Возлюбленные в воскресшем Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери!
1. От всего сердца приветствую всех вас и поздравляю с радостным и спасительным торжеством Воскресения Христова!
Священное Пасхальное Триденствие, которое завершается Навечерием Пасхи, – это подлинный триумф Божиего милосердия. Христос страдал, был распят и воскрес, ибо Бог так возлюбил мир, что отдал за него Своего едино-родного Сына (ср. Ин 3, 16).
Во время Пасхального Триденствия мы вглядывались во Христа и раз-мышляли о Его спасительных тайнах. Сначала в горнице на Тайной вечере Он установил таинство любви, Евхаристию. Устанавливая ее, Иисус пред-восхитил и включил в нее Жертву Креста и Победу Воскресения, – учит Папа Бенедикт XVI в Апостольском послании "Таинство любви" (ср. SC 10). Кре-стные страдания Христос обратил в акт бесконечной любви. Через пресуще-ствление хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, т.е. через Евхаристию, Христос стремится преобразить человека и дать ему силу воскреснуть к новой жизни.
Затем мы созерцали Христа страдающего и умирающего на Голгофе за наши грехи. Крест Христов – это одновременно трон Господа и средство про-явления бесконечной любви Бога к человеку.
И, наконец, сегодня мы видим Его во славе Воскресения, во славе по-бедителя, торжествующего над грехом, смертью и сатаной. Поэтому ликует ныне ангельское воинство, радуется земля и веселится Матерь Церковь (ср. Гимн Провозглашения Пасхи, "Exultet").
2. Вся жизнь Христа и особенно события Пасхального Триденствия ярче всего являют милосердие Бога к венцу своего творения – человеку, ко-торого Он искупил. Пришествие Бога в этот мир в человеческом образе и спасение людей суть самые убедительные доказательства любви Бога к чело-веку (ср. Ин 3, 16).
Христос совершил искупление через крест и Воскресение. Поэтому крест Господень неразрывно связан с Воскресением. Недаром св. Апостол Павел провозглашает Иисуса, "который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4, 25). Т.е. на древе креста Христос взял на себя нашу вину и освободил нас от вечного осуждения, а в Воскресении – одарил благодатью и силой новой жизни. Слуга Божий Иоанн Павел II отмечает, что Пасхальная тайна – это высшее воплощение милосердия, которое только и способно оправдать человека и восстановить в мире желаемый Богом спаси-тельный порядок (ср. DM 7). А Бенедикт XVI указывает, что смерть Христа на кресте с целью возвысить и спасти человека – это любовь в своей высшей форме (ср. DCE 12).
Тайна нашего спасения заключается в том, что Бог в Своей любви к че-ловеку жертвует Собой на кресте ради него. Он даром дает благодать спасе-ния и ничего не берет взамен (ср. Рим 3, 23-24; Еф 2, 7-8). Эта бесконечная любовь Бога преображает нас и пробуждает упование на Божие милосердие. Поэтому жертва Христа на кресте и Его Воскресение – это протянутая к нам рука Божия (ср. 2 Кор 5, 18-19).
Таким образом, милосердная любовь Бога есть источник нашего спасе-ния. Именно поэтому из глубины наших душ сегодня исходит радостное и благодарственное "Аллилуйя!" – Христос жив и мы призваны к жизни!
3. Дарованное Христом спасение знаменует радикальный перелом в отношениях человека с Богом (ср. Евр 10, 10), это событие космического масштаба. Прекрасно об этом свидетельствует св. Апостол Павел, который пишет, что посредством Христа Бог примирил с Собою все, умиротворив кровью Его креста и земное и небесное (ср. Кол 1, 20).
Иисус вошел в лишенный божественной гармонии мир. Он разделил трагедию страдания и чувство одиночества и покинутости человека, чтобы показать, что любовь, в которой человек нуждается и в которую часто не ве-рит, в действительности существует. Он с любовью принял постыдную смерть, но Бог Его воскресил. С этого момента крест и смерть потеряли для верующих в Него характер приговора. Наоборот, перед ними воссияла наде-жда на славу сынов Божиих.
Не зря Папа Бенедикт XVI подчеркивает, что Воскресение Христово – это скачок в абсолютно новое измерение жизни; переход на абсолютно но-вый уровень, переход, который непосредственно касается нас и затрагивает всю человеческую историю (ср. СЕ, 07.05.06, с. 1). Если благодаря Рождеству Христову Бог вошел в нашу повседневную жизнь, то благодаря Воскресению Он разрушил видимые границы человеческой жизни и вошел в существую-щую по ту сторону смерти реальность. Поэтому Воскресение Господне – это действительно Божие вмешательство в историю человечества, своего рода, выражаясь языком Папы Ратцингера, вход в новое измерение жизни.
4. При этом необходимо отметить, что спасительная миссия Христа – это не столько победа над злом и освобождение от смерти, сколько дар бла-годати, примирение человека с Богом и новая жизнь. Причем этот дар вечен.
"Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес" (Лк 24, 5-6). Эти слова услышали жены-мироносицы у пустого гроба Господ-ня. Эти слова звучат и сегодня. Они наполняют нас пасхальной радостью и помогают верить, что Христос – не просто исторический персонаж, что Его Воскресение – не ушедшее в прошлое событие 2000-летней давности, но что Он жив и стоит посреди нас. Мы верим в то, что истина Его Воскресения од-новременно неизменна и актуальна и ведет нас к новой жизни в Воскресшем Господе. Христос живет, и мы в Нем живем (ср. Ин 14, 19). Он живет и дей-ствует в Своей Церкви. Он с нами до скончания века (ср. Мф 28, 20). Эту уверенность утверждает в нас Воскресение – фундамент нашей веры.
5. Истина Воскресения Господня есть дар и вызов. Воскресший Христос не только возносится над нашим способом бытия, но и приглашает следовать за Ним в новую жизнь. Это и есть данная Воскресшим Христом всем нам пасхальная надежда. Прекрасно говорит об этом св. Апостол Павел: "Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6, 4). Т.е., когда мы в таинстве крещения окунулись в смерть и воскресение Хри-ста, то начали жить этой новой жизнью. Далее зерна бессмертия дает нам Церковь, особенно через таинство Евхаристии даруя нам хлеб жизни вечной. В совершении Евхаристии реализуется таинственное эсхатологическое соб-рание Народа Божия и, поэтому Евхаристия является эсхатологической тра-пезой и предвосхищением участия в общении святых, – как отмечает Папа Бенедикт XVI (ср. SC 32).
Еще в IV в. св. Епифаний, епископ Кипра, написал пасхальный гимн, в котором Бог говорит: "Пробудись, спящий человек и встань из умерших, а Христос даст тебе свет, ибо не сотворил тебя, чтобы навсегда ты оставался в заключении" (http://www.archchicago.org/polish_website/news_pl_06.shtm). Действительно, дарованный Спасителем пасхальный свет есть свет Истины, призывающий нас к новой жизни. Необходимо поэтому пробудиться и кар-динально измениться, отказаться от греха и облачиться в одежды благодати, из тьмы перейти к свету. Новая эпоха, наступившая в тайне Воскресения, требует нового человека.
6. Современный релятивистский и либеральный мир, однако, очень часто не желает признавать Христа потому, что Он Сам Себя провозглашает истиной. Понтий Пилат спросил Христа: "Что есть истина?" (Ин 18, 38), но не пожелал ответа. Он остался во тьме и был ею порабощен. Иисус же объя-вил, что Он есть Истина (ср. Ин 14, 6) и Сам, будучи свободным, освободил нас.
Мы, подобно Понтию Пилату, часто не желаем знать Истины, живем в греховном заключении и во власти тьмы духовного невежества, порабощен-ные делами мира сего, потеряв всякую надежду и забыв о вечном. Истина о победе Божия милосердия, наиболее красноречиво открывшаяся в Христовом Воскресении, часто также остается непознанной современным человеком, который уповает лишь на достижения разума и развитие науки, что ведет к бездушному техническому тоталитаризму.
Наивысшие достижения науки и техники, равно как и либеральный гу-манизм, сами по себе, без нравственной составляющей не гарантируют гар-монического развития человека и общества и не являются лекарством от его дегуманизации. В настоящее же время именно нравственные устои общества подвергаются особой опасности.
В бушующем океане секуляризма созидается цивилизация смерти вме-сто цивилизации жизни. А ведь мы все созданы для жизни, и слава Бога – это духовно живой человек, – говорит св. Ириней Лионский (ср. "Против ере-сей", 4, 20, 7: ККЦ 294). Воскресение Господне как раз и является гарантией жизни, ведь в нем торжествует жизнь, а не смерть.
Цены на нефть и газ, золото и бриллианты, лес и т.д. будут изменяться. Но никогда не обесценится истина Воскресения – триумф Божия милосердия, последняя надежда человечества. Никогда не изменится также и цена чело-веческой жизни, никогда мы не лишимся права быть избранными детьми Бо-жиими, искупленными драгоценнейшей кровью Христа.
7. Возлюбленные в воскресшем Господе братья и сестры!
Христос, воскреснув из мертвых, просветил Своим мирным светом че-ловеческий род и живет и царствует во веки веков, – поем мы в Гимне Про-возглашения Пасхи (ср. "Exultet").
От всего сердца еще раз поздравляю вас с Воскресением Господним – этим торжеством торжеств, знаком дарованного нам Божия милосердия. По-здравляю других христиан, прежде всего Русскую Православную Церковь. Нынче мы все вместе празднуем Пасху. И действительно, как хорошо всем нам, как братьям, быть вместе, вместе радоваться спасительной тайне Воскресения и вместе славить Христа – подателя жизни.
В секуляризованном, лихорадочно ищущем решения своих проблем мире мы должны единым сердцем и одной душою проповедовать и свиде-тельствовать Христа распятого и воскресшего, как это делал св. апостол Петр на улицах Иерусалима (ср. Деян 2, 1-35), чтобы все народы услышали и при-няли дарованное им спасение. Будучи едины, мы должны призывать всех людей вложить свои руки в руки Воскресшего. Он их никогда не отпустит, даже тогда, когда наши ослабеют (ср. СЕ, 07.05.06, с. 3). Только тогда в нас будет жить Христос (ср. Гал 2, 20). Это наша общехристианская программа, с которой мы сможем противостоять негативным тенденциям современного общества, а также вывести мир из затянувшегося духовного кризиса и преоб-разить его к лучшему.
Радости, счастья, благодати в Воскресшем Господе и дара Его мило-сердия всем вам!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Митрополит Тадеуш Кондрусевич
Москва, 26 марта 2007 г.
Торжество Благовещения
Использованная литература и принятые сокращения:
1. Иоанн Павел II. Энциклика "Dives in misericordia" (DM).
2. Бенедикт XVI. Энциклика "Deus caritas est" (DCE).
3. Бенедикт XVI. Апостольское обращение "Sacramentum caritatis" (SC).
4. Катехизис Католической Церкви. Москва: Культурный центр "Духовная Библиотека", 2001 (ККЦ).
5. Свет Евангелия, 7 мая 2006 г. (СЕ, 07.05.06).
6. http://www.archchicago.org/polish_website/news_pl_06.shtm.
По материалам источников: Свет Евангелия