ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Эстонские отряды СС в годы Великой Отечественой войны

04 мая 2007

Центр Симона Визенталя назвал власти современной Эстонии прибежищем для самых ужасных пособников Гитлера. "Еврейский журнал" предлагает вам ознакомиться с историей эстонских частей СС и нацистских движений в Эстонии.

Центр Симона Визенталя, занимающийся расследованием преступлений нацистов, уже давно обвиняет Эстонии в пособничестве нацистским преступникам. Директор Иерусалимского центра Визенталя Эфраим Зурофф заявил не так давно в ответ на обвинения центра со стороны эстонских властей в необъективности: Я хочу подчеркнуть, что проблема Эстонии с нацистскими преступниками состоит в том, что там нет политической воли, для того чтобы отдать этих преступников под суд. Ни один премьер-министр (Эстонии прим. ЕЖ) до сих пор не обвинял Центр Симона Визенталя в необъективности, однако неудивительно, что с такими обвинениями выступил руководитель государства, которое отказывается признать свою историческую реальность во времена холокоста, и укрывает от суда тех, кто помогал нацистам в их чудовищных преступлениях. В этом смысле Эстония сейчас – прибежище для самых ужасных пособников Гитлера.

В годы Великой Отечественной войны на территории Эстонии было более 140 концлагерей. Только в Тартусском лагере было уничтожено 12 тысяч человек. В концлагере в Клоога было убито около 8 тысяч.

С 1941 по 1944 гг. было убито от 120 до 140 тысяч евреев, русских, украинцев, белорусов и людей других национальностей. Около 70 тысяч – за зиму 1941 – весну 1942-ого года. Убивали всегда с особой жестокостью и не щадили ни женщин, ни детей. В феврале 1942 года Эстония была объявлена свободной от евреев. По разным оценкам из пятитысячной еврейской общины Эстонии в живых осталось не более 500 человек.

На территории Эстонии погибло от 60 до 70 тысяч советских солдат в боях за освобождение от войск нацисткой Германии.

Около 30 тысяч эстонцев служили в подразделениях SS, большинство – добровольно, отсюда и очень доверительное отношение немцев к эстонцам – на 30 тысяч эстонцев было всего 800 немцев проверяющих. Эстонские отряды "Омакайтсе" и "полицаи" из "Остланд" славились своей жестокостью, а служащие в концлагерях эстонские пособники нацистов изобрели новый экономически-безотходный способ уничтожения евреев – узникам вырывали золотые зубы и снимали кольца до казни.

В планах колониальной политики Вермахта, после стабилизации обстановки на Восточном фронте, планировалось уничтожить до 2/3 эстонского населения.

С начала 30-х годов XX-го века в Эстонии стало быстро расти влияние фашистского молодежного движения вапсов, которое первоначально было основано как союз ветеранов Освободительной войны 1918-1920 гг. Образцом для вапсов было финское фашистское движение лапуасов. Вапсы выступали за ликвидацию всех политических, экономических и культурных прав нацменьшинств и ориентировались на нацистскую Германию.

В октябре 1933 г. предложенный эстонскими нацистами проект новой авторитарной конституции Эстонии получил на референдуме 56 % голосов. Движение одержало победу и на муниципальных выборах в январе 1934 г. (в Таллине за вапсов проголосовало 52 % избирателей). Чтобы воспрепятствовать победе вапсов на предстоящих президентских выборах, правительство Пятса объявило 12 марта 1934 г. чрезвычайное положение, распустив все политические партии и парламент. В последующий период основными выразителями националистических идей правого толка в Эстонии стали партия

После создания на территории Эстонии на основе договора с СССР осенью 1939 г. советских военных баз активисты "Патриотического союза" и "Кайтселийт" ("Союз защиты"), а также сторонники движения вапсов создали нелегальный "Комитет спасения" для шпионажа за частями Красной Армии в пользу Германии.

После присоединения Эстонии к СССР германская разведка активизировала связи с ними с целью подготовки вооруженного мятежа к моменту нападения Германии на СССР. Благодаря действиям органов государственной безопасности СССР эти планы не были реализованы.

Члены эстонских вооруженных отрядов старались дезорганизовать тыл советских частей, разрушали линии связи и мосты, обстреливали и нападали на группы красноармейцев. Также они проводили аресты советских граждан, устраивая тюрьмы в сараях и подвалах в ожидании прихода немцев.

В некоторых небольших городах группы вооруженных людей в форме "Кайтселийта" совершали налеты на советские учреждения, пытаясь захватить власть.

После нападения нацистской Германии на СССР в городе Печоры, переименованном в Петсери, были установлены новые порядки. В июне – начале июля 1941 г. группа бывших членов местного отделения "Кайтселийта" и военнослужащих эстонской армии, ушедших в подполье после 1940 года, жила ожиданиями немецкого наступления. Когда части Вермахта уже подходили к Печорам, некоторые из них достали старую парадную форму, и с криками "Хайль Гитлер" вышли на площадь встречать немцев. Гитлеровцы сумели собрать 24 человека, вошедших в так называемый "Лендсалг" – летучий отряд "Омокайтсе", проводивший аресты и расстрелы евреев и советских активистов.

В 1942 году по приказу Адольфа Гитлера был создан Эстонский легион СС, который с января 1944 года больше известен как 20-я дивизия СС. Эстонский легион был сформирован из числа местных жителей. Именно они после прихода гитлеровцев осуществили еврейские погромы. Уже 25 октября 1941 года бригаденфюрер СС Шталекер докладывал, что уничтожение евреев в Прибалтике проводилось полицией и силами самообороны и носило характер "самоочищения". К докладу были приложены "Отчет о числе казненных" и карта с указанием мест казни. К январю 1942 года все еврейское население Эстонии было уничтожено.Гитлеровцы использовали способности эстонских фашистов по реализации "Ваннзейского протокола" (проект уничтожения 11 миллионов евреев на захваченной фашистами территории). В 1944 году эстонские нацисты в составе 20-й дивизии СС сражались против частей Красной Армии под Нарвой.

Начало их формированию карательных подразделений "Кайтселиит" и "Омакайтсе" положено 25 августа 1941 г., когда в соответствии с приказом командующего группой армий "Север" генерал-фельдмаршала фон Лееба было разрешено принимать прибалтов на службу в Вермахт и создавать из них особые команды и добровольческие батальоны для антипартизанской борьбы. В этой связи командующим 18-й армией генерал-полковником Кюхлером из разрозненных отрядов "Омакайтсе" на добровольной основе было сформировано 6 эстонских охранных отрядов. В конце того же года все шесть подразделений были переформированы в три восточных батальона и одну восточную роту .

Кроме этого, для охранной службы и борьбы с партизанским движением в тылу группы армий "Север" с сентября 1941 г. немецкое командование начало формирование эстонских батальонов вспомогательной полиции ("шума"). Всего за время войны в Эстонии было сформировано 26 батальонов "шума", получивших номера с 29-го по 45-й, 50-й и с 286-го по 293-й.

Показателем особого доверия немцев к эстонским полицейским батальонам было и то обстоятельство, что там были введены воинские звания вермахта. На 1 октября 1942 г. все полицейские силы Эстонии составляли 10,4 тысяч человек, к которым был прикомандирован 591 немец.

Полицейские и восточные батальоны использовались преимущественно для проведения карательных акций против гражданского населения, борьбы с партизанским движением и охраны концентрационных лагерей. Так, 36-й эстонский полицейский батальон принимал участие в массовом расстреле евреев в белорусском городе Новогрудки 7 августа 1942 г., а также нес охрану лагерей военнопленных, работавших на угольных шахтах Сталино и Макеевка. В Псковской области против партизанского движения боролись 37-й и 40-й батальоны.

Помимо евреев эстонская полиция и "силы самообороны" ликвидировали сторонников советской власти, к которым зачастую причислялись все русские жители некоторых городов и сел, а также эстонцев – членов левых организаций. После занятия вермахтом Тарту летом-осенью 1941 г. в противотанковом рву под городом (в населенном пункте Лемматси) отрядами "Омакайтсе" было убито более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных.

Эстонские полицейские принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в страну из стран Европы, в основном из Чехии. Например, 5 сентября 1942 г. в местечко Каасику прибыл эшелон с 1000 евреев из гетто Терезиенштадт. Все они были расстреляны сотрудниками эстонской политической полиции. Через неделю такая же судьба постигла и евреев, доставленных из Берлина.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама