ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Московские Новости": Проповедь в стиле рэп. Молодежные субкультуры – благодатная среда, восприимчивая к воздействию не только представителей традиционных религий, но также сектантов и участников радикальных движений"

Василина Орлова :: 30 марта 2007

Священник с микрофоном на рок-концерте или в компании рокеров и металлистов. Какие чувства вызывает картина? Казалось бы, недоумение. Однако миссионерская деятельность – повсеместная проповедь. "Возвещайте язычникам славу Его", говорится в книге Паралипоменон. Значит, наверняка можно и с молодежью разговаривать.

Субкультуры нельзя назвать законченными мировоззренческими концепциями, но пафос их социального заявления часто несет в себе религиозный заряд. Иногда доводится слышать мнения священников Русской православной церкви, что достаточно ограничиться работой с воцерковленной молодежью. Одновременно раздаются призывы к формированию просоциальной, православной субкультуры. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что для русского молодого человека нормально желание "быть хозяином своей судьбы": "И если вы будете говорить об этом в стиле рэп, рэйв, классики или даже в форме самой сухой академической проповеди, вы будете все равно услышаны".

Официальный ислам выбирает более традиционные методы работы с молодежью. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин говорит о необходимости вернуть молодежь на "срединный путь", воспитать в ней представление об исламе как о религии гуманизма, пресечь радикализм и экстремизм, к которому склонны неофиты. Причины радикализма – в социальной неустроенности: ощущении личной невостребованности, ксенофобии, безработице. Предполагается, что можно уберечь молодых людей от искушения фундаментализмом путем преподавания основ традиционных религий. Молодежь быстро осваивает новые технологии, и ничто иное не вызывает таких опасений у ортодоксально настроенных представителей традиционных религий. Так, в некоторых религиозных школах Израиля запрещено пользование некошерными мобильными телефонами. Таковыми признаны сотовые, имеющие выход в интернет и возможность пересылать SMS. Именно эти функции, считает раввин Йосеф Шалом Эльяшив, уводят с праведного пути.

В основном современная молодежь безрелигиозна – как естественный возрастной срез постхристианского общества в целом.

Социальная стратосфера

К числу социальных страт, которые могут быть миссионерским полем, оргкомитет "Русского марша" относит, например, блогоферу. Блоггеры, в основном заседающие на сайте www.livejournal.com и ведущие ежедневные записи в открытом доступе, прославились быстрым реагированием на всякую вбрасываемую информацию. Участники спортивных фан-клубов знают притягательную силу единения, выступлений плечом к плечу. Членам военно-спортивных или патриотических клубов известен принцип работы в команде, они чувствуют сплоченность, умеют подчиняться, имеют "ощущение своего". Нетрудно заметить, что названные свойства повторяют список качеств шахида. Шахид беспрекословно подчиняется, отважен, терпелив, уделяет время молитве, занятию военной подготовкой. Твердо различает тех, по отношению к кому его действия будут сопутствовать целям, а к кому – покроют имя позором. То есть имеет пресловутое "чувство своего". А также "чувство чужого".

Субкультпросвет

В 90-е можно было говорить о целом цветнике разнообразных форм молодежной досуговой жизни. Это уместно связывать с острой необходимостью в самоидентификации в то полное перемен время. Сейчас актуальных субкультур не так много. Главная субкультура, с которой готова работать РПЦ, – связана с "русским роком": еще несколько лет назад обсуждалась принципиальная возможность вовлечения этого стиля в орбиту традиционной религии. Сегодня проводятся миссионерские рок-фестивали, священники пишут рок-оперы (игумен Сергий (Рыбко), музыканты не боятся "показаться мракобесами" (Константин Кинчев, Юрий Шевчук). В Греции действует монашеская рок-группа. Но пока Церковь осваивает пугающий ее язык общения с молодежью, последняя память о том, что этим языком когда-то пользовались, уходит из молодежной среды.

Относительная малочисленность скинхедов компенсируется большой социальной активностью. "Акции", совершаемые "скинами", как их еще называют, часто классифицируются как разжигающие межнациональную рознь. До некоторой степени смыкаются с неофашистами. "Красные скинхеды" дистанцируются от фашизма, видят светлое будущее в переходе к бесклассовому обществу "через отмирание государства как такового", что роднит их с анархистами. Они не отказываются от идеи отстаивать свое мнение "с помощью кулаков, армейских ботинок и бейсбольных бит". Кое-что выходит за рамки движения, как оно понималось в пору возникновения. Это неудивительно в ситуации разгула постмодернизма: социальная цитата из не до конца понятых источников становится источником самодовлеющим.

Странные ребята с черными губами и волосами собираются в Москве на Чистых прудах – готы. В основном готки. Проповедуют мрачное мировосприятие, но, как другие отроковицы, любят розовые сердечки, котят, кукол. Они – за уход от социальной активности, вплоть до поощрения суицидальных наклонностей, всевозможной эстетизации смерти. Но зачастую прилежно учатся в школе, институте. Участники движения уделяют внимание вопросу, являются ли они "настоящими готами" (true goth), что свидетельствует о некоторых степенях неявной инициации в субкультуре. Впрочем, настоящие готы не тусуются на Чистых. Вероятно, они сидят в офисах и чиновных учреждениях. Музыкальная и литературная составляющая "готической" субкультуры смыкается с сатанистской. Сатанисты – тоже определенная субкультура. Во всяком случае эти люди подозревают: не все в мире так материально, как хотелось бы – следовательно, входят в прямую аудиторию всевозможных миссионеров и катехизаторов. А не так давно заговорили о некоем новом подвиде: "православных готах".

Гламумрики. Как ни иронизируй, гламурная молодежь – отдельная каста, вхождение в которую определяется уровнем доходов родителей и личным умением пускать пыль в глаза. Так или иначе современный человек во многом идентифицирует себя с успешным лузером (профессиональным неудачником) именно благодаря способу, виду и уровню потребления. С некоторыми поправками к ним можно отнести всякого рода клубную молодежь, хотя слушателям R'n'B наверняка не понравится фигурировать в одном абзаце с любителями "Хаус" или "Транс". Бренды определяют все. Потребление в современном мире становится актом творческого самовыражения. И религия становится потреблением услуг: посещение психоаналитика, "сеансы расслабляющей медитации", "фитнес-йога" или иные мягкие, "облегченные" виды сектантства. С другой стороны, в процессе потребления есть нечто от языческого ритуала. Есть псевдолитургийность в супермаркетах, растянувшихся на километры.

Эмо (от emotion) – за то, чтобы непосредственно проявлять эмоции: плакать, когда хочется плакать, и смеяться, когда смешно. Своеобразное заявление о протесте против толерантного и корректного псевдокапиталистического мира.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама