ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Журнал "Фома" опубликовал социологический портрет современного неверующего в России

27 марта 2007

Журнал "Фома. РУ" раскрывает загадку российских неверующих. Ниже приводится текст публикации в сокращении (опущены графики)

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное

сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала "Эксперт", Института общественного проектирования и журнала "Фома".

Валерий ФАДЕЕВ,

главный редактор журнала "Эксперт",

директор Института общественного проектирования

Еще лет тридцать назад предполагалось, что атеистов у нас, в Советском Союзе, подавляющее большинство и что человек, вооруженный марксистско-ленинской теорией, с легкостью освобождается от религиозных предрассудков, которые присущи лишь людям невежественным. В этой связи вспоминается, как академик И. П. Павлов, проходя мимо храма, снял шляпу и перекрестился, на что какой-то матрос укоризненно сказал: "Эх, темнота!". И хотя ученый к тому времени имел за плечами солидный образовательный багаж, а сколько классов окончил классово подкованный атеист – история умалчивает, тем не менее, очевидно, что религиозная позиция человека формируется не только просвещением. Все гораздо сложнее.

По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века. Характерный эпизод есть в "Детстве" Льва Толстого – он жил в одной комнате со старшим братом и как-то, прибежав поздно вечером домой, встал по привычке на молитву. Брат, лежа на своей кровати и попыхивая папироской, холодно сказал: "Ты все еще делаешь это?" – и юный Толстой почувствовал стыд за свою отсталость.

К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (среди них те, кто не верили в Бога, и те, кто допускали наличие некоего "высшего начала", но не принадлежали ни к одной церкви или религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере.

В исследовании "Стратификация российского общества" вопрос об отношении к религии был задан более дифференцированно, в результате сознательных атеистов оказалось 15% плюс еще 15% тех, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Для корректности эти респонденты были объединены в одну группу – в целях сравнения динамики показателей начиная с 1991 года. Однако можно сказать, что в составе населения количество неверующих (т. е. людей, отрицающих бытие Божие) за последние пятнадцать лет снизилось вдвое – с примерно 30% в 1991 году до 15% в начале 2006 года.

Иными словами, если в 1917 году неверующих было 30% населения, то за весь XX век их фактически столько же и сохранилось, зато за последние пятнадцать лет этот показатель сократился в два раза.

Но что это за люди? Для лучшего понимания сегодняшних особенностей этой социальной группы можно ознакомиться с результатами исследования "Стратификация российского общества". И увидеть, что в социально-демографическом отношении неверующие немногим отличаются от общества в целом. Различие лишь в том, что среди атеистов заметно больше мужчин – их 66%, а в составе населения страны мужчин – 46%. Показатели возраста и уровня образования у неверующих мало отличаются от средних показателей по стране.

Уровень социального оптимизма у атеистов несколько ниже, чем средние значения, но не настолько, чтобы обвинять их в пораженчестве. Отношение к рыночной экономике и крупным предпринимателям тоже вполне лояльное – на уровне отношения общества в целом.

Больше того, подавляющее большинство неверующих, как и вся страна, считают, что сегодня в России поворот назад невозможен, и что главное сейчас – сильная государственная власть. Они, правда, меньше остальных ценят такие качества как "доброта и милосердие", зато "трудолюбие", "порядочность" и "честность" для атеистов столь же важны, как и для всех прочих.

Иными словами, люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе.

Не следует искать у них рожек на темени (как, впрочем, и способности светиться в темноте – у религиозных граждан). Очевидно, что современная общественная тенденция заключается в уменьшении числа неверующих и увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога. Но качественные параметры этого процесса – предмет более глубокого специального исследования, актуальность которого определяется самим уникальным временем, эпохой.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама