В четверг в Москве произошло долгожданное объединение православных церквей. Одновременно региональные епархии продемонстрировали нежелание достичь согласия в вопросах жизни и смерти.
Акт о каноническом общении, подписанный патриархом Алексием II и первоиерархом Лавром, определил, что отныне "Русская Православная Церковь Заграницей (официальное название церкви. "Власть") пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви". Присутствовавший на церемонии президент России Владимир Путин констатировал, что "возрождение церковного единства это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", одной из духовных основ которого всегда была православная вера".
Великий праздник православного единства совпал с демонстрацией православного размежевания. Всю неделю СМИ обсуждали инициативы краснодарского храма Рождества Христова,который активно взялся за улучшение ситуации на дорогах. На въездах в Краснодар были установлены поклонные кресты-обереги. В среду настоятель церкви протоиерей Александр Игнатов освятил перекресток в районе Витамин-комбината, стоящий первым в подготовленном ГИБДД списке мест, в которых чаще всего происходят ДТП. Но наибольший интерес общественности вызвали "Православные правила дорожного движения", опубликованные на сайте кубанского храма. Авторы краснодарских правил явно опирались на исследования Воронежско-Липецкой епархии, представители которой еще в 2002 году начали читать в воронежских автошколах лекции на базе собственноручно написанных "Десяти заповедей православного водителя". Преемственность подтверждается, во-первых, числом заповедей. Во-вторых кубанским уведомлением о том, что актуальность заботы РПЦ о водителях подтверждается статистикой, согласно которой за полгода в российских ДТП погибли 12 тыс. человек, а более 84 тыс. получили ранения. Уведомление дословно списано с воронежской тассовки пятилетней давности, а свежие цифры потерь, естественно, совсем другие. Но самое главное семь из десяти краснодарских правил являются чуть отредактированными версиями воронежских.
Естественно, подозрения в плагиате выглядят нелепыми: ведь смысл кубанской акции заключался явно не в присвоении, а в усовершенствовании черноземного изобретения. Иначе никак нельзя объяснить решение отца Александра выбросить из исходного свода четыре слишком остроумных правила вроде:
"Держись как можно дальше от машин, имеющих следы столкновений" или "Помни, что алкоголь в системе человек-машина приводит к печальным последствиям. У нас нет культуры винопития начав, не можем остановиться. Как нет и культуры вождения".
Вместо них кубанские священнослужители написали правила номер один, восемь и девять, а также разнесли на два пункта (второй и третий) первую воронежскую рекомендацию начинать поездку с молитвы, в которой просить Господа охранить "от злого духа лихачества, от невнимания и беспечности, от губительной страсти пьянства", дабы вернуться "цело и безмятежно".
Таким образом, два региона, считающихся сосредоточием русского православного духа, решительно разошлись в оценке того, что важнее: не водить пьяным или читать молитву. И согласие в этом вопросе выглядит менее достижимым, чем каноническое единство церквей, враждовавших 90 лет.
"Православные правила дорожного движения"
1. Начиная всякую свою поездку, убедитесь, не оставили ли Вы свой нательный крестик дома.
2. Осените себя широким крестным знамением и испросите на поездку Божие благословение.
3. Осените крестным знамением свой путь и произнесите вслух или про себя краткую молитву "Господи благослови".
4. Ни в коем случае не старайтесь сократить время поездки.
5. Не забывайте подавать знак благодарности пропустившему Вас водителю.
6. Извиняйтесь перед тем, кому помешали, даже если и не по своей вине.
7. Всегда уступайте дорогу спешащему или ведущему себя агрессивно водителю.
8. Досадившему Вам водителю никогда не желайте зла, а помолитесь о нем Богу словами "Спаси его Господи, и меня грешного помилуй".
9. Вместо праздных разговоров на пути следования или в автомобильных пробках старайтесь непрестанно читать молитву Иисусову "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
10. После завершения пусть даже короткого путешествия осените себя крестным знамением и поблагодарите Бога за успешное завершение Вашей поездки, причем любой, а не только удачной (памятуя, что могло бы быть гораздо хуже), и от всей души произнесите благодарственную молитву "Слава Богу за все!".
Фото:
Источник: Коммерсантъ-Власть