Представиель РПЦ сделал доклад о докторе Газе.
"Никогда еще в России не было столь благоприятных условий для того, чтобы быть деятельным христианином. Пример жизни доктора Газа для нас сегодня особенно важен", считает президент Российского Библейского общества, настоятель московского храма св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, протоиерей Александр Борисов.
Доклад "Доктор Гааз глазами православных" он сделал на международной конференции, посвященной выдающемуся врачу и благотворителю XIX века. Конференция состоялась в конце апреля в конференц-зале при кафедральном соборе Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве, передает "Благовест".
В качестве отправной точки о. Александр взял недавнее высказывание Патриарха Алексия II: "У православных и католиков общая позиция по многим вопросам современности. Мы можем и должны совместно говорить миру о христианских ценностях". По мнению о. Александра, одна из таких "центральных ценностей, о которой мы можем и должны говорить совместно это безусловная ценность каждого человека, каждой человеческой жизни".
Именно в этом отношении "великий, незабвенный пример" дает христианам доктор Фридрих Иосиф Гааз (1780-1853) католик, немец, который большую часть своей жизни отдал служению "самым бедным, самым несчастным людям" больным, арестантам, бездомным в России.
Опираясь на биографический очерк, составленный о докторе Гаазе знаменитым юристом второй половины XIX в. А.Ф. Кони, о. Александр рассказал о биографии "святого доктора", как называли его русские современники.
Д-р Гааз, уроженец маленького города Бад-Мюнстерайфель (Рейнская область, Пруссия), жил и трудился в России, в Москве с 1806 по 1853 г. Начал он как успешно практикующий врач, быстро разбогатевший благодаря своим блестящим дарованиям. Но с 1825 г., став главным врачом Москвы, всю свою энергию и средства он отдавал бедным, больным, бездомным, заключенным. Когда д-р Гааз умер, за его гробом шли 15 тыс. человек, но хоронить его пришлось на счет полиции, так как все зарабатываемые средства он раздавал. По разрешению св. митрополита Московского Филарета (Дроздова) в нескольких храмах Москвы служились панихиды.
О. Александр остановился на значении новшеств, введенных благодаря доктору Гаазу в систему русской медицины и тюремного содержания: первой в Москве больницы для бесприютных, оказания им материальной и социальной помощи после выписки, упразднения арестантского прута (на него "нанизывали" пересыльных во избежание побегов), введения мер гигиены в тюрьмах, усовершенствования конструкции кандалов и других мерах, позволявших облегчить участь заключенных.
Особое внимание в докладе о. Александра было уделено веротерпимости доктора Гааза. "Этот католик знал лучше иного православного все тонкости православной литургии и считал православие сестрой католицизма. Федор Петрович делал все для христианского просвещения россиян: сотни Евангелий, сотни написанных и изданных им "Азбук христианского благонравия", и книжечек "Призыв к женщинам" были розданы им уходившим из Москвы по этапу. Дух просвещенной терпимости доктора был таков, что давал повод упрекать его в "измене католичеству". По словам докладчика, на такие упреки Федор Петрович обычно отвечал, что "считает все расколы христианских церквей крайне досадными, но, скорее, условными, временными и второстепенными явлениями в истории христианства".
По материалам источников: Regions.ru