Русская православная церковь преодолела долгий и мучительный раскол
Вчера в московском храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской православной зарубежной церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. "Событие поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения"-так оценил его президент России Владимир Путин. Он не только выступил на торжественной церемонии, но и отстоял праздничную службу, в которой впервые приняли участие иерархи и миряне Русской православной зарубежной церкви.
Храм оказался заполнен до отказа. Но многие даже успели исповедаться и пытались найти хоть кусочек свободного пространства, чтобы увидеть происходящее. В тесной толпе протискивался даже кинорежиссер Никита Михалков. В храме почти все равны. Мне повезло оказаться на площадке для хора. Оттуда был неплохой обзор. Рядом на скамьях расположились певчие из США. Кстати, пели они без всякого акцента, хотя в перерывах объяснялись по-английски.
А еще с местом повезло президенту Путину. Он стоял один, в нише возле алтаря. Ему тоже все было хорошо видно. Впрочем, само появление главы государства было замечено не сразу. Все внимание было приковано к митрополиту Лавру и Патриарху Алексию II.
Владыка Лавр приехал первым, его встречали колоколами. Так же, как и Патриарха. Кстати, накануне церемонии информагентства сообщили, что звоны разработаны специально. Но оценить их красоту было сложно внутри собора они едва слышны.
Духовенство было в белом облачении. 17 мая не только день воссоединения Церквей, а праздник Вознесения Господня. Сама церемония началась с молитвы Святейшего Патриарха Алексия II:
Благослови благое намерение наше и дело единения Церквей к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения... братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея...
Затем секретари переговорных комиссий РПЦ и РПЦЗ протоиерей Николай Балашов и протоиерей Александр Лебедев зачитали решения Синодов об утверждении Акта о каноническом общении. Потом был оглашен и сам Акт.
После этого Предстоятель Русской православной церкви и первоиерарх Зарубежной церкви сели за стол, причем не в золоченные кресла, как это делают министры и премьеры, а на табуретки с мягким зеленым покрытием. В 9.5 9 документ был подписан. Обычно Святейший Патриарх пользуется зелеными чернилами. Как было в этот раз, точно неизвестно. Авторучками стороны обмениваться не стали (позже владыка Лавр преподнес Алексию II список главной святыни РПЦЗ иконы Божией Матери "Курская-Коренная", а Алексий II в ответ-сосуды для причастия, из которых вчера причастились духовенство и верующие обеих ветвей Церкви, а также матерчатые платы, которые используют при совершении литургии).
Святейший Патриарх и митрополит Лавр встали и со словами "Христос посреди нас!-И есть, будет!" троекратно облобызались. Было возглашено "Многая лета": Святейшему Патриарху, митрополиту Лавру и "Богохранимой стране Российской и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианам".
Настал черед речей. Алексий II говорил не только о значимости "исторического события и преодоления противостояния в обществе", но и о заслугах президента Путина в этом процессе: "В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу". На память о дне восстановления церковного единства Его Святейшество подарил президенту складень (складную икону) с образом Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: "Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова".
Как раскололись
В 1919 году в Ставрополе для окормления паствы на территориях, контролируемых Белой армией, было организовано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий Юго-Востока России. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи первоначально собирались затвориться в монастырях, а заботу о русской пастве за рубежом передать соответствующим Поместным церквам. Но, после того как генерал Врангель объявил о намерении сохранить военную организацию для борьбы с большевиками, ВВЦУ решило продолжить свою деятельность среди эмигрантов. 12 мая
1921 года ВВЦУ переехало из Стамбула в Сербию. В июле 1921 года иерархи-эмигранты обратились к патриарху Тихону за благословением на создание Высшего управления Российской церкви заграницей, но получили отказ. В ноябре 1921 года эмигранты призвали к интервенции в Россию. Патриарх Тихон объявил это воззвание не имеющим канонической силы. Разрыв отношений произошел в 1927 году после того, как митрополит Сергий (Страгородский) признал советскую власть, и усугубился в 1942 году, когда предстоятель РПЦЗ митрополит Анастасий в Пасху выступил в поддержку Гитлера.
Как объединились
По окончании Великой Отечественной войны, 10 августа 1945 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I призвал зарубежных архипастырей кединству с Московским Патриархатом. В юрисдикцию Московского Патриархата было принято 7 зарубежных архиереев. В1988 году в СССР Церковь начала обретать свободу. Поместный Собор канонизировал Патриарха Тихона и призвал представителей РПЦЗ к диалогу. Однако в 1990 году РПЦЗ открыла свои приходы на канонической территории Московского Патриархата. Это вызвало серьезный кризис в отношениях, но в 1993 году начались регулярные собеседования между представителями Московского Патриархата и клириками Берлинской епархии РПЦЗ. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ канонизировал новомучеников-жертв большевиков. Так была дана оценка трагическому прошлому. Однако сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки удалось лишь в 2003 году после встречи президента Путина с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. Были созданы переговорные комиссии. В мае 2006 года Четвертью Всезарубежный Собор в Сан-Франциско принципиально одобрил курс к единству между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
Источник: Известия