ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Восстановление единства РПЦ – начало новой церковной жизни

Н. Гринев :: 14 мая 2007

17 мая 2007 года произойдет событие, которое представляется важнейшим в современной истории Русской Православной Церкви и России. Оно тем более значительно, что имеет трагическую и давнюю предысторию, причем настолько давнюю, что рядовому современному православному человеку она уже становится малоизвестной и чуждой.

Единство Русской Православной Церкви в России и за рубежом – эта сложная проблема, которая в течение десятилетий обросла различными домыслами и неверными толкованиями, сегодня, наконец, решена. Это событие, преодоление внутреннего разделения – великое историческое достижение Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви и, конечно, их предстоятелей.

Почему же эта проблема настолько тяжела, и почему она была столь неподъемна в течение многих десятилетий?

Прежде всего, вспомним, что Церковь – это не такой, как иные, общественный институт, Не такой, каким его воспринимает и трактует секулярное общественное сознание, обычные светские люди. Это не некая общественная организация. Природа Церкви совершенно иного рода.

Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку "внешнему", с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви. И еще – в Церкви нет мертвых, есть только живые трех "видов". Два – за которых молятся за здравие или за упокой, третья (вернее первая) группа – святые. Эту особенность – отличие Церкви от всех иных обретающихся на Земле корпораций, состоящих только из живущих телесно людей – почти всегда игнорируют по естественному или лукавому непониманию ее реальной жизни. Так и в распространенной литературе, и в науке – в религиоведении. А знание этих очень важных отличий необходимо, чтобы понять, почему происходят разделения в земной жизни Церкви. Разделения в Церкви происходят, как правило, от интервенций внешних, от внешних обстоятельств, по сути своей нецерковных, а в своем действии и в последствиях – антицерковных.

митрополит Анастасий Грибановский

Разделение, которое изживается сейчас, и, которое переживается большинством верных чад Церкви, отдающих себе отчет в происходящем, началось давно, еще в 1922 году. Именно в 1922 году, а не позже. Этот год ознаменован известным собором в городе Сремски Карловцы в Югославии – Карловацким собором. На почве политических настроений и чаяний первой волны русской эмиграции началось это разделение, и оно было именно политическим, вдохновляемым политически озабоченной доминантной частью эмиграции. Эта часть эмигрантов вместо покаяния, к которому призывало само их трагическое положение изгоев (а оно соответствовало тексту псалма "На реках вавилонских..."), амбициозно и активно продолжала свою "политическую линию". Никаких уроков религиозных и нравственных она, к сожалению, из своего исторического поражения не вынесла, а на церковные дела влияние оказала негативное. Начатое за пределами России разделение внутри Церкви не имело, по сути, собственно церковного содержания. И поныне у Русской Православной Церкви и ее отделенной до 17 мая сего года зарубежной части нет никаких различий и никаких проблем по вопросам вероучительным, литургическим, уставным или обрядовым. Бытовые же различия между Церковью в России и за рубежом не большие, чем бывают между разными епархиями или приходами.

Еще полвека назад понятия "Зарубежной Церкви" в России не существовало, бытовало резкое, крайнее и неточное понятие "карловацкого раскола". Мы видим, что понятие церковного раскола реальному содержанию этого разделения не соответствует, ибо собственно церковной противоречий и не было. Но разделение было весьма чувствительно, ибо оно возглавлялось весьма авторитетными и сильными личностями. Во главе этого "карловацкого" разделения стоял выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917-1918 гг. – митрополит бывший Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). На Карловацком соборе сформировалось по сути своей нецерковное отношение к той позиции лояльности к господствующей власти, которую заняла Русская Православная Церковь, возглавляемая Св. Патриархом Тихоном.

Святейший Патриарх Тихон

Св. Патриарх Тихон – это личность объединяющая, "центростремительная", которой нет равных в российской церковной истории. Благодаря его великому историческому подвигу и происходит сейчас преодоление давнего разделения.

Нужно сказать прямо, что собственно церковных проблем между РПЦ и РПЦЗ не возникло позже начала разделения, не было никогда. Проблема единства, в основном, заключается в осмыслении отношения к внешним влияниям и факторам, к конкретным историческим событиям и действиям отдельных лиц нашей церковной истории ушедшего столетия. Сейчас и произошла эта перемена в отношения к внешнему, к политическому, то есть произошло преодоление отношения к воздействию м i ра, к влиянию "духа века сего". Реакция на курс лояльности к советской власти, выбранный Св. Патриархом Тихоном (после него иногда принимавший уродливые формы) легла в основу интерпретации отношений между Церквами. Многое в прошлых оценках было справедливо, но многое принадлежало своему времени, конкретной исторической ситуации, и не имеет ныне никакого отношения к бытию Церкви.

Для церковной истории ХХ века значительно, что была выдающаяся личность в западном русском епископате, свидетельствующая, что сегодняшнее объединение – естественное, а не искусственное. Этому иерарху самому принадлежит заслуга в преодолении в Церкви искусственных разделений внешними политическими факторами.

митрополит Вениамин Федченков

Это – митрополит Вениамин (Федченков). Он был епископом во Франции, затем митрополитом Московской Патриархии в США. Его роль в начале войны была исключительной. Его речь в 1941 г . в Madison Square Garden в Нью-Йорке послужила к объединению русской эмиграции (вспомним среди откликнувшихся только великие имена С.В.Рахманинова и И.И.Сикорского) в помощь борющейся против агрессии фашизма Советской России и занявшей четкую патриотическую позицию Русской Православной Церкви. Митрополита Вениамина называли "красным митрополитом", обвиняли в предательстве, но чего? В предательстве Церкви и Отечества его обвинить было невозможно.

Сейчас многое из истории взаимоотношений Церкви в Отечестве и Зарубежной Церкви забыто ради великого события объединения. В эти дни, когда недавно вспоминалась великая Победа в великой войне, нельзя забыть о том, что именно епископы Русской Православной Церкви, сохранившие верность Московской Патриархии в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях, соблюли там целостность Церкви и нации, а их эпархии явились истинное патриотическими формациями. С другой стороны, действия некоторых иерархов Зарубежной Церкви во время войны оказались исторически неоправданными. В качестве примера можно привести подобие сотрудничества с власовцами, надежды некоторых "зарубежников" при начале войны "освободить Россию от большевиков" при помощи фашистов. Подобные проявления несовершенных политических настроений, не имеющих отношения к церковной жизни, слава Богу, изжиты.

Подвиг Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром сегодня показал, что политиканство околоцерковной зарубежной общественности, которая пыталась ранее влиять, и небезуспешно, на чад РПЦЗ, линия оппозиционная по отношению к будто бы "красной" Церкви России – ныне эта линия Православной Церковью за рубежом полностью изжита. Закономерно, что этот выдающийся подвиг Зарубежной Церкви заслуживает того, чтобы забыть и простить прошлые несправедливости и претензии Зарубежной Церкви по отношению к матери-Церкви, совершившей в ХХ веке подвиг мученичества и исповедничества. Но отметим, что те на Западе, кто обвинял деятелей РПЦ в некоем предательстве церковных интересов, сами вольно или невольно обслуживали интересы антирусских и антицерковных политических линий.

"Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два", гласит старая пословица. Она верна. Уроки истории должны быть хорошо усвоены. С другой стороны, "быль молодцу не укор", если "молодец" действительно молодец. В последнее время поводом былого разделения и условием объединения, стали признаваться так называемое "сергианство" и его преоодоление. Но фактическое начало существования РПЦЗ относится ко времени ранее пресловутой декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), относится к 1922 году. Самое существование Зарубежной Церкви канонически было оправдано только известным декретом Патриарха Тихона 1920 года, позволяющим автономно существовать тем епархиям, которые не могли по внешним обстоятельствам общаться с церковным центром. Это было формальное основание, повод к независимости Зарубежного Синода, вокруг которого и сформировалась РПЦЗ. Иногда проявления этой независимости были настолько негативны, что даже в биографии выдающихся зарубежных иерархов появились сложные моменты. Например, есть капризный момент в истории РПЦЗ и даже в биографии такого прославленного иерарха, как ныне канонизированный Святитель Иоанн (Максимович).

святитель Иоанн Максимович

В 1945 году возглавляемое им шанхайское викариатство в составе всего экзархата перешло в юрисдикцию Московской Патриархии, но затем Свт. Иоанн под влиянием Зарубежного Синода порвал "с Москвой" и вышел из ее юрисдикции с частью паствы своего викариатства, игнорируя своего кириарха в Пекине митрополита Виктора (Святина), Это вызвало значительную смуту среди православных в самом Китае. Владыка Иоанн покинул Китай и эмигрировал со своими чадами в Америку, но эти события сыграли негативную роль в делах Церкви в Китае.

И еще надо сказать о том, что прежняя политическая позиция предшественников современной Зарубежной Церкви, ориентировка на восстановление прежней власти в России, попытки действовать едва ли ни в качестве политической силы дали возможность советской власти обвинять всю Русскую Православную Церковь в антисоветской деятельности, скрытой контрреволюционности, что осложнило значительно положение Церкви в СССР.

Современное руководство Зарубежной Церкви совершает по-настоящему великий подвиг, преодолевая имеющуюся оппозицию воссоединению, преодолевая устаревшие, закаменелые стереотипы в отношении к Русской Православной Церкви, преодолевая устоявшуюся поведенческую традицию, когда указывались все мыслимые и немыслимые прегрешения деятелей Церкви в России, но при этом забывались неблаговидные поступки деятелей собственных. Необходимо признать, что положение Церкви в миру в прошедшем столетии была чрезвычайно сложным, ее вынужденные компромиссы, зачастую, выглядели некрасиво, и не могли быть верно поняты в том отдалении, в котором протекала трагическая жизнь Церкви на родине и за рубежом.

Ныне воссоединение частей единой Русской Церкви прекращает ту "гражданскую войну", которую пытались перенести на церковную почву, и которую искусственно дотянули до наших дней. Это великая историческая заслуга Святейшего Патриарха Алексия, иерархов Русской Православной Церкви и иерархов Зарубежной Церкви, которые смогли стать выше политического максимализма, сопровождавшего ее на всем протяжении ее бытия. Это объединение открывает новую эпоху жизни единой Церкви в России и в русской диаспоре, за пределами Отечества.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама