ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крест и распятие в поэзии А. Башлачева

Гузель Нугманова :: 03 мая 2007

Александр Башлачев, по общему признанию, – один из самых талантливых русских рок-поэтов. Недолгие годы его творчества пришлись на время "заката" советского государства. Его имя часто упоминается в контексте "русской идеи", "русского" искусства и даже, как ни странно, – христианской культуры [1], хотя Башлачев не был христианином. Однако в песнях он часто прибегает к христианской знаковой системе, что, вероятно, и послужило причиной подобного восприятия.

Один из таких символических образов, имеющих христианские корни, – образ креста. В центре нашего внимания – группа значений, этимологически восходящая к Кресту, на котором был распят Спаситель.

Впервые образ креста появляется в песне "Похороны шута" (1983). Песня относится к раннему периоду творчества поэта, когда все традиционные для русской культуры ценности (творчество, дружба, любовь, жизнь) ставятся под сомнение. В основе большинства песен лежит ирония. Излюбленный для этого времени прием – сталкивание "низкого" и "высокого" (например, "высокого" стиля классической русской поэзии и ненормативной лексики).

В этой песне герой (шут) на собственных похоронах "вдруг" "воскресает", "оплакивание умершего" превращается в обычную пьянку, одним из "собутыльников" становится сама смерть, теряя тем самым свое онтологическое значение. "Относительность" самой смерти подчеркивается тем, что сюжет возник из фразеологизма "умирать со скуки". Башлачев реализует значение составных частей идиомы, сохраняя при этом относительность их самостоятельных значений.

"Крест" здесь – звено в цепи целого ряда "религиозно-обрядовых" образов, с помощью которых создается игровой сюжет смерти и "воскресения": "Хмурый дьячок с подбитой щекой / Тянет-выводит за упокой. / Плотник Демьян, сколотивший крест, / Как всегда пьян. Да нет, гляди-ка ты, трезв..." [2. с.118], "Пенная брага в лампаде дьячка" (119), "Плотник позорит коллегу-Христа, / Спит на заблеванных досках креста" (120), "Вот возьму и воскресну! То-то вам будет потеха. / Вот так, не хочу умирать, да и дело с концом" (119). "Снижение" образа Христа, на первый взгляд, прямо заявлено в самом тексте. Однако в этом случае нельзя говорить о десакрализации образа, поскольку игровое начало, основополагающее в этой песне, по наблюдению Ю. В. Доманского, не предполагает в употреблении слов "Христос", "воскресну", "крест" сакрального смысла, который существует как бы отдельно от "шутовской" реальности. [3]

В зрелом творчестве Башлачева "крест" становится одним из центральных сакральных символов, что связано со сформировавшейся к этому времени мысли о необходимости и спасительности страданий для человека. Причем страдания связаны с представлением о Слове (творчестве) и о Любви как спасительной силе. Слово и Любовь имеют онтологический статус, однако истинными они становятся лишь путем страданий. Осознанность данной концепции подтверждается высказываниями поэта в интервью: "Я не верю тем людям, кто не страдал. <...> А все через страдание – когда душа болит, значит, она работает. "Объясни – я люблю оттого, что болит, / Или это болит оттого, что люблю". Невозможно объяснить – потому что это одно и то же". [4]

Представление о необходимости страданий, глубоко воспринятое русской культурой и характерное для русской ментальности, этимологически восходит к христианству, связано с жертвой Христа, что объясняется в Послании апостола Павла к евреям: "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания" [Евр. 2:10]. Страдание, следовательно, напрямую связано с любовью: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" [Ин. 15:12-13]. Или, например, у Исаака Сирина: "Желал бы я найти прокаженного и ему отдать свое тело, а себе взять его". Вот совершенная любовь". [5]

Башлачев в своем творчестве часто прибегает к образу креста и связанному с ним мотиву распятия, актуализируя именно тему страдания. Например, в песне "На жизнь поэтов", последовательно изображая "круги" испытаний, по которым "идут поэты": "Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату" [с.122]. Точный источник определить затруднительно: это может быть не только Евангелие, но и "Мастер и Маргарита" Булгакова. Следует отметить, что Башлачева привлекает не столько фигура Христа, сколько само распятие как символ страданий. Подобное предположение подтверждается другими случаями использования мотива распятия: "А деньги – что ж, это те же гвозди, /и так же тянутся к нашим рукам" [с.56], "Гулял Ванюша вдоль синей речки / И над обрывом / Раскинул руки / То ли для объятия / То ли для распятия" [с.152]. В последнем случае возникает параллель с циклом Б. Л. Пастернака "Стихи Юрия Живаго".

В употреблении семы "крест" связь с христианским источником чаще всего опосредована фразеологическими значениями, "религиозно-обрядовыми" значениями, предметным значением слова, когда обозначаемый предмет имеет форму креста.

Из фразеологизмов прежде всего выделим "нести крест", "тяжелый крест" в значении "терпеливо переносить страдания, мириться со своей печальной участью" [6], этимологически восходящие к евангельскому изречению: "И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" [Мф. 10:38, Лк. 14:27]. Например, в песне "Все будет хорошо": "Всем братьям – по кресту виноватому" [с. 160], или в песне "Когда мы вместе": "Мой крест – знак действия, чтоб голову сложить / За то, что рано умирать, / За то, что очень славно жить..." [с.139].

Другой фразеологизм – "ставить крест", этимология которого не связана с христианством. [7] Однако Башлачев соотносит и этот фразеологизм с темой страдания – через значение креста как надгробия – в песне "Слыша В. С. Высоцкого": "Если ты ставишь крест на стране всех чудес, / Значит, ты для креста выбрал самое верное место" [с. 67].

Среди "религиозно-обрядовых" можно выделить значения, связанные с таинством Крещения, с крестным знамением, с крестом на могиле, с нательным крестом.

"Крест" здесь выступает как символ духовности, которая может быть как истинной ("Хозяйка": "Перекрестившись истинным крестом..." [с. 69]), так и ложной ("Мельница": "Что, крутят вас винты похмельные – / С утра пропитые кресты нательные?" [С. 18]).

В песне "Вечный пост" крест имеет значение духовного идеала и противопоставляется различным формам этического несовершенства:

Но не слепишь крест, если клином клин,

Если месть – как место на звон мечом,

Если все вершины на свой аршин,

Если в том, что есть, видишь, что почем. [С. 46]

Замечательно использование Башлачевым семы "крест" для передачи значения утраченной, "задушенной" духовности (веры) в советское время: "Егоркина былина" – "Образа кнутом перекрещены" [с. 129], "Некому березу заломати" – "Да окно решеткой крестили" [с. 26]. В последнем случае сема "крест" актуализируется формой предмета – тюремной решетки.

Итак, мы видим, что основное значение образа креста и мотива распятия определяется посредством идиоматического значения, а не прямо отсылает к "христианскому" контексту. В роли идиомы могут выступать фразеологизмы, поговорки, пословицы и пр., а также – цитаты, главным образом, из русской литературы. Башлачев актуализирует в идиомах значение страдания, "крестного пути", которое было утрачено, затемнено, тем самым "вскрывая" христианские корни русской культуры и русского языка.

Встает закономерный вопрос о степени соотношения семы "крест" и мотива распятия в христианстве и в поэзии Башлачева. Башлачев не был христианином, он использует только общую семантику данных элементов, сходство носит структурно-семантический характер. В его поэзии нет образа распятого Христа, а есть определенный комплекс значений, связанных с мотивом распятия / страдания, который можно соотнести с образом Христа, каким он был доступен человеку неверующему, с грузом атеистического прошлого, не знакомому с христианскими догматами.

В связи с этим особо следует сказать о случае, который исследователи склонны трактовать как "дискредитацию традиционной святости": [8]

И наша правда проста, но ей не хватит креста

Из соломенной веры в "спаси-сохрани".

Ведь святых на Руси – только знай выноси!

В этом высшая мера. Скоси-схорони. ["Посошок", с. 151]

Данный отрывок исследователи трактуют следующим образом: "...крестом уже не добудешь искомой правды, потому что вера – "соломенная", то есть подобно срезанному и вымолоченному колосу, – мертва и опустошена" [9].

Нам же представляется, что в данном случае нельзя говорить о "дискредитации традиционной святости", поскольку здесь, во-первых, говорится не об истинной святости, а о "соломенной вере". Весьма вероятно, что Башлачев использует фразеологизм "соломенная вдова", значение которого: "Жена, временно оставшаяся без мужа" [10], заменяя "вдову" на "веру", тем самым выражая мысль, что в "соломенной" вере истины нет. Однако Башлачев имеет в виду не веру вообще, а подход, делающий веру "соломенной", который сводится к формализму (знак подобного формального подхода – "спаси-сохрани"). Наоборот, Башлачев использует фразеологизм "хоть святых выноси", этимология которого объясняется следующим образом: "Выносить святых <иконы>... – такие меры принимались верующими, чтобы святые не видели творимых людьми безобразий" [11]. Тем самым не "дискредитируются" святые, а подчеркивается несовместимость святости с русской реальностью, доведенная до предела возникающим значением "смерти".

В связи с этим мы можем попытаться ответить на вопрос: чем обусловлено подобное отношение, когда церковь мыслится лишь как формальный институт? Почему Башлачев, увидев "христианский" смысл в русском языке и в русской литературе, не "увидел" его в самом христианстве?

Можно выделить несколько причин. Прежде всего, следует сказать о том специфическом отношении к Церкви, которое сложилось в "богемной" питерской среде – "среде обитания" Башлачева. <...> "Увлечение" православием в питерской среде носило характер внешний, не связанный с глубоким осмыслением, с духовной практикой. Башлачеву, пытающемуся обрести истинное основание духовности, был чужд подобный подход.

Непонимание Башлачевым значения Церкви в духовной жизни, разведение Церкви и святости – нередкое явление для русской интеллигенции, особенно на рубеже ХIХ – ХХ вв., что наглядно продемонстрировала О. Николаева в своем фундаментальном исследовании "Православие и современная культура". Антиклерикальная тема характерна и для всей русской литературы, начиная с древности ("Калязинская челобитная" и "Служба кабаку"). Непосредственное влияние на Башлачева в этом отношении могли оказать такие почитаемые им авторы, как В. В. Маяковский и В. С. Высоцкий. Нельзя полностью исключить и инерцию восприятия Церкви в советской России.

Однако, несмотря на подобное отношение к Церкви, в поисках "корней" русского Духа Башлачев обращается к образу креста и мотиву распятия, связывая с ними значение спасительного страдания: пытаясь основать новую духовность, он раскрывает христианские истоки русской культуры.

Примечания

1. Пилипенко Н. Под развесистым кустом конопли // Ура! Бум-бум! – 1993. – 10. – С. 33.

2. Здесь и далее ссылки на тексты А. Башлачева приводятся по изданию: Башлачев А. Как по лезвию. – М.: Время, 2005. – 256 с.

3. Подробнее об этом см.: Доманский Ю. В. "Дама с собачкой" в стихотворении А. Башлачева "Похороны шута" // Чеховские чтения в Твери: сб. науч. тр. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2000. – С. 84-91.

4. Юхананов Б. Интервью с Александром Башлачевым // Контр Культ Ур'а. – 1991. – N3. – С. 43.

5. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – С. 234.

6. Бирих А. К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – С. 357.

7. В словаре А. К. Бириха "Русская фразеология" приведена следующая этимология: "Выражение собственно русское, из речи чиновников, которые перечеркивали в бумагах ненужное наклонным крестом". – Там же. – С. 358.

8. Свиридов С. В. Мистическая песнь человека: Эсхатология Александра Башлачева // Русская рок-поэзия: Текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1998. – Вып. 1. – С. 102.

9. Шаулов С. С. "Вечный пост" Александра Башлачева: опыт истолкования поэтического мифа // Русская рок-поэзия: Текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2000. – Вып. 4. – С. 71-72.

10. Бирих А. К. Русская фразеология. – С. 83.

11. Там же. – С. 630.

Впервые опубликовано на официальном сайте Казанской епархии РПЦ

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама