ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Личная платформа или Стоит ли спорить о политике

02 мая 2007

Этот год проходит под знаком выборов. О политике спорят по ТВ, радио, в газетах. Политика проникает в нашу жизнь вне зависимости от убеждений и гражданской активности. А там глядишь – и в очереди за хлебом впал в полемику со сторонником какой-нибудь не той партии. И сам обиделся, и человека обидел – не по-христиански как-то! Наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ опросил людей самого разного рода занятий о том, какое место в их жизни отведено политике. И стоит ли православному христианину обращать на нее внимание?

ЛОНГИН, епископ Саратовский и Вольский: Интерес к политике – обязанность священства

– Думаю, что церковное сообщество приходит к осознанию: нам нужно научиться достойно отвечать на некорректные выпады против Православия со стороны наших недоброжелателей. Кроме того, и священники должны быть в курсе тех событий, которые происходят в стране и мире. В некоторой степени это даже их обязанность, ведь люди часто спрашивают совета, интересуются их мнением о том, как следует относиться к тем или иным явлениям. Но нужно помнить, что священник не должен участвовать в политической борьбе. Каноны Церкви прямо запрещают ему "входить в распоряжения мирскими делами" (третье правило IV, десятое правило VII Вселенского собора).

Однако "нужды ради и закону пременение бывает". В истории были случаи, когда священнослужители были вынуждены – я подчеркиваю это! – брать на себя попечение о народе. Вспомним роль патриарха Ермогена в преодолении Смутного времени на Руси в начале семнадцатого века: если бы не его послания, не было бы народного ополчения Минина и Пожарского. Почти нашим современником был первый президент Кипра архиепископ Макариос (1913-1977), под руководством которого эта республика обрела независимость. Однако не всегда такое участие священнослужителей в управлении государством было насущной необходимостью, и я бы не стал называть это политической деятельностью.

Что же касается того, должен ли священник говорить о своих взглядах прихожанам, если они его спрашивают, при личном общении, – почему бы и нет? Однако он не имеет права превращать амвон в место политической пропаганды, призывать к каким-либо действиям, высказывать свои политические воззрения во время проповеди. Должна сохраняться та грань, которая отделяет обычный гражданский интерес человека, неравнодушного к тому, что происходит в его стране, от священнического служения.

Александр КАБАКОВ, писатель: Ссоры на политической почве – это нормально

– Политика – это серьезное дело, результат этой работы имеет существенное значение, почему же тут не может быть конфликтов? Это же не погода, не кулинарное искусство. Ведь из-за политики воевали когда-то, на смерть шли, брат на брата, сын на отца. У меня был случай, когда мы поссорились со старым приятелем. Он недоброжелательно отозвался о Церкви (это было расхожее обвинение, что Церковь сотрудничала с советской властью и пр.), я возразил ему, тогда он отозвался оскорбительно. После этой ссоры мы долго не общались. И когда я обдумывал причину этой ссоры, то пришел к мысли, что так проявились наши старые расхождения: он – такой вольнодумец-либерал, человек, увлеченный общественными проблемами, а я не во всем разделяю его взгляды. Политика в данном случае была той гранью, которая отразила разницу нашего отношения к жизни в целом. И это нормально. Хотя с другой стороны, политика может и не интересовать мирного обывателя, занятого своими проблемами. И в этом случае ссор не будет. Политикой занимаются люди с мощным общественным темпераментом или профессионалы.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах: Не вижу смысла идти на выборы

– Политика, как давно было сказано, – это любовь к Отечеству (от греч. – искусство управления государством). Но эта любовь должна быть связана прежде всего с любовью к Богу. У нас есть два священных понятия: вера и Отечество. Земное Отечество не может быть по-настоящему устроено без нашей первостепенной заботы о небесном Отечестве. Цель подлинной политики, с моей точки зрения, – обеспечить наилучшие условия для того, чтобы максимальное число людей могло прийти к вере.

Сказать, что политика – ничто для христианина, это все равно что сказать: "1917 год и последующие гонения на Церковь нас не касаются. Наше дело – только молиться". Да, любящему Бога все содействует во благо, но мы знаем, что во времена этих гонений явился не только небывалый сонм мучеников, но и небывалое отступничество. Ясно, что испытания, которыми Господь посетил нашу Церковь, не были последними. И это связано с политикой.

На мой взгляд, теперь выборы все более приобретают тот же смысл, что и в советские годы. Можете ходить на выборы, можете не ходить. Не имеет никакого значения. Все подсчитают, как им надо. Об этих манипуляциях постоянно пишет пресса. Участвовать в таких играх – скучное занятие. Был момент, когда казалось, что можно переломить ситуацию. Например, в 1996 году, когда шла речь о сохранении России и реальной защите нравственности. Тогда президентом мог быть избран кандидат от народно-патриотических сил, для которого вопрос противостояния нравственному распаду общества не стоял на периферии. Сейчас я не вижу такой возможности. Разрешения нынешней ситуации "демографического и нравственного кризиса" с помощью выборов не видно.

Николай КОТРЕЛЕВ, завсектором "Литературное наследство" Института мировой литературы РАН: Христиане в ответе за мир

– Я думаю, православному человеку надо быть политически активным. Человек – венец творения, и, следовательно, человечество в ответе перед Богом не только за себя самое, но и за всю Вселенную. Христиане – соль земли. В пределах разумного представления о мире именно на христианах лежит, в конечном счете, ответственность за все, что с миром станет. Как же не заниматься политикой, организацией общего дела всех людей друг перед другом и перед природой?! Все-таки прожить свою жизнь будет более правильно, если понимать, что происходит в мире помимо твоих собственных чувств и мыслей. Ведь политика – не то, что происходит в Госдуме. Это вся общественная жизнь человека. Это то, как ведет себя группа людей, к которой ты принадлежишь, ее отношения с властью. Следовательно, первый долг христиан – бороться за то, чтобы политика ни в коем случае не была "грязным делом". Грязь, которою полна политика внешних, должна оставаться у границ христианского мира, христианский политик не имеет права пятнать ризы Церкви. Но и чураться работы в грязи мы не имеем права, иначе мы отдаем наше потомство в разврат лежащего во зле мира.

Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького: Право на гражданское неповиновение

– Если у человека есть гражданское самосознание, то почему бы ему не отстаивать свои политические взгляды, тем более если за ними стоят религиозные убеждения. Часто во время встреч с читателями мне задают вопросы, имеющие политическую окраску. Однако для меня как для верующего человека всякая политическая дискуссия сводится к положению Церкви при той или иной системе власти. Именно эта проблема является центральной, а все остальные вопросы общественно-политической жизни группируются вокруг нее и решаются исходя из нее.

В этом понимании политики мои друзья являются моими единомышленниками. Но вот в дискуссиях, которые ведутся на некоторых общественных площадках – на телевидении, в радиоэфире, на "круглых столах", я подчас сталкивалась с оппонентами, которые не то чтобы даже придерживались иной точки зрения, но выражали совершенно другую ментальность, с другими базовыми установками и понятиями. И с ними мне было очень трудно полемизировать, потому что надо было каждый раз расшифровывать, что они имеют в виду под тем или иным термином. Что они имеют в виду под словом "народ", "демократия", "Запад" и так далее. А кроме того, я всегда очень горячо реагирую на антицерковные выпады – тут срабатывают какие-то мои "болевые точки", и мне кажется, что в воздухе начинает припахивать этим гнилым запашком большевизма...

Я полагаю, что поскольку члены Церкви являются еще и гражданами своей страны, то ничего нет предосудительного в том, что они могут интересоваться политикой и общественной жизнью, ходить на выборы, поддерживать ту власть, которая не наносит вреда Церкви, и, напротив, противостоять властям в тех случаях, когда они посягают на свободу и религиозную совесть верующих, когда они насильственным образом пытаются заставить христианина отречься от Христа или вступить на путь греха. В этом случае нам позволительно оказать этим властям гражданское неповиновение, как это сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Владимир ЛЕГОЙДА, главный редактор журнала "Фома": Вопросы добра и зла решает не политика

– К сожалению, конфликты на политической почве возможны и сегодня, поскольку не у всех людей есть общая позиция по самому главному вопросу: духовно-нравственному. Между тем политика не та сфера, где решаются вопросы добра и зла, а прежде всего сфера взаимодействия государства и общества. И когда объясняешь это своим оппонентам, накал политического спора обычно снижается. Священник причащает из одной Чаши членов самых разных партий, если они исповедуются и подходят к Святым дарам с сознанием собственной греховности. И со стремлением к исправлению. И когда здесь у людей есть согласие, то для них уже ничто иное не может быть поводом для фатального конфликта. И наоборот, если мировоззрение человека определяют только – или прежде всего – его политические взгляды, то у него могут быть серьезные конфликты с оппонентами.

Однажды я был свидетелем, когда кто-то из политиков спросил одного из наших иерархов, почему Церковь не поддерживает его политическую партию, ведь ее фундамент строится на консервативных, здоровых началах. На что прозвучал ответ: "Церковь не может поддерживать какую-то конкретную партию, но она с радостью принимает всех, кто в нее приходит". Потому что Церковь создана Христом, Который был открыт для всех. Таким образом, Церковь – это та сила, которая помогает обществу решить нравственные вопросы, и если они решены, то вопрос политических разногласий снимается в рабочем порядке, не нанося серьезного морального урона никому из спорящих.

Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы: Не быть бессловесным бараном

– Христианину обязательно надо заявлять о своих политических убеждениях, потому что политика – это то, что объединяет людей. Если человек уходит от участия в общественной жизни, он ведет себя как бессловесный баран. Мне случалось ссориться с людьми из-за расхождения в политических взглядах. Причем среди тех, кто переставал со мной общаться, узнав о моих политических убеждениях (я член партии "Яблоко"), были православные. Нетерпимые к чужим политическим взглядам есть везде: и среди коммунистов, и среди демократов, либералов, социалистов...

Анна ДАНИЛОВА (ЛЮБИМОВА), старший преподаватель филфака МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор интернет-журнала "Православие и мир": Политику – в социальное русло

– Сложно провести границу между тем, что имеет отношение к политике, а что нет. Когда в магазине перед тобой в очереди старик пересчитывает монетки – "хватит – не хватит на продукты?", когда многодетная мама, дождавшись с работы мужа, бежит подрабатывать уборщицей в соседнюю школу, когда в больницах нет крови для переливания, – это все политика или нет? Те вопросы, которые мы называем политическими, глубоко связаны с вопросами социальными. И меня как православного человека не может не волновать, что станет с земным Отечеством. Можно высокомерно сказать: "Политика – дело грязное, неправославное!" Однако политические методы могут решить многие задачи. Сколько у нас фондов, собирающих деньги для больных детей! Но ведь не для всех! А ведь если бы, например, нашлись те, кто смог бы провести в жизнь законы, позволяющие увеличить пособия пенсионерам или инвалидам получать бесплатную медицинскую помощь, то помочь получилось бы всем. Так что политика – это еще одно звено в бесконечной цепи предметов, которыми можно творить добро, а можно совершать зло.

Капитолина КОКШЕНЕВА, доктор филологических наук, заведующая отделом критики журнала "Москва": Время, когда из-за политики рушились семьи, прошло

– Думаю, что сегодня острого разногласия на политической почве, доводящего до разрыва между близкими людьми, быть не может. Времена, когда после выборов сын-коммунист, а родители – сторонники Жириновского долго не общались друг с другом, прошли. На мой взгляд, объясняется это тем, что, во-первых, партии не выполняют заявленные программы, во-вторых, нет ярко выраженной идеологической и политической индивидуальности ни у одной из партий, и в-третьих, мы никогда не знаем, что происходит в партиях на самом деле. СМИ не описывают реалий истинной партийной жизни, а занимаются лишь вздуванием имиджа партий перед выборами. Если это так, то может ли это быть поводом для серьезных разногласий, тем более с близкими людьми?

7 декабря 2006 года вступил в силу Закон об отмене минимального порога явки избирателей. Теперь выборы в РФ признаются действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. До этого выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20% на региональных выборах, не менее 25% – на федеральных парламентских и не менее 50% – на президентских. В 2003 году явка на парламентских выборах составила 55,7%, на президентских 2004 года – 64,3%. В 1999-м – 60,5% и 68,6% соответственно. Для сравнения: в США средняя явка на федеральных выборах – 65-75%, причем на выборах в конгресс она иногда опускается и ниже 60%. В Европе традиционно активность избирателей выше. Так, в президентских выборах 2002 года во Франции приняли участие 79,7% граждан.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама