зрителей, падких на всякую клубничку. Ходить далеко не надо – достаточно вспомнить историю с концертом Мадонны, которой религиозный скандал помог приобрести дополнительное число поклонников, принявших решение посетить ее выступление только после использования хорошо обученной группой лиц соответствующих PR-технологий.
В любом случае, использование атрибутов, слов, изображений или зданий, обладающих религиозной смысловой нагрузкой всегда являлось и будет являться недостойной провокацией. Привлекать же в это противостояние детей – безусловно, основных зрителей "Шрека" попросту недостойно даже самого заскорузлого современного циника.
Пусть бы он сам индифферентно относился к любой вере, но уважение к другим, а также ответственность за собственного зрителя должна быть. Впрочем, считается, что Россия – уникальная страна, в частности, уникальность эта проявляется как в неумеренном подобострастии некоторых лиц по отношению к основным религиям страны (или, по отношению к их лидерам), либо в хамском, наплевательском отношении к этим же конфессиям.
Оценку Союза православных граждан высказал обозревателю Страны.Ru глава московского регионального отделения СПГ Кирилл Фролов: "К сожалению, наши многие ревнители обсасывают комара и поглощают верблюда. Пока их внимание заморочено текстом, известным как обращение епископа Диомида, направленным против мнимых отступлений от чистоты вероучений, происходят действительно опасные вещи в сфере массовой культуры. В частности, те слова, что стали главными накануне появления Шрека, мы не можем интерпретировать иначе, как прямую антихиристианскую пропаганду, потому что мы знаем из Евангелия, что во имя свое придет по учению Церкви антихрист. Конечно, зеленый человечек никого не обманет, поэтому на антихриста он не тянет, но тем не менее, такой субкультурный контекст несомненно является вызовом, настоящим кощунством и требует адекватной реакции.
Больше того, шрековская реклама должна сподвигнуть православное сообщество не просто на протестную реакцию, но на обдумывание того, какой мы хотим видеть нашу визуальную культуру. И об этом нужно думать, думать о своей анимации, о своем кинематографе. Мы не можем остановиться на фильме "Остров".
В каждом микрорайоне наших городов есть кинотеатры и видеосалоны, но далеко не в каждом новом районе Москвы есть православные храмы. И является ли православие обочиной наших городов или его центром, это важный вопрос в контексте смыслов, образов и окружающей нас реальности".
19 марта 2007
Источник: СтранаРу