ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия и общество: Урок единства

Андрей Золотов :: 21 мая 2007

Пройдет еще немного времени, и на вопрос, когда закончилась Гражданская война в России, можно будет ответить: 17 мая 2007 г.

Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подпишут Акт о каноническом единстве Русской церкви и впервые будут вместе служить Божественную литургию.

Ну и что, скажет скептик? Несколько сотен православных приходов из разных стран будут теперь поминать московского патриарха на богослужениях и не будет препятствий для совместного причастия их прихожан и членов РПЦ. Подумаешь! Даже в деле укрепления позиций России в мире это событие, наверное, приятное для его участников, но малозначительное.

Что же стоит за этим объединением? Чем важно оно не только для людей церковных, но и для того большинства российского общества, которое стоит у церковной ограды, культурно ассоциирует себя с православной традицией? На каких основаниях достигнуто единство? Может ли извлечь из этого уроки наше в муках рождающееся гражданское общество?

История раскола

Отделение РПЦЗ от Православной церкви в России возникло как временное самоуправление, разрешенное патриархом Тихоном всем епископам в условиях Гражданской войны.

Раскол оформился, когда в условиях жесточайшего террора против церкви со стороны советской власти – этой гражданской войны на уничтожение – митрополит Сергий подписал декларацию 1927 г., ставшую манифестом абсолютной лояльности советской власти, "радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи". Священнослужители, оставшиеся за границей и не давшие письменного обязательства в полной лояльности к советскому правительству, исключались из состава клира, подведомственного Московской патриархии.

Размежевание произошло. РПЦЗ оформилась как крайне правая принципиальная противница СССР, защитница гонимой церкви в России, видевшая один из главных смыслов своего существования в противостоянии "советской" Московской патриархии. Она стала центральным институтом русской эмиграции первой и второй волны.

При этом особые условия самосохранения в иноязычном и инославном окружении привели к самоизоляции. РПЦЗ встала на антиэкуменические позиции. В этом она отличалась от более либеральной части русской эмиграции, ориентировавшейся на идейную – а не только по условиям жизни – интеграцию православия в западный мир. Это течение некогда единой Русской церкви вошло в Европе в юрисдикцию Константинопольского патриархата, а в США образовало Православную церковь в Америке. С ними РПЦ, да и весь остальной православный мир находятся в каноническом общении. С некоторой долей упрощения можно сказать, что РПЦЗ поставила свою "русскость" выше "вселенскости" церкви. Были и те, кто по идейным же соображениям сохранял верность Московскому патриархату, желая бескомпромиссно оставаться со своей Матерью-Церковью.

Юрисдикционные разделения в русском зарубежье – печальная и болезненная страница его истории. Подобно Гражданской войне, они резали по живому семьи, разводили друзей детства по разные стороны баррикад. В отношениях же между Московским патриархатом и РПЦЗ последовали многочисленные взаимные санкции, горькие обвинения в расколе, доходившие иногда и до признания друг друга "безблагодатными". Добавьте сюда взаимные обвинения в сотрудничестве с противоборствующими спецслужбами.

Трудное сближение

И вот на рубеже 1980-х и 1990-х гг. после освобождения религиозной жизни в России взлелеянная и внутри страны, и за рубежом мечта о православном возрождении начинает обретать черты реальности. Казалось бы, вот-вот должно наступить соединение. Но слишком сильна была инерция предыдущих десятилетий, слишком по-разному виделось это соединение с разных сторон (это другие, неправые, должны прийти к нам, правым, покаяться перед нами). В этих условиях РПЦЗ лишь усугубляет противоречия, приняв отколовшиеся по разным причинам от РПЦ приходы в России.

Но происшедшая при рухнувшем железном занавесе встреча церковных людей из разных стран не прошла даром. Традиция РПЦЗ оказала огромное влияние на то, как развивалась церковь в России в последние десятилетия. В 1990-е гг. в Московском патриархате начался процесс канонизации новомучеников – т. е. пострадавших от советской власти (РПЦЗ канонизировала их в 1981 г.). Причем проходил он самостоятельно, с преодолением общественного, а иногда и государственного сопротивления, с переоценкой прошлого. В итоге на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. были канонизированы и царская семья, и более тысячи епископов, священников и мирян, причем как тех, что признали выбор митрополита Сергия, так и отвергнувших его.

На этом же соборе была принята социальная доктрина РПЦ, по сути перечеркнувшая декларацию 1927 г. Русская церковь заявила, что отныне видит свою лояльность государственной власти не абсолютной, как прежде, а ограниченной и обусловленной действиями этой власти: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

Под давлением быстро выросшего не без влияния идей РПЦЗ антиэкуменического движения в России произошел пересмотр отношения РПЦ к неправославным церквям. Удалось реформировать процесс принятия решений во Всемирном совете церквей (ВСЦ), так что главные решения принимаются теперь только консенсусом. В то же время РПЦ прекратила практику совместных с инославными богослужений, подтвердила свой отказ от теории равноценности разных ветвей христианства. Но Русская церковь не пошла на требование антиэкуменистов о выходе из ВСЦ, подчеркивая важность свидетельства о православии во внешнем мире и необходимость сотрудничества в социальной сфере.

В этих условиях после встречи президента Владимира Путина с Синодом РПЦЗ в 2003 г. и приезда в Москву делегации во главе с митрополитом Лавром в 2004 г. начались переговоры. Благожелательное отношение Кремля к этому процессу если и было необходимым, то уж никак не достаточным условием для успеха. По свидетельству участников переговоров, несколько раз они были на грани срыва – слишком по-разному смотрели стороны на пути своего единства, слишком велики были их культурные различия. Не все противоречия удалось преодолеть. Но в ходе переговоров произошло преодоление человеческого разделения, преодоление привычки к обособленному существованию. Произошел переход от представления о правых и виноватых к осознанию правды и неправды в нашем трагически разделенном прошлом, которое теперь воспринимается как общее. Открылся путь к взаимному прощению и признанию полного вероисповедного и духовного единства при сохранении административной автономии РПЦЗ. Ее епископы будут сами управлять жизнью церкви, но участвовать в соборах РПЦ и работе ее Синода. Они будут сами избирать своего первоиерарха, который будет лишь утверждаться в Москве.

Конечно, есть недовольные. Есть члены РПЦЗ, настолько укорененные в своем самосознании противостояния Москве и лишь своей исключительной истинности, что они сегодня уходят в раскол. Есть православные либералы, озабоченные усилением традиционалистской тенденции в РПЦ. Но тут стоит сказать, что, в отличие от наших доморощенных традиционалистов, которые скорее изобретают заново свою утерянную традицию, а оттого их часто кидает в абсурдные крайности типа требования канонизации Распутина, РПЦЗ – это церковь непрерванной, а потому способной к живому развитию традиции, особенно в условиях преодоления изоляции. По существу, в нашем общественном пространстве возникает первая естественноконсервативная, правая сила. А то ведь смешно было, когда социальными консерваторами у нас были коммунисты, а "правые" выступали новыми большевиками. Да и в деле единства Русской церкви еще рано ставить точку: на фоне воссоединения с РПЦЗ (а там тоже надо еще пройти путь совместной жизни после "свадьбы") происходит ухудшение отношений с Константинопольским патриархатом и его русскими приходами, а раскол в Украинской православной церкви далек от разрешения.

И все же даже ожесточенная пропагандистская кампания против воссоединения, развернутая в Интернете в последние месяцы, свидетельствует прежде всего о важности этого исторического события.

Опыт единения – пока только в церкви

После многих трагических, кровью политых разделений страшного ХХ века происходит первое свободное воссоединение в российском духовном пространстве. Пока только в церкви.

И здесь стоит посмотреть на те основания, на которых две части Русской церкви смогли обрести общую почву. Ведь если несколько расширить области их непримиримых еще вчера противоречий, окажется, что они мало отличаются от тех линий, по которым расколото и все российское общество: отношение к государственной власти (сергианство), отношение к советскому прошлому (почитание новомучеников), отношение к внешнему миру (экуменизм). Не по этим ли причинам не могут найти согласия наши общественные группы и политические образования каждый раз, когда встает вопрос о национальных символах, стратегии национального развития или просто о том, как вести себя по отношению к власти?

Церкви смогли обрести единство, опираясь на общую преемственность не Советскому Союзу, а дореволюционной России. На базе ограниченной лояльности государственной власти, обусловленной характером ее действий: не тотальный сервилизм и не безусловная оппозиционность.

В советском прошлом – на основе почитания жертв советского террора, считая, что их кровь лежит в основании нашего единства. В субботу патриарх Алексий и митрополит Лавр будут вместе освящать новый храм Новомучеников Российских в Бутове – на бывшем полигоне НКВД сразу за московской кольцевой, где были расстреляны и закопаны во рвах десятки тысяч наших соотечественников. В любой нормальной стране это было бы местом массового и официального почитания – у нас, увы, его помнит только церковь. Это почитание совершенно не отменяет служения панихид 9 мая – в День Победы, святой для подавляющего большинства наших соотечественников. Но если память о жертвах войны была у нас элементом государственной политики еще с советских времен, а сегодня именно на ее основании пытаются консолидировать новую российскую нацию, то память о жертвах репрессий еще не стала у нас таковой. А должна стать. Глядишь, и почвы для конфликтов с соседями поубавится.

В отношениях с внешним миром основой единства стал отказ от собственной ущербности, понимание того, что "заграница" нам больше вряд ли поможет, но при этом необходимо сохранение каналов общения, определение областей сотрудничества, не подрывающих наше самоопределение.

Во внутреннем же устройстве – максимальная автономия действующих лиц и групп, отказ от диктата и административного поглощения меньшего большим, уважение сложившегося устройства при единстве в главном.

Нравится это кому или не нравится, но перед нами первый, уникальный опыт нахождения модели российского единства. Рецепт, наверное, не универсальный. Для некоторых неприемлемый. Но уж как минимум не бесполезный для уставшей от разделений нации.

17.05.07

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама