ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пастырское Послание на Пасху 2007 Воскресение Христово – торжество Божиего милосердия

Митрополит Тадеуш Кондрусевич :: 09 апреля 2007

Возлюбленные в воскресшем Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери!

1. От всего сердца приветствую всех вас и поздравляю с радостным и спасительным торжеством Воскресения Христова!

Священное Пасхальное Триденствие, которое завершается Навечерием Пасхи, – это подлинный триумф Божиего милосердия. Христос страдал, был распят и воскрес, ибо Бог так возлюбил мир, что отдал за него Своего едино-родного Сына (ср. Ин 3, 16).

Во время Пасхального Триденствия мы вглядывались во Христа и раз-мышляли о Его спасительных тайнах. Сначала в горнице на Тайной вечере Он установил таинство любви, Евхаристию. Устанавливая ее, Иисус пред-восхитил и включил в нее Жертву Креста и Победу Воскресения, – учит Папа Бенедикт XVI в Апостольском послании "Таинство любви" (ср. SC 10). Кре-стные страдания Христос обратил в акт бесконечной любви. Через пресуще-ствление хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, т.е. через Евхаристию, Христос стремится преобразить человека и дать ему силу воскреснуть к новой жизни.

Затем мы созерцали Христа страдающего и умирающего на Голгофе за наши грехи. Крест Христов – это одновременно трон Господа и средство про-явления бесконечной любви Бога к человеку.

И, наконец, сегодня мы видим Его во славе Воскресения, во славе по-бедителя, торжествующего над грехом, смертью и сатаной. Поэтому ликует ныне ангельское воинство, радуется земля и веселится Матерь Церковь (ср. Гимн Провозглашения Пасхи, "Exultet").

2. Вся жизнь Христа и особенно события Пасхального Триденствия ярче всего являют милосердие Бога к венцу своего творения – человеку, ко-торого Он искупил. Пришествие Бога в этот мир в человеческом образе и спасение людей суть самые убедительные доказательства любви Бога к чело-веку (ср. Ин 3, 16).

Христос совершил искупление через крест и Воскресение. Поэтому крест Господень неразрывно связан с Воскресением. Недаром св. Апостол Павел провозглашает Иисуса, "который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4, 25). Т.е. на древе креста Христос взял на себя нашу вину и освободил нас от вечного осуждения, а в Воскресении – одарил благодатью и силой новой жизни. Слуга Божий Иоанн Павел II отмечает, что Пасхальная тайна – это высшее воплощение милосердия, которое только и способно оправдать человека и восстановить в мире желаемый Богом спаси-тельный порядок (ср. DM 7). А Бенедикт XVI указывает, что смерть Христа на кресте с целью возвысить и спасти человека – это любовь в своей высшей форме (ср. DCE 12).

Тайна нашего спасения заключается в том, что Бог в Своей любви к че-ловеку жертвует Собой на кресте ради него. Он даром дает благодать спасе-ния и ничего не берет взамен (ср. Рим 3, 23-24; Еф 2, 7-8). Эта бесконечная любовь Бога преображает нас и пробуждает упование на Божие милосердие. Поэтому жертва Христа на кресте и Его Воскресение – это протянутая к нам рука Божия (ср. 2 Кор 5, 18-19).

Таким образом, милосердная любовь Бога есть источник нашего спасе-ния. Именно поэтому из глубины наших душ сегодня исходит радостное и благодарственное "Аллилуйя!" – Христос жив и мы призваны к жизни!

3. Дарованное Христом спасение знаменует радикальный перелом в отношениях человека с Богом (ср. Евр 10, 10), это событие космического масштаба. Прекрасно об этом свидетельствует св. Апостол Павел, который пишет, что посредством Христа Бог примирил с Собою все, умиротворив кровью Его креста и земное и небесное (ср. Кол 1, 20).

Иисус вошел в лишенный божественной гармонии мир. Он разделил трагедию страдания и чувство одиночества и покинутости человека, чтобы показать, что любовь, в которой человек нуждается и в которую часто не ве-рит, в действительности существует. Он с любовью принял постыдную смерть, но Бог Его воскресил. С этого момента крест и смерть потеряли для верующих в Него характер приговора. Наоборот, перед ними воссияла наде-жда на славу сынов Божиих.

Не зря Папа Бенедикт XVI подчеркивает, что Воскресение Христово – это скачок в абсолютно новое измерение жизни; переход на абсолютно но-вый уровень, переход, который непосредственно касается нас и затрагивает всю человеческую историю (ср. СЕ, 07.05.06, с. 1). Если благодаря Рождеству Христову Бог вошел в нашу повседневную жизнь, то благодаря Воскресению Он разрушил видимые границы человеческой жизни и вошел в существую-щую по ту сторону смерти реальность. Поэтому Воскресение Господне – это действительно Божие вмешательство в историю человечества, своего рода, выражаясь языком Папы Ратцингера, вход в новое измерение жизни.

4. При этом необходимо отметить, что спасительная миссия Христа – это не столько победа над злом и освобождение от смерти, сколько дар бла-годати, примирение человека с Богом и новая жизнь. Причем этот дар вечен.

"Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес" (Лк 24, 5-6). Эти слова услышали жены-мироносицы у пустого гроба Господ-ня. Эти слова звучат и сегодня. Они наполняют нас пасхальной радостью и помогают верить, что Христос – не просто исторический персонаж, что Его Воскресение – не ушедшее в прошлое событие 2000-летней давности, но что Он жив и стоит посреди нас. Мы верим в то, что истина Его Воскресения од-новременно неизменна и актуальна и ведет нас к новой жизни в Воскресшем Господе. Христос живет, и мы в Нем живем (ср. Ин 14, 19). Он живет и дей-ствует в Своей Церкви. Он с нами до скончания века (ср. Мф 28, 20). Эту уверенность утверждает в нас Воскресение – фундамент нашей веры.

5. Истина Воскресения Господня есть дар и вызов. Воскресший Христос не только возносится над нашим способом бытия, но и приглашает следовать за Ним в новую жизнь. Это и есть данная Воскресшим Христом всем нам пасхальная надежда. Прекрасно говорит об этом св. Апостол Павел: "Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6, 4). Т.е., когда мы в таинстве крещения окунулись в смерть и воскресение Хри-ста, то начали жить этой новой жизнью. Далее зерна бессмертия дает нам Церковь, особенно через таинство Евхаристии даруя нам хлеб жизни вечной. В совершении Евхаристии реализуется таинственное эсхатологическое соб-рание Народа Божия и, поэтому Евхаристия является эсхатологической тра-пезой и предвосхищением участия в общении святых, – как отмечает Папа Бенедикт XVI (ср. SC 32).

Еще в IV в. св. Епифаний, епископ Кипра, написал пасхальный гимн, в котором Бог говорит: "Пробудись, спящий человек и встань из умерших, а Христос даст тебе свет, ибо не сотворил тебя, чтобы навсегда ты оставался в заключении" (http://www.archchicago.org/polish_website/news_pl_06.shtm). Действительно, дарованный Спасителем пасхальный свет есть свет Истины, призывающий нас к новой жизни. Необходимо поэтому пробудиться и кар-динально измениться, отказаться от греха и облачиться в одежды благодати, из тьмы перейти к свету. Новая эпоха, наступившая в тайне Воскресения, требует нового человека.

6. Современный релятивистский и либеральный мир, однако, очень часто не желает признавать Христа потому, что Он Сам Себя провозглашает истиной. Понтий Пилат спросил Христа: "Что есть истина?" (Ин 18, 38), но не пожелал ответа. Он остался во тьме и был ею порабощен. Иисус же объя-вил, что Он есть Истина (ср. Ин 14, 6) и Сам, будучи свободным, освободил нас.

Мы, подобно Понтию Пилату, часто не желаем знать Истины, живем в греховном заключении и во власти тьмы духовного невежества, порабощен-ные делами мира сего, потеряв всякую надежду и забыв о вечном. Истина о победе Божия милосердия, наиболее красноречиво открывшаяся в Христовом Воскресении, часто также остается непознанной современным человеком, который уповает лишь на достижения разума и развитие науки, что ведет к бездушному техническому тоталитаризму.

Наивысшие достижения науки и техники, равно как и либеральный гу-манизм, сами по себе, без нравственной составляющей не гарантируют гар-монического развития человека и общества и не являются лекарством от его дегуманизации. В настоящее же время именно нравственные устои общества подвергаются особой опасности.

В бушующем океане секуляризма созидается цивилизация смерти вме-сто цивилизации жизни. А ведь мы все созданы для жизни, и слава Бога – это духовно живой человек, – говорит св. Ириней Лионский (ср. "Против ере-сей", 4, 20, 7: ККЦ 294). Воскресение Господне как раз и является гарантией жизни, ведь в нем торжествует жизнь, а не смерть.

Цены на нефть и газ, золото и бриллианты, лес и т.д. будут изменяться. Но никогда не обесценится истина Воскресения – триумф Божия милосердия, последняя надежда человечества. Никогда не изменится также и цена чело-веческой жизни, никогда мы не лишимся права быть избранными детьми Бо-жиими, искупленными драгоценнейшей кровью Христа.

7. Возлюбленные в воскресшем Господе братья и сестры!

Христос, воскреснув из мертвых, просветил Своим мирным светом че-ловеческий род и живет и царствует во веки веков, – поем мы в Гимне Про-возглашения Пасхи (ср. "Exultet").

От всего сердца еще раз поздравляю вас с Воскресением Господним – этим торжеством торжеств, знаком дарованного нам Божия милосердия. По-здравляю других христиан, прежде всего Русскую Православную Церковь. Нынче мы все вместе празднуем Пасху. И действительно, как хорошо всем нам, как братьям, быть вместе, вместе радоваться спасительной тайне Воскресения и вместе славить Христа – подателя жизни.

В секуляризованном, лихорадочно ищущем решения своих проблем мире мы должны единым сердцем и одной душою проповедовать и свиде-тельствовать Христа распятого и воскресшего, как это делал св. апостол Петр на улицах Иерусалима (ср. Деян 2, 1-35), чтобы все народы услышали и при-няли дарованное им спасение. Будучи едины, мы должны призывать всех людей вложить свои руки в руки Воскресшего. Он их никогда не отпустит, даже тогда, когда наши ослабеют (ср. СЕ, 07.05.06, с. 3). Только тогда в нас будет жить Христос (ср. Гал 2, 20). Это наша общехристианская программа, с которой мы сможем противостоять негативным тенденциям современного общества, а также вывести мир из затянувшегося духовного кризиса и преоб-разить его к лучшему.

Радости, счастья, благодати в Воскресшем Господе и дара Его мило-сердия всем вам!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Митрополит Тадеуш Кондрусевич

Москва, 26 марта 2007 г.

Торжество Благовещения

Использованная литература и принятые сокращения:

1. Иоанн Павел II. Энциклика "Dives in misericordia" (DM).

2. Бенедикт XVI. Энциклика "Deus caritas est" (DCE).

3. Бенедикт XVI. Апостольское обращение "Sacramentum caritatis" (SC).

4. Катехизис Католической Церкви. Москва: Культурный центр "Духовная Библиотека", 2001 (ККЦ).

5. Свет Евангелия, 7 мая 2006 г. (СЕ, 07.05.06).

6. http://www.archchicago.org/polish_website/news_pl_06.shtm.

По материалам источников: Свет Евангелия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама