ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Положительная динамика

06 апреля 2007

Российские мусульмане – по крайней мере, те из них, кто активно интересуется политикой, – ликуют. 30 марта дело о нарушении прав человека, которое стало знаковым для проблем мусульман, эффектно разрешилось. Герой этой истории – россиянин Антон Степаненко, который принял ислам и добавил к своему славянскому имени мусульманское "Абдулла". В новой вере он нашел себя и сделался имамом в городе Пятигорске на юге России. Но в январе 2006 года, по сообщениям его друзей, он был арестован по надуманному обвинению в вымогательстве и незаконном лишении свободы.

Авторитетные мусульмане со всей России опубликовали в проправительственной прессе свое открытое письмо к президенту Путину с просьбой об освобождении Степаненко. И вот внезапно, накануне большого мусульманского праздника – дня рождения пророка Мухаммеда – судьба имама переменилась к лучшему: обвинения были переквалифицированы в сторону смягчения и его освободили из-под стражи. Это произошло в самый удачный момент: "образец для подражания, герой всех мусульман страны", как назвали его в одной из статей, тут же отправился в свою мечеть и провел пятничную молитву для своих прихожан.

Злоключения имама и его освобождение отражают два аспекта жизни мусульман в России. Первый – это прагматичное отношение государства к меньшинствам, сочетающее авторитаризм с гибкостью. Второй – появление в России политически активной, но в конечном итоге лояльно настроенной к власти мусульманской общины. Мусульмане жаждут справедливого отношения к себе и большего влияния в обществе, что отвечало бы росту их численности в России.

Что бы ни стояло за делом Степаненко, оно никак не было связано с кровавой войной за независимость Чечни, которую большинство людей за пределами России – в том числе многие мусульмане – считают самым главным конфликтом российского государства с исламом. Мы вовсе не хотим сказать, будто тему Чечни можно считать второстепенной. Для мусульман всего мира эта "горячая точка" стоит в одном ряду с Палестиной, Кашмиром и Боснией как место атаки на ислам. Репрессии против чеченцев, а также вспышки насилия во всем регионе – самый увесистый альбатрос на шее Путина (отсылка к поэме Кольриджа: ее герой, убивший альбатроса, в наказание за этот проступок был вынужден всю жизнь таскать его на шее. – Прим. ред.), подрывающий его усилия по сближению с мусульманскими государствами на внешнеполитической арене.

Однако на большей части российской территории происходит спор о будущем ислама, имеющий совершенно иную природу. Все стороны клянутся, что не желают другого правителя кроме Путина. Но они расходятся по вопросу о том, каким образом – и насколько настойчиво – добиваться от него выполнения обещания, которое он впервые высказал в 2003 году в Малайзии, объявив Россию частью мусульманского мира, которая надеется участвовать в жизни мусульманской общины всего мира.

Россия – мусульманская страна? Звучит странно. Но в России живет больше мусульман, чем в любой другой европейской стране (если не считать Турции); а процентная доля мусульман среди населения быстро растет. По данным переписи 2002 года, в России проживают 14,5 млн мусульман – 10% от общей численности населения, составляющей 145 млн. В 2005 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал, говоря о российских мусульманах, цифру "20 миллионов". Равиль Гайнутдин, глава российского Совета муфтиев, говорит о 23 млн с учетом мигрантов из Азербайджана и Средней Азии.

Более того, мусульманское население России растет, хотя общая численность населения в стране сокращается. Многие мусульманские общины значительно древнее, чем российская государственность. Шамиль Аляутдинов, имам самой новой и динамичной из четырех мечетей Москвы, подчеркивает, что само слово "меньшинство" не должно применяться в отношении веры, "которая появилась на территории России гораздо раньше христианства".

Помимо Кавказа, в России на данный момент есть еще два региона с высокой концентрацией мусульман. Первый – Москва, разросшаяся благодаря притоку трудовых мигрантов. По некоторым данным, в ней проживает 2 млн мусульман. Другой – это старые бастионы ислама: Башкирия и тем более Татарстан. В последнем возрождение веры успешно курируется энергичным президентом Шаймиевым. В некоторых районах Кавказа старомодные сговоры местных руководителей с "прикормленными" священнослужителями отвращают молодежь от веры; но в Татарстане этот метод все еще, по-видимому, эффективно работает.

В Татарстане есть свои исламисты, некоторые из которых подвергаются суровым репрессиям. По данным организации Human Rights Watch, все семеро российских граждан, которые содержались на базе в Гуантанамо, а затем были возвращены в Россию, подверглись притеснениям или пыткам. Позднее двое из них были осуждены по сомнительному обвинению во взрыве газопровода в Татарстане. Новые свободы, которые обрели российские граждане, – например, возможность совершать паломничество или открывать мечети – привели, особенно в начале 90-х, к росту нового влияния из-за рубежа: из Саудовской Аравии, Ирана и Турции. Многие из обвинений в радикальном исламизме в Татарстане были связаны с существованием духовной школы, которая финансировалась из-за рубежа. Теперь она закрыта. На прошлой неделе шесть человек были признаны виновными в принадлежности к "Хизб ут-Тахрир", исламскому движению, которое выступает за возрождение халифата ненасильственными средствами. В России это движение, как и международная организация "Братья-мусульмане", находится под запретом.

Но в общем и целом возрождение ислама в столице Татарстана Казани облечено в мирную форму. Впервые после взятия города Иваном Грозным в 1552 году в Казанском Кремле появилась мечеть. Ее минареты соперничают за внимание с куполами-луковками соседних православных церквей. Имам Казани Рамиль Юнусов, получивший образование в Саудовской Аравии, отлично ладит с местными православными священниками. Всего 25 лет назад, утверждает муфтий Гусман Исхаков, председатель Духовного управления мусульман Татарстана, в регионе было лишь два десятка мечетей. Теперь их около 1300. По словам Исхакова, в России мусульманам живется лучше, чем во многих арабских странах. Мусульманские комнаты для молитв можно найти в Казанском государственном университете, где учились Лев Толстой и Ленин. Один мусульманин, иностранный гость Казани, посетовал, что к бородатым людям, похожим на исламистов, иногда относятся с предубеждением. В то же самое время он отметил, что местных девушек и женщин, которые носят платки, все прибавляется, хотя пока их мало. Татарстан, провозглашает он, это последняя надежда для мусульман бывшего Советского Союза.

Советник президента Шаймиева Рафаэль Хакимов пользуется термином "евроислам" для характеристики веры, которая сформировалась в регионе, долгое время являвшемся самым северным оплотом ислама в мире. Где бы ни появлялся Шаймиев, он старается произвести впечатление мирного, благожелательно настроенного человека. Сопровождая Путина в поездках по Ближнему Востоку, лидер Татарстана демонстрирует миру то лицо России, которое выражает мусульманское благочестие. Эта тактика подкрепляет курс кремлевской дипломатии на Ближнем Востоке. В феврале Саудовская Аравия наградила Шаймиева за заслуги перед исламом. Но в беседах с представителями Западной Европы власти Татарстана предпочитают подчеркивать свою большую открытость по сравнению с другими регионами России.

По словам Шаймиева, многие жители арабских стран, в отличие от татар, никогда не жили в условиях, когда им приходилось сосуществовать с другими культурами на равных. Поэтому потребностям татар не соответствуют учения, проповедуемые этими арабами. Правительство Шаймиева открыло свои собственные духовные школы и университеты для распространения ислама в предпочитаемой им форме.

Политически активные московские мусульмане, боровшиеся за освобождение имама Степаненко, настроены по-иному. Во-первых, существуют раздоры между двумя претендентами на фавор власти: осторожный Гайнутдин и энергичный верховный муфтий Талгат Таджуддин, в 2003 году объявивший джихад против США. Но более значимую роль, чем эти старики, играет новое эффектное движение, опирающееся на мусульманских бизнесменов и журналистов, а также сайты типа www.islam.ru. Связанное с сайтом издательство "Ансар" выпускает русские переводы трудов исламских мыслителей, а также книги с завлекательными названиями вроде "Любовь и секс в исламе".

Поскольку в России ни одна политическая сила не может питать особых надежд на свое будущее, если она встанет в открытую оппозицию к Путину, эти московские мусульмане предпочитают поигрывать мускулами, критикуя Запад (еще) более жестко, чем положено по российским неписаным нормам. Депутат Государственной думы мусульманин Шамиль Султанов, близкий к новому движению, хвалит Путина за то, что он "противостоит Америке" и ее злокозненным планам. Подобная риторика хорошо сочетается с течением русского национализма, видящим в исламе союзника в борьбе с Западом. Политический ислам российского розлива и обычная гордость славянскими корнями легко уживаются. Возможно, в этом одна из причин толерантного отношения Кремля к подобному исламу.

На взгляд мусульманского журналиста Рината Мухаметова, такие термины, как "евроислам", – порождение патерналистского западного ориентализма. Ничто не может быть страшнее для молодого многообещающего сторонника ислама в Москве.

Источник: Еconomist

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама