ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

...А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Ибрагим Рустамбек :: 06 апреля 2007

Мысли вслух в канун светлого праздника Пасхи – от журналиста-атеиста и дилетанта.

Пасха – один из самых любимых и всенародных праздников: несмотря на то, что все мы вышли из безбожного совкового прошлого, а коммунистическая пропаганда поголовно обращала в атеизм членов своего развитого социалистического общества.

"Христос воскрес!" – говорим мы в этот день при встрече своим близким, знакомым, просто случайным людям. – "Воистину воскрес!" – отвечают они.

И хотя людей истинно и глубоко верующих сегодня, как и пару-другую десятков лет назад, по-прежнему не столь много, но для всех, кто так или иначе связан корнями с духовной жизнью своих пращуров, – Пасха всегда самый долгожданный, всенародный праздник (наряду, скажем, с вполне светским Новым годом).

И в канун Пасхи добропорядочные хозяйки пекут куличи, красят яйца, готовят праздничный стол, который традиционно должен быть вкусным и изобильным.

У моей бабушки, например, специально для этих целей во дворе была выстроена большая русская печь, которая целый год дожидалась именно торжественного часа, когда в ней будут печь куличи. И несколько семей многочисленной родни занимались выпечкой сообща, хотя в домах были газовые плиты и духовки.

Но разве ж они сравнятся с настоящей русской печью?! Которая топится дровами, а потом, когда те уже только тлеют, на них устанавливаются формочки со сдобным тестом. И вот они постепенно "поднимаются" и "доходят", обволакиваясь сладким дымком... Целый ритуал. А какая вкуснятина!

С утра бабушка ехала в городской православный собор, чтобы освятить куличи и яйца, и до того, как вся семья просыпалась, они уже красовались на самом видном месте.

Пацанами – мы объедались, целый день ходили по улице, стукались пасхальными яйцами: выигрывали, проигрывали, поздравляли друг друга и всех встречных.

Мы ничего не знали о вере, о страданиях Иисуса Христа, но славили его, славили жизнь и пробуждение природы.

Сегодня, когда Советский Союз и коммунистическая идеология рухнули, – стало модным говорить о вере, и по поводу и без "отмечаться" в церкви.

А бывшие и настоящие коммунистические вожди, включая того же лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова, идут в храм божий как когда-то на партсобрания – почти в обязательном порядке.

Теперь они в первых рядах борцов за русскую идею и Православие, хотя смысл много так никто толком и не понимает и обществу не разъясняет.

Пасхе предшествует Великий Пост. Каково его значение?

Во всех основных религиях, в общем-то, принято одно: воздерживаться от животной пищи. Именно в это время человек и духовно должен очиститься, подвести определенные нравственные итоги своей жизни. И, разумеется, отказ или воздержание от еды – не есть главный смысл поста.

Человек постится, сознательно физически страдает, чтобы приобщиться, стать ближе к тому, кто был распят во имя торжества светлого и справедливого.

А еще – это очень действенное средство проверить себя изнутри, самодисциплина духа, испытание его на крепость.

Для меня лично, например, важно как раз последнее: хотя, возможно, я сильно заблуждаюсь насчет истинного предназначения поста. Ибо я человек – не верующий: просто отдаю дань традиции, когда вот уже несколько лет подряд воздерживаюсь от "неположенной" пищи первые десять дней и последние – перед Пасхой.

Я не хожу в церковь, не знаю молитв, но когда мне плохо, мысленно прошу о помощи того, кого именуют царем небесным, прошу у него прощения за прегрешения.

Это внутренняя потребность и удовлетворяется она, пожалуй, бессознательно: потому что любой человек нуждается в некой главной духовной опоре и поддержке, в том нравственном абсолюте, который только единственно и может быть фундаментом зыбкого и такого непрочного грешного мира, в котором мы повседневно пребываем.

Очень сильно, к слову, это показал Андрей Тарковский в фильме "Ностальгия". Помните, когда одна из героинь хочет обратиться к богу, но не знает, как это сделать? Священнослужитель ей говорит: "А вы для начала попробуйте встать на колени".

И вот она пытается это сделать, но ей неловко, неудобно: и пол каменный и холодный, а главное – нет убежденности, что НАДО так делать.

Вот и мы все: мучаемся постоянно, испытывая неизбывную нравственную (возможно, генетическую) потребность в общении с тем, в кого так хочется верить, но чему так мешает все наше грешное атеистическое бытие и воспитание.

Известный московский публицист и критик Лев Аннинский очень емко и точно, как мне кажется, выразил и свое личное отношение к вере, и общее нынешнее духовное состояние общества, когда сказал про себя: "Я – русский православный атеист". Ведь большинство из нас нынче то ли застряли, то ли заблудились где-то между советским прошлым и нынешним дикокапиталистическим настоящим, между коллективизмом и индивидуализмом, между новообретенной социальной страстью к накопительству и внутренним несогласием, что это и есть смысл жизни.

Различные новоответвления от традиционной христианской веры, секты и небольшие общины – как-то очень легко преодолевают аналогичные препятствия, стилизуя и адаптируя христианское учение к современному быту: к рынку, если хотите.

Душа и грешное тело у них как-то всегда легко "уживаются" друг с другом. Но их проповедникам почему-то не веришь. "Ловцы человеческих душ" – правильно про них говорят. Ибо ловят они тех, у кого за душой, говоря прямо, мало что есть.

Доморощенные "глашатаи истины" понахватались вершков каких-то религиозных знаний и сыплют цитатами: слепо, агрессивно. Ну, буквально у них, как у большевиков: кто не с нами, тот против нас.

Православие в этом плане тем и привлекает, что оставляет право выбора за самим человеком: верить ему в бога или нет.

Вспоминается, как на одной из телепередач "Времена", с участием какого-то из высших иерархов Русской православной церкви, умница Владимир Познер очень емко сформулировал вопрос-проблему насчет новомодного увлечения религией, что если человек не крестится, так это нынче вроде как признак дурного тона: "А вот если я атеист, это означает, что я – плохой человек, да? И значит, тогда я не имею права говорить о главном – о том, что может помочь моему народу и Отечеству?".

И батюшка также открыто и прямо ему ответил: да нет, конечно, православная церковь уважает свободу внутреннего выбора, а патриотизм и атеисту не запрещается...

Примечательно, что и ортодоксальный ислам – не навязывает человеку свои правила, не агрессивен по своей сути. Вспоминаю такой случай. Я на Иссык-Куле люблю проводить время на пустырях, в одиночестве.

Однажды оказалось, что мой пустынный пятачок облюбовала и группка верующих. Так мы несколько дней и наблюдали друг друга: я – загораю, а они в небольшом отдалении, у самой кромки воды в положенное время совершают намаз.

В один из дней старший из них предложил мне:

– Не хотите к нам присоединиться?

– Но я же другой веры?..

– А разве это имеет значение: бог то един для всех.

Тогда я к ним так и не присоединился: наверное, правы те, кто утверждает, что у каждого свой путь познания.

Конечно, кто-то идет прямо, а кто-то блуждает. Вот тому же Льву Аннинскому проще: он русский, который живет в Москве. А я – русский азиат, и даже мой псевдоним – вполне "мусульманский", причем выбран мной осознанно: хочется, во всяком случае, так думать.

А еще очень хочется быть честным, жить в гармонии с самим собой, совершать хорошие поступки.

Еще Лев Толстой учил: "Мы любим людей за то добро, которое им делаем, и ненавидим – за зло, которое им причиняем". Но, чего греха таить, не всегда так получается, да, пожалуй, чаще и не получается.

И ты мучаешься: припоминаешь свои личные грехи и слабости, казнишь себя за них и за то, что не так, как должно, поступаешь – по отношению к своим близким, к посторонним людям, к женщине, которая тебя любит и все ждет от тебя чего-то Самого Главного...

И постоянно не дают покоя мысли по поводу работы: "Тем ли я занимаюсь, то ли пишу, что надо?". Или: "Как это глупо все, как мелко: не статья, а – бездарная мазня...".

В журналистике ведь, как одной из древнейших профессий, столько нынче всего намешано, столько информационного мусора, – что сам-то в нем не разберешься, не разгребешь за весь свой профессиональный век.

А если сам не разобрался, то имеешь ли право высыпать все на голову читателя?

Вопросы, вопросы...на которые не ответит ни твой редактор, ни какой-нибудь государственный идеолог, никто. Только ты сам. Если, конечно, успеешь...

А сейчас ты можешь только надеяться, что придет оно – просветление и озарение, что посетит тебя Муза, и ты, наконец, выдашь нечто...

Вот только очень трудно найти эти слова – самые простые и самые важные. Но находят же их другие, кому дан свыше настоящий талант и вдохновение. Вспоминаются строки из Булата Окуджавы:

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву.

И друзей созову – на любовь свое сердце настрою,

А иначе – зачем на земле этой вечной живу.

Так просто и так проникновенно. Наверное, это и есть самое главное: настроить свое сердце на любовь...

Источник: Gazeta.kz

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама