ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Вместе – к духовному возрождению" Ответы митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопросы газеты "Московская среда" (газета "Московская среда № 12 (215), 4-10 апреля 2007 года)

17 апреля 2007

В преддверии Пасхи Христовой председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал интервью газете "Московская среда".

– Прежде всего, уважаемый Владыко, позвольте поздравить Вас с 60-летием со дня рождения, вручением высокой государственной награды и пожелать доброго здравия, новых больших успехов в святом деле служения России и Русской Православной Церкви. В связи с этим нашим читателям было бы интересно узнать о Вашей жизни, о том, как выбрали Вы свою стезю и в чем состоит Ваша сегодняшняя деятельность.

– Благодарю Вас за поздравления. 60 лет – это серьезный рубеж в жизни каждого человека. Я благодарю Бога, анализируя свой жизненный путь, исполненный как радостей, так и скорбей, без которых, пожалуй, нет ощущения осмысленности жизни. Я родился в семье инженера в Ленинграде. Отец мой тогда работал на военном заводе, однако его первое образование было богословским, через год после моего рождения он принял священный сан. Десять лет спустя священником стал и мой дед.

Желание посвятить себя Церкви зародилось во мне с самого раннего детства. Но в юношеские годы я начал питать большой интерес к точным наукам – физике и химии. Хотел окончить физический факультет Ленинградского университета, а уже затем поступить в семинарию. Но по совету приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима я решил посвятить себя служению Христу. Владыка Никодим рассудил просто: физиков в стране полно, а священников мало.

Примечательно, что Отдел внешних церковных связей, председателем которого я являюсь на протяжении шестнадцати лет, – мой ровесник. Основная задача Отдела – налаживание и осуществление связей Русской Православной Церкви с внешним миром. Сюда относится весь спектр взаимоотношений с другими Православными Церквами, с инославными конфессиями, нехристианскими религиями, с различными международными организациями, а также со светским обществом, властями разных стран, средствами массовой информации.

Это огромный фронт работы, который требует немалых усилий, интеллектуальных и материальных ресурсов. На период моего председательства выпала трудная задача выработки новой модели церковно-государственных взаимоотношений, которая отвечала бы нынешним историческим условиям. Я благодарен Богу, что в очень сложный период мы в меру своих сил помогали Святейшему Патриарху в решении этой огромной исторической задачи.

– В дни недавнего праздника – светлого Рождества Христова – телевидение сообщило результаты опроса: отметить его собирались 70 процентов россиян – почти на 20 процентов больше, чем за год до этого. О чем говорит этот факт? Насколько, по Вашим наблюдениям, укрепляются в нашем обществе религиозное сознание и духовно-нравственные ценности?

– Во многих странах мира происходит религиозное возрождение. Но в других местах, наоборот, наблюдается рост секуляризации – обмирщения, ведущего к радикальному разрыву с традицией и к нивелированию духовно-нравственных ценностей. На мой взгляд, сегодня происходит не столкновение цивилизаций, а коллизия религиозного и секулярного взглядов на общество. Аналогичные процессы протекают и в России. Даже без социологических опросов видно, что большинство наших сограждан положительно относится к религии и в частности к Русской Православной Церкви. Сегодня число социально активных людей, которые приходят в наши храмы, увеличивается. Но духовное возрождение этим не может ограничиться. Необходимо, чтобы люди сознательно приняли евангельский нравственный идеал, положив его в основу личной, семейной и общественной жизни. Именно поэтому Церковь считает важным религиозное просвещение и воспитание.

– В большинстве европейских стран Церковь сегодня отделена от государства. И если раньше общая вера служила единению и взаимности братских народов (к примеру, славянских), то сегодня политика зачастую возводит между нами барьеры (Болгария, Украина, даже Белоруссия). Может ли Церковь оказывать помощь в уврачевании этих сложных проблем?

– Православие как раньше, так и сегодня объединяет страны восточно-христианской цивилизации. Единство веры простирается поверх национальных различий и государственных границ. Православные народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. В эпоху навязывания тотальной унификации сохранение цивилизационного наследия православной традиции становится актуальной, весьма жизненной задачей. Убежден, что нам нужно вместе дать достойный ответ на вызов секуляризации, на попытки построить однополярный мир, основанный на господстве лишь одной из цивилизационных моделей. Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической, экономической сферах – не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне. Для этого уже делается немало как в церковной области, так и в светской – например, через Межпарламентскую ассамблею Православия.

– 2007 год обещает стать годом полного преодоления конфликта между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Как это скажется на духовном развитии российского общества?

– Пожалуй, еще в советские годы многие как в России, так и за рубежом, понимали, что разделение между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью вызвано политическими обстоятельствами и рассматривали его как временное. Надежды на восстановление единства усилились, когда Церковь в нашей стране обрела свободу. Православный народ в России ощущал духовное родство с русским зарубежьем – носителем традиций дореволюционной Руси. На Родине знали о зарубежных подвижниках благочестия, в духовных школах Московского Патриархата изучались труды богословов и историков, принадлежавших к Русской Зарубежной Церкви. Конечно, возникало чувство недоумения и даже какой-то раздвоенности из-за того, что эти подвижники и богословы не находились в общении с Церковью в Отечестве. Подобные недоумения испытывали и многие эмигранты. Вполне резонно они задавали вопрос: почему мы до сих пор не едины с Церковью, которая претерпела невиданные в истории гонения, которая выжила и постоянно возрастает количественно и духовно?

Объединение положит конец всем этим недоумениям, и оно нам совершенно необходимо, ведь заповедь о единстве дана Самим Господом. Духовная целостность Русского Православия обретет теперь и внешние формы. Кроме того, объединение Церкви в Отечестве и Церкви за границей станет еще одним шагом к преодолению наследия безбожного режима, к подлинному осознанию того, что наша нация едина, несмотря на политические разногласия и трагическую историю XX века.

– Расскажите, пожалуйста, о жизни приходов Московского Патриархата за рубежом.

– Прежде всего напомню, что вне пределов Российской Федерации, в странах "ближнего зарубежья", относящихся к канонической юрисдикции Московского Патриархата (кроме Грузии, где есть своя Поместная Грузинская Православная Церковь), действует немало епархий нашей Церкви, а также самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата. В общей сложности они насчитывают 14 тысяч приходов.

Все это находится внутри нашей Церкви и для нас зарубежьем, говоря в каноническом смысле, не является.

Другое дело – дальнее зарубежье. Наши верующие, которые живут здесь временно или постоянно, подчас особенно остро ощущают стремление сохранить духовную связь с далекой Родиной, тянутся к родной речи, к русской культуре. Храмы не только являются средоточием их молитвенной жизни, но и выступают в роли духовных очагов, своего рода центров культурного общения друг с другом на основе принадлежности к общей вере, к общей системе нравственных и духовных ценностей, сформированной Русским Православием. А количество наших соотечественников в дальнем зарубежье быстро растет – сейчас их около десяти миллионов. Это связано с открытостью границ, возможностью учиться и работать в других странах, создавать там семьи.

В октябре прошлого года в Санкт-Петербурге прошел Второй Всемирный конгресс соотечественников. Я присутствовал на этом форуме, собравшем 600 посланцев из 78 стран мира. Среди них большинством были верующие люди. И мне было приятно слышать от них добрые слова о значении в их жизни той духовной поддержки, которую они получают со стороны Русского Православия.

– Недавно нас потрясли известия об убийствах священников. Причины разные, но многих людей эти факты повергают в отчаяние: падение нравов им представляется необратимым. Можно ли что-то реально противопоставить такому варварству?

– Вероломное убийство в рождественскую ночь священника Олега Ступичкина, настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский Свердловской области, а также трагическая гибель сельского священника Андрея Николаева вместе с матушкой и детьми в Тверской области – никого не оставили равнодушными. Жестокость и цинизм этих злодеяний не может не поражать. Эти случаи как лакмусовая бумажка свидетельствуют о нравственном одичании отдельных слоев общества.

К сожалению, нынче служение священника в небольших селах сопряжено с опасностью. А ведь село когда-то было оплотом традиционных ценностей. Происходящее говорит о том, что нам нужно возрождать российскую глубинку, приняв и реализовав действенные восстановительные программы. И, конечно, необходимо больше внимания уделять нравственному воспитанию молодежи – как в семье, так и в школе. Церковь не устает выступать за преподавание детям основ православной культуры, за введение института полковых священников, за присутствие религиозно-нравственного послания в СМИ. Это не прихоть, не погоня за влиянием, а императив времени, игнорировать который морального права мы не имеем.

– Социальное расслоение российского общества достигло, по статистике, немыслимых масштабов. Общество очень мало знает о благотворительной деятельности Церкви, что существенно ослабляет доверие к ней и слабо вовлекает в эту деятельность людей успешных, зажиточных. В чем причина: в недостатке информации или в том, что масштабы любой благотворительности несопоставимы с остротой социальных проблем в обществе (старики, дети, бомжи и т.д.)?

– Проблему бедности надо решать системно. Кстати, именно этому вопросу был посвящен XI Всемирный Русский Народный Собор, недавно завершивший свою работу. Парадокс заключается в том, что в России, богатой природными ресурсами, богатой талантами, умами, – мы наблюдаем глубокую нищету миллионов рядом с кричащей роскошью немногих.

В этой ситуации Церковь делает все что может: у нас существуют детские приюты, богадельни, благотворительные столовые, наши приходы распространяют продукты питания, одежду... В Москве православная молодежь посещает детей-сирот, оказывает медицинскую и социальную помощь бездомным. Можно приводить много примеров благотворительности, но мы не можем помочь всем. Ведь церковный бюджет складывается в основном из пожертвований верующих, а большинство их сегодня живет довольно скромно. Государство обычно не финансирует наши социальные учреждения.

Если кто-то желает помочь нуждающимся, то такой человек может смело обратиться в любой православный храм. Важно помнить, что благотворительность не обязательно предполагает денежные пожертвования. Можно принести ненужные вещи, можно помочь и своими талантами: кто-то является хорошим организатором, кто-то обладает медицинскими навыками, а у кого-то просто "большое сердце", способное на доброе, ободряющее слово.

– Сейчас в обществе широко обсуждается вопрос о преподавании в школах основ религиозных знаний. Как Вы оцениваете аргументы сторон в этом споре? И как, на Ваш взгляд, практически организовать это преподавание, если решение будет принято?

– Убежден, что самый главный аргумент в пользу такого преподавания – это необходимость выживания нации как в физическом, так и в культурном смысле. Какие ценности сегодня предлагает школа? Как они соотносятся с ценностями семьи, с информацией, получаемой детьми и подростками из телевизора и компьютера? Наша молодежь демонстрирует то, чему ее научили. Не случайно так распространены наркомания, пьянство, преступность, раннее начало половой жизни и как следствие – моральная деградация, лишение самих себя достойного будущего.

Введение курса Основ православной культуры не решает в одночасье всех проблем, но, как показывает опыт, помогает гармонизировать отношения в семье, школе и социуме, блокирует пропаганду эгоистического образа жизни, который ведет народ к вымиранию.

Преподавание должно вестись на добровольной основе, но, наверное, до определенного возраста за школьников сделать выбор должны родители. Как показывают социологические исследования, проводимые в ряде регионов, в том числе в Москве, большинство родителей хочет, чтобы их дети изучали Основы православной культуры. Право изучать основы своих духовных культур нужно предоставить и мусульманам, иудеям, буддистам, другим религиозным меньшинствам.

Зарубежный опыт, да и опыт некоторых российских регионов позволяет развеять все опасения насчет такого преподавания. Отдельно скажу об "Истории мировых религий". Данный курс не несет ценностной компоненты. Почему в школьной программе изучению русского языка отведено гораздо больше места, чем языка иностранного? Зачем изучать историю Отечества – может, включить ее в состав всемирной? А освободившиеся часы занять физкультурой и компьютерной подготовкой? Очевидно, что школа призвана не только "давать информацию для размышления", но и воспитывать, закладывать в сотрудничестве с семьей (а не вопреки ей) основы мировоззрения, гражданской позиции молодого человека. А к чему приводит нравственный и национальный нигилизм, незнание своей культуры, нелюбовь к своим традициям, своей Родине – всем известно.

– Как известно, 2007 год объявлен в России Годом русского языка, а в Москве – и Годом ребенка. Намерена ли Русская Православная Церковь принять участие в этих акциях?

– Конечно мы примем участие в любых делах, направленных на поддержку русского языка, на защиту материнства и детства. Почему русский язык нуждается в поддержке? Язык – это воплощение национальной культуры. Конечно, с течением времени язык обогащается новыми словами, некоторые слова устаревают. Но во всем важна мера: когда заимствование переходит все разумные границы, получается нелепица. К сожалению, неплохо чувствуют себя в молодежном лексиконе и слова-паразиты, а также, что совсем печально, сквернословие.

Детство, материнство, отцовство должны занять подобающее место в нашей жизни, в том числе в культурной, информационной, педагогической. Пока же страна занимает одно из первых мест в мире по числу абортов. Необходима действенная общенациональная борьба с беспризорностью детей и безответственностью родителей. Право на счастливое детство должно принадлежать каждому ребенку, и, чтобы достичь этого, Церковь готова к соработничеству с государством и обществом.

– Какие слова Вы обратили бы к читателям "Московской среды", всем согражданам, чтобы привлечь их к решению актуальных проблем российского общества?

– Давайте объединим наши усилия. Мы не осилим дорогу к лучшей жизни без осознания того, что выходить из кризиса нужно каждому в отдельности и всем вместе. Пусть каждый начнет с себя, с посильного вклада. Даже если наше дело будет совсем маленьким и незаметным, даже если это будет лишь доброе слово, сказанное ближнему, или просто улыбка. Если мы разобьем корку самолюбия и придем на помощь ближнему, значит, не все потеряно, значит, у нас есть шанс!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама