ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Непростой ислам. Судьба мусульман в многоконфессиональной России

Малашенко Алексей :: 13 мая 2003

"Про ислам" в России написано много. Но тема эта - вечная, событий, с исламом связанных, не счесть. Вот жаль только, что среди написанного так много однобокого и бестолкового.

Первый приходящий на ум вопрос - сколько в нашем Отечестве мусульман? Кто говорит - 15 миллионов, кто 20, кто 30, а кто и вовсе три с половиной. Можно определять число мусульман, исходя из того, сколько из них регулярно посещают мечеть, знают Коран, ежедневно трижды (и более) творят молитву и строго соблюдают все запреты. Таких в России в самом деле наберется не очень много. Есть другой критерий: мусульманин - это тот, кто родился в мусульманской среде, кто в большей или меньшей степени следует исламской традиции, ощущает свою сопричастность к мировой мусульманской общине - умме. И их количество составит примерно 20 миллионов. В это число входят не только граждане России, но и мигранты из мусульманских стран ближнего зарубежья - Азербайджана, Таджикистана и т.д.

Не спорю, такая позиция содержит в себе противоречия и может быть оспорена. Можно, например, спросить, каким боком связаны с исламом многие носящие мусульманские фамилии российские политики, охотно поднимающие бокал на торжественных приемах, и не только тогда... Но, да простят меня исламские пуристы, несколько капель алкоголя все-таки не повод для отлучения мусульманина от его религии. История дает немало тому примеров.

У российских мусульман три идентичности: российская (гражданская), этническая и та самая - исламская. Между этими тремя идентичностями не всегда присутствует гармония. Будь то в вопросах внутреннего развития страны или в связи с ее внешнеполитической ориентацией.

Идея "тотального" секуляризма проваливается во всем мире. В наступившем тысячелетии религии еще раз предстоит определить свое место в мирской, а не только в духовной жизни. Это характерно и для России, где, например, православие откровенно участвует в политике. Что касается ислама, то в нем отсутствует жесткое деление на собственно религиозное и светское. Ислам всегда был и остается вовлеченным в социальные и политические проблемы мусульманских обществ.

Конкретно в России ислам не может быть отделен от политики хотя бы в силу того, что, как сказано, от нее не отделено (а может, и неотделимо?) православие. В спокойном и благополучном обществе политизированность ислама не столь уж существенна. Не надо делать из этого большой трагедии и в России.

Но нельзя игнорировать при этом хотя бы одно обстоятельство: Чечня! Как бы ни трактовать чеченскую войну, состоящие почти на 100 процентов из лиц славянской национальности федералы сражаются с мусульманами. И это обстоятельство придает конфликту особенно тревожный оттенок. Тем более что центр упорно настаивает на том, что главная причина конфликта заключается не в чеченском сепаратизме, но в международном - читай, исламском терроризме. Дескать, не будь бен Ладена, Масхадов с Басаевым сами бы сдались.

Чеченские моджахеды не стяжали в России ощутимой исламской солидарности со стороны своих единоверцев. Это признавал и сам Масхадов. Чеченский сепаратизм не был всерьез поддержан даже на Северном Кавказе, где никто не рискнул повторить чеченский "эксперимент". И уж, конечно, не принесло популярности сепаратистам использование террористических методов.

Зато война в Чечне влечет за собой взаимную отчужденность мусульман и остальной части российского общества. В массовом сознании мусульмане начинают обретать особый статус, обусловленный их конфессиональной непохожестью на большинство граждан. Они - "под подозрением". После 11 сентября 2001 г., после октябрьской прошлого года трагедии на Дубровке оно увеличилось.

Россия - участник антитеррористической коалиции, причем речь идет не о терроре вообще, но о том, который осуществляют исламские экстремисты. Главный враг - бен Ладен, а не "красные бригады". На Ближнем Востоке мы уже давно заняли равноудаленную позицию, что фактически означает отход от безоговорочной поддержки мусульман-палестинцев. И хотя Москва имеет особое мнение по Ираку и поддерживает дружественные отношения с Ираном, ее мусульманские приоритеты далеко не очевидны.

Все это не может не тревожить российских мусульман, лидеры которых вынуждены постоянно оправдываться перед обществом, перед властью, доказывать, что ислам - это религия мира, а подавляющее большинство мусульман - не террористы. Положение, что и говорить, незавидное. Тем более что в идеологическом плане российский ислам не монолитен. Его диверсификация началась в конце 80-х, когда после обрушения советского железного занавеса в мусульманскую среду стали проникать новые представления и идеи, в том числе радикального фундаменталистского свойства.

Сложное экономическое положение России, ее внутренние неурядицы, всплески межэтнической и межконфессиональной напряженности, наконец, события за пределами страны делали радикалистское направление в исламе еще более рельефным. Фундаменталистским призывом вернуться "к чистому исламу" увлекалась часть молодежи (и людей более зрелых) не только на конфликтном Северном Кавказе, но и в некоторых других регионах компактного проживания мусульман. Разочарование в политике местной и московской элит, коррупция, криминальный беспредел и правовой нигилизм вызывают чувство отчаяния. Социальный пессимизм побуждает искать выход за рамками официальной политики. В умах части мусульман формируется - фрагментарно - образ "исламской альтернативы", в основе которой идеализируемая исламом социальная справедливость, сильное государство. Это, в свою очередь, подразумевает использование шариатского законодательства.

Такая - в самом общем виде - схема тянет на социальную утопию прошлых веков. Но напрашиваются и иные параллели. Верили же советские люди (слава Богу, не все) в главную утопию прошлого века - коммунизм. Символично, что в первом туре президентских выборов 1996 г. в известном своими исламскими настроениями Дагестане серьезную победу одержали легальные борцы за социальную справедливость - коммунисты. А в Татарстане, по мнению британского исследователя Джеффри Глейзнера, власти опасаются "возможности соединения коммунистически-эгалитаристского порыва и исламского тяготения к общинности".

Так или иначе, не преувеличивая значение исламской альтернативы, ее все-таки можно рассматривать как антитезу нынешнему варианту развития. Формально безобидная исламская альтернатива побуждает, однако, ее последователей к активному социальному протесту, к действиям против той самой власти, которая неэффективна в управлении и коррумпирована (по словам авторитетного политика-экономиста Александра Шохина, по коррупционным каналам проходит ежегодно 30 - 40 млрд. долл.).

В разных своих вариантах исламская альтернатива эксплуатируется религиозными радикалами, а то и просто авантюристами. И очень трудно, если вообще возможно, разграничить тех, кто искренне верит, что возврат на путь ислама - чуть ли не единственная панацея от всех напастей, и тех, кто использует его в качестве инструмента для удовлетворения своих амбиций, а то и просто для решения финансовых вопросов.

Однако делать различие необходимо. Зачислять в террористы каждого, кто предпочитает законы шариата самоуправству милиции и кто, глядя на родную Госдуму, предпочтет ей исламский образ правления, было бы поспешно. В любом случае необходимо признать, что только силовыми средствами от религиозного инакомыслия не избавиться.

Некорректно списывать его полностью и на внешнее влияние. От него, замечу, вообще невозможно "устраниться". Такой подход напоминает борьбу против советских диссидентов, именовавшихся не иначе, как "агентами империализма". Клеймить всех нынешних исламских оппонентов как "агентов бенладенизма" - не надо. Правильнее, хотя и намного труднее, устранять внутренние причины облекаемого в религиозную форму социального недовольства. И, естественно, нужно наконец научиться говорить с теми, чьи трактовки ислама отличаются от официальных, согласованных с Центром, и ему удобных.

В этой статье я сознательно заострил проблему диалога. Причем не с теми, с кем и так легко можно договориться, но - с теми, кто готов отстаивать свои, пусть и кажущиеся нам неверными позиции. Сегодня, когда в стране растет исламофобия, когда по исламу все чаще судят по делам религиозных экстремистов, это особенно необходимо.

Малашенко Алексей, эксперт Центра Карнеги.

"Труд", 13 мая 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама