"Портал-Credo.Ru": Валиулла-хазрат, как Вы относитесь к предполагаемому в августе 2003 г. однодневному посещению Казани Папой Римским?
Валиулла Якупов: На мой взгляд, приезд такого авторитетного религиозного деятеля должен иметь положительные последствия. И в этой связи мы очень бы хотели, чтобы до самого факта приезда были сняты слышимые в печати разногласия с Русской Православной Церковью. Нам, конечно бы хотелось, чтобы он приехал и по приглашению Православной Церкви, потому что мы считаем, что человек он проверенный, известный, имеет колоссальный духовный авторитет в мире и побудительной причиной приезда является благородный жест: он же не продает эту икону, а хочет вернуть историческое наследие самим верующим, в место, где эта икона была похищена, вернуть ее в Казань. Нужно все сделать, чтобы использовать сам факт этого приезда для примирения, как они сами себя называют, сестринских Церквей.
А что касается нас, как духовных лиц, то мы всегда рады, что у наших коллег по вере в Единого Бога случаются радостные события. Мне кажется, возвращение чтимой святыни Православной Церкви вызовет радость у рядовых верующих и поэтому, наверно, ничего, кроме слов одобрения со стороны духовных мусульманских священнослужителей, сам факт приезда не может вызвать.
– Вы общаетесь с сотрудниками Казанской епархии РПЦ МП и с архиепископом Анастасием. Каково их настроение в отношении приезда Папы?
– У нас очень тесное общение с представителями местного епархиального управления, но мы с ними не поднимаем вопросы политического и внутриконфессионального характера. Мы работаем только в положительном направлении, а все, что может вызвать конфликт, мы не затрагиваем. Это дело самой РПЦ и мы от конфликта католиков с православными сознательно дистанцируемся. Сотрудники епархии – они подневольные, назначаемые люди, зачем вы спрашиваете?
– У меня есть такое впечатление, что они оказались в сложной ситуации: Патриарх – против, а Шаймиев – за…
– Они между молотом и наковальней и ничего, кроме сочувствия, мы им не можем выразить.
Для нас, конечно, приезд Папы – это престиж, мы Папу очень уважаем, потому что он, в отличие от многих христианских иерархов, в Рамазан публично держит пост, призывает католиков в мусульманских странах проявлять солидарность с ними. Папа извинился за Крестовые походы. То есть в отношении исламской конфессии он сделал несколько публичных шагов, которые нельзя не заметить.
– Еще Папа осудил войну США против Ирака…
– Войну я, например, приветствовал, поэтому я не считаю это достижением большим, а вот заявления по Крестовым походам и то, что он каждый год держит пост в Рамазан один день, это очень важно.
– А Вы войну приветствуете?
– Я вообще противник всякой диктатуры, в том числе внутриконфессиональной.
– Среди мусульманских стран есть демократические государства?
– Это Татарстан.
– Допускаете ли Вы, что в результате войны радикальные мусульманские группировки в Ираке активизируются и там снова начнет проливаться кровь?
– Этого нельзя исключать, возможен и такой сценарий. Но мне кажется, что Багдад – традиционный центр ислама, первое название его было – Город мира, когда его построили как столицу халифата. Поэтому я не думаю, что духовный запас, заложенный халифами, мог исчезнуть за случайные десятилетия арабского социализма.
Беседовал Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru".
"Портал–Credo.ru", 14 мая 2003 г.
[оригинал интервью]