ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Два храма на одном острове

Алексей Макаркин :: 17 мая 2007

Объединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей (соответственно, РПЦ и РПЦЗ) заставляет вспомнить старый эмигрантский анекдот. Попадает русский эмигрант после кораблекрушения на необитаемый остров. Осмотрелся, добыл пропитание, соорудил хижину и стал думать о своих религиозных нуждах. Результатом раздумий было строительство двух храмов. Почему двух? Островитянин один посещал, а другой – нет.

| (Фото: patriarchia.ru/ Глава Архирейского собора РПЦЗ митрополит Лавр в Донском монастыре. Москва)

Смысл анекдота становится понятен, если вспомнить, что русская эмиграция первой волны безнадежно раскололась по вопросу принадлежности к разным православным юрисдикциям. Сторонники РПЦЗ – последователи митрополита Антония (Храповицкого) находились в конфликте как с "евлогианами" (сторонниками другого эмигрантского церковного деятеля, митрополита Евлогия (Георгиевского), перешедшими в Константинопольский Патриархат), так и с верующими, находившимися в юрисдикции Московской Патриархии. При этом если "евлогиане" и "патриархийщики", хотя и не без проблем, но находили общий язык (молитвенно-каноническое общение между их церквями существует), то РПЦЗ отгородилась как от тех, так и от других. Причащение верующего-"зарубежника" в храме, принадлежащем к другой православной юрисдикции, считалось тягчайшим нарушением церковных правил. Даже простое посещение "чужого" храма могло стать предметом для жесткого осуждения.

Поэтому обычными были случаи, когда в одном и том же городе находились православные храмы, прихожане которых были друг с другом в состоянии холодной войны. Иногда конфликты принимали курьезный характер. Например, в Лондоне в конце 40-х годов сложилась ситуация, при которой общины РПЦ и РПЦЗ занимали один храм и были вынуждены служить в нем по очереди. Один день службу возглавлял будущий митрополит РПЦ Антоний (Блум), другой – также будущий митрополит (только, разумеется, РПЦЗ) Виталий (Устинов). Каждый "свой" день архимандрит Виталий начинал с того, что переосвящал престол храма, что делается обычно в том случае, если в нем до этого служили еретики. Отношения между двумя настоятелями были столь напряженными, что однажды "зарубежник" назвал "патриархийщика" служителем сатаны.

Такая позиция РПЦЗ понятна, если учесть, что эта церковь считала Московскую Патриархию филиалом КГБ. Правда, уже тогда возникали проблемы. Например, считая Патриарха Алексия I (Симанского) марионеткой советской власти, "зарубежники" справедливо обращали внимание на то, что его избрание на Поместном соборе 1945 года прошло с нарушениями – например, на него не получил приглашение мужественный архипастырь и знаменитый хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), который мог испортить властям благостное единогласие при голосовании. Все правильно, но ведь с точки зрения последовательного "зарубежника" героический владыка Лука ничем не отличался от конформистского Патриарха Алексия I или даже от сотрудника КГБ, внедренного в церковь для проведения спецопераций. Все они находились в одной юрисдикции и вместе служили не Богу, а его оппоненту – понятно, что такая диковатая логика угрожала превращением РПЦЗ в организацию, проникнутую сектантским духом. Но именно она в течение десятилетий доминировала среди официального руководства этой церкви.

Не случайно то, что "ревнители" в Зарубежной церкви выступали с обвинениями в адрес своих же коллег, которые были заподозрены в примиренческом отношении к Патриархии. Среди последних был и один из наиболее выдающихся иерархов РПЦЗ, архиепископ Иоанн (Максимович), которому при жизни пришлось претерпеть немало скорбей "от ближних". Ныне владыка Иоанн прославлен "зарубежниками" в лике святых, причем некоторые из его гонителей приняли участие в благостной церемонии канонизации святителя.

С другой стороны, РПЦЗ отгородилась не только от РПЦ, но и от других православных церквей, имеющих канонический статус, обвиняя их в экуменизме (подобные же инвективы звучали и в адрес Патриархии). В результате РПЦЗ оказалась вне молитвенно-канонического общения со всеми Поместными церквями. Изредка отдельные представители "зарубежников" служили с сербскими клириками (учитывая многолетние традиции и, в частности, тот факт, что именно сербы приютили на своей территории в межвоенный период бежавших от большевиков "белых" русских иерархов), но в 1999 году покойный митрополит Виталий официально запретил и это. Ведь Сербская церковь так же, как и другие, участвует в экуменическом движении.

Однако такая позиция в последнее время вызывала все большее недоумение у большинства "зарубежных" архиереев, клириков и прихожан. Они не могли понять, почему им запрещено ходить в соседние храмы, в которых теперь больше не агитируют в поддержку политики советского правительства, а почитают Царскую семью и новомучеников, погибших от рук большевиков. Почему "зарубежные русские" не могут совместно молиться с абсолютным большинством греческих православных (уж никак не коммунистов и не "агентов"), из-за того, что Константинопольские Патриархи и Афинские архиепископы время от времени проводят вежливые встречи с Папой Римским, а богословы этих церквей ведут тактичные собеседования с протестантскими пасторами. Почему единственными друзьями "зарубежников" в мировом православии становились маргинальные группы, отделившиеся от своего священноначалия и при этом не умеющие находить согласия друг с другом – такие как греческие "старостильники" (впрочем, и с ними РПЦЗ к 80-м годам успела изрядно подпортить отношения).

И это в то время, когда православные в современном секуляризированном мире стали напоминать островитян (если продолжить аналогию с островом и двумя храмами из эмигрантского анекдота). Несмотря на то, что православными считают себя абсолютное большинство россиян, постоянно в храмы ходят лишь несколько процентов. Многие христиане "по названию" простодушно признаются социологам, что не в Бога, не в черта не верят, а называют себя таковыми только потому, что православный – это русский. На Западе своя проблема: 100 тысяч верующих-"зарубежников" с четырьмя сотнями приходов – это капля в море, которая грозит еще больше уменьшиться из-за ригористической позиции в отношении мирового православия.

Именно поэтому митрополит Лавр приехал в Москву подписывать Акт о воссоединении церквей. По сути дела, у зарубежной церкви было только два варианта – или маргинализация, или подчинение РПЦ. Вариант с подчинением, несмотря на сохранение за РПЦЗ права на самоуправление, имеет свои риски, и немалые: известно, что Патриархия привыкла вести энергичную имущественную и кадровую политику, которая если не в ближайшие годы, то в среднесрочной перспективе может затронуть и "зарубежные" епархии. Но для большинства современных "зарубежных" верующих он все же стал лучшим по сравнению с медленным, но неизбежным угасанием в одиночестве на необитаемом острове.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама