В России продолжают запрещать религиозные книги
Сегодня за закрытыми дверями Коптевский суд Москвы заслушает иск прокуратуры Татарстана, требующей запретить 14 религиозных книг. Суд с самого начала отказался от экспертиз религиоведов и религиозных деятелей. Вместо них суд привлек экспертов-атеистов психолингвистов и психологов, которые усмотрели в вероучительной литературе культ смерти, антикоммунизм и нападки на атеизм
Сегодня за закрытыми дверями Коптевский суд Москвы заслушает иск прокуратуры Татарстана, требующей запретить 14 религиозных книг. Суд с самого начала отказался от экспертиз религиоведов и религиозных деятелей. Вместо них суд привлек экспертов-атеистов психолингвистов и психологов, которые усмотрели в вероучительной литературе культ смерти, антикоммунизм и нападки на атеизм.
Назвать сегодняшнее судебное разбирательство беспрецедентным невозможно. Увы, прецеденты массовых расправ над верующими заняли в нашей истории достойное место, не говоря уж о преследованиях за веру и запрете книг. Три года назад Савеловский суд запретил "Книгу Единобожия", сочтя этот трудночитаемый памятник антиосманской мысли трехсотлетней давности опасным учебником по ваххабизму для сегодняшнего читателя.
В понедельник, 21 мая, ожидается повторение истории Коптевский суд готовится запретить 14 книг комментариев Корана, принадлежащих самому толерантному исламскому ученому Сайду Нурси.
Можно было бы списать процесс на чиновное рвение, но слишком. уж явно вся история бьет по имиджу страны и первого лица президента России, только что объединившего церковь, добившегося для России статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция и неоднократно заявлявшего, что Россия уникальная страна мирного сосуществования религий.
И вот посреди этого заявленного благолепия запрещают книги всемирно известного родоначальника диалога мусульман с христианами.
ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ
В 2005 году прокуратура Татарстана уже пыталась возбудить уголовное дело в Набережных Челнах против мусульман, читающих Нурси (см. "Газету" от 15 февраля 2006 года). В один день и час было проведено 20 обысков, изъяты Кораны, частные записи, письма, дневники, личные вещи.
Весной 2006 года дело закрыли с формулировкой "из-за отсутствия виновных". Но переводчика книг Нурси и сотню челнинских мусульман, в основном женщин, местные правоохранительные органы не оставляют в покое уже второй год и не возвращают им ни книг, ни вещей.
Летом 2006 года прокуратура Татарстана подала гражданский иск о признании книг Нурси экстремистскими по месту регистрации фонда "Нуру-Бади", издавшего книги.
Коптевский районный суд Москвы по неизвестной ответчикам и адвокатам причине рассматривает гражданское дело за закрытыми дверями.
Федеральный судья С.В. Митюшев заявил адвокату Сергею Сычеву, что "суд имеет право не объяснять причин закрытости процесса". Это означает, что адвокат и прочие участники не могут огласить имена экспертов, на чьих отзывах строится обвинение. Но странности дела на этом не заканчиваются.
АТЕИСТЫ КАК ЭКСПЕРТЫ ПО ВЕРЕ
Судья Митюшев отверг экспертные заключения специалистов
Института религии и права, Института Европы РАН, Института стран Азии и Африки, Института востоковедения, ватиканских экспертов, Исламского совета Европы, Международного исламского университета Малайзии, авторитетнейшего университета Аль-Азхар и даже обращение уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина.
Суд не принял во внимание экспертные оценки Совета муфтиев РФ, Духовного управления мусульман европейской части РФ, духовных управлений Дагестана, Северного Кавказа и Татарстана.
Причем муфтии Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин, давшие экспертные оценки, члены президентского совета. А в мечети Таджуддина в Уфе президент Путин лично бывал уже дважды.
Суд не принял во внимание ни письмо МВД Турции, в котором засвидетельствовано, что на родине ученого не считают ни экстремистом, ни сектантом, ни нетрадиционным мусульманином, что не существует никакой секты нурсистов "Нурджулар".
Суду неинтересно мнение экспертов Организации Исламская конференция, на заседании которой выступал президент Путин и благодаря усилиям которого Россия получила там статус наблюдателя.
Чье же заключение является весомым для Коптевского суда?
Первоначально экспертизу суд доверил психологам из Республиканской клинической психиатрической больницы и с кафедры практической психологии Казанского педуниверситета. В Москве тоже были найдены лингвисты и психологи из РАН.
Объединяет этих специалистов вот что: на вопрос адвоката Сычева, к какой религии они себя относят, они ответили, что являются атеистами. А профессор, чье имя нельзя разглашать, заявил на суде, что "имеет право читать эти книги с точки зрения профана".
Так что не приходится удивляться, что атеисты и профаны нашли у Нурси "культ смерти", которая "возвеличивается" и предстает "как цель жизни".
Откуда профану знать, что абсолютно все религиозные традиции считают смерть важнейшим моментом существования человека? Не далее как на прошлой неделе президент страны публично целовал распятие символ смерти.
Ректор Российского исламского университета в Казани Рафик Мухаметшин, ознакомившийся с частью экспертиз, подчеркнул, что там отсутствует даже социально-психологическая составляющая. А вот то, что атеисты и профаны посчитали опасной критику безверия и коммунизма, ученый счел пугающим признаком возврата былых времен госатеизма.
Эксперты нашли в книгах Нурси элементы нейролингвистического программирования, хотя решили, что он пишет "на уровне пятого класса". По словам адвоката Сычева, эти эксперты даже не догадывались, что фразы Нурси, которые они приводят, являются цитатами из Корана.
Глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин надеется, что обращение муфтиев к президенту и генпрокурору возымеет действие, поскольку, по его словам, "госдеп и ЕС постоянно обвиняют Россию в ущемлении прав верующих, есть иски верующих в Европейский суд, некоторые вынуждены бежать из страны, а данный процесс это политический заказ против верующих, ведь судят книги, которые являются комментарием на Священное Писание".
Данный процесс, напоминающий о временах карательной психиатрии, может открыть новую страницу угрозы верующим всех конфессий страны.
КТО ТАКОЙ САИД НУРСИ (1876-1960)
Турецкий курд, ученый комментатор Корана, суннит, суфийской мистик, противник ваххабизма. Во время Первой мировой войны находился в составе ополчения, был ранен, попал в русский плен. По личному распоряжению главнокомандующего великого князя Николая Николаевича освобожден. В 1916 1918 годах жил на попечении татарской общины Костромы, в 1919 году вернулся в Турцию. Кемаль Ататюрк, развернувший в 1920-е годы кровавые гонения на ислам, казнивший более 10 тысяч исламских ученых, не нашел в трудах Нурси крамолы, хотя ученый отказался подчиниться режиму, продолжал читать лекции, носил запрещенную исламскую одежду, молился на запрещенном арабском языке. Он был первым, кто призвал мусульман сообща с христианами противостоять безбожию. Признанный противник национализма и пантюркизма, на которых базируется кемализм.
Первым в исламе начал диалог с христианами. В Европе существует академическая школа по изучению его наследия. Его труды изучал II Ватиканский собор.
КАК ЗАПРЕТИТЬ КНИГУ В РОССИИ
После отмены цензуры в 1991 году запрет книг находится в ведении суда. Единственной официально запрещенной на сегодняшний день религиозной книгой в России является труд XVIII века "Книга Единобожия" Мухаммада Абдель Ваххаба. В апреле 2004 года Савеловский суд Москвы признал ее экстремистской (на Западе ее таковой не считают).
В январе 2004 года прокуратура Кабардино-Балкарии подала иск о запрете книги без выходных данных "Сквозь призму ислама".
В мае 2004 года экспертный совет Духовного управления мусульман Дагестана запретил продавать все переводы Корана на русский язык и вообще любую продукцию без своего одобрения. Местная милиция провела "книжные" зачистки на рынках.
В январе 2005 года Михаил Назаров (главный противник объединения церкви) обратился в Генпрокуратуру с требованием запретить все еврейские организации и книгу средневековых еврейских предписаний "Кицур Шулхан Арух" (письма 500, 5000 и 15000). Прокуратура не возбудила иска, как и отказала в иске раввинов против Назарова.
В мае 2006 года в Иваново милиция изъяла Евангелия и арестовала раздававших их христиан, поскольку на книгах не были указаны автор и главный редактор.
В апреле 2005 года суд в Омске полностью оправдал распространителей книг Сайда Нурси.
В июле 2006 года беллетристика Юрия Петухова ("Четвертая мировая" и "Геноцид") признана экстремистской Волгоградским судом. В сентябре 2006 года прокуратура Санкт-Петербурга подала иск о признании экстремистским "Учебника арабского языка" Багауддина Мухаммеда (экспертиза проведена прокуратурой Татарстана).
После нападения Копцева на синагогу в январе 2006 года член Общественной палаты Генри Резник выступил с инициативой создать список экстремистских книг и включить в него "Мою борьбу" Адольфа Гитлера и "Протоколы сионских мудрецов". Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод предложил создать базовый список из 20 названий и пополнять его по мере необходимости. А председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников предложил распространить запреты на интернет, игры и прочую продукцию. Предложению хода дано не было.
В мае 2007 года прокуратура Адыгеи без суда объявила экстремистскими книгу ректора всемирно известного университета Аль-Азхар и главного противника ваххабизма Али ат-Тантави "Общее представление об исламе" и труд местного Духовного управления "Что вы хотите знать об исламе".
Источник: Газета