ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От восток солнца до запад...

Юлиана Годик :: 21 мая 2007

Мы, наверное, будем вспоминать этот день, рассказывая нашим детям: "Знаешь, а я была там". Журнальные развороты сохранят фотографии храма: золото в лазури неба – 17мая, стройные ряды клириков в сиянии белых фелоней. Фрески новозаветной Троицы, парящие в теплых лучах под куполом. Пастыри у алтаря-кувуклии: Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр.

Знакомый редактор, выходя из храма Христа Спасителя после первой Литургии воссоединившейся Церкви, обратился ко мне: "Боже мой, ведь теперь надо об этом писать, ты с чего начнешь?" Думаю, этот вопрос задавали себе множество журналистов, присутствовавших на торжестве, хотя уже что-то строчили в рабочих блокнотах, снимали синхроны на фоне храма: "Только что закончилась служба...", – сообщалось в телеэфир. Верующие тем временем высыпали на ступеньки и, довольные свежим воздухом, прогуливались по предхрамовой площади. Уходить не хотелось. Солнце улыбалось ветру, заставляя забыть, что несколько часов назад был проливной дождь, умывший всех ожидавших проверки документов у входа.

Мы, наверное, будем вспоминать этот день, рассказывая нашим детям: "Знаешь, а я была там". Журнальные развороты сохранят фотографии храма: золото в лазури неба – 17мая, стройные ряды клириков в сиянии белых фелоней. Фрески новозаветной Троицы, парящие в теплых лучах под куполом. Пастыри у алтаря-кувуклии: Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр. На правом клиросе гарант конституции России, Президент В.В. Путин, в храме – правитель города Ю.М. Лужков, ректор Московского университета В.А. Садовничий, сотни москвичей и зарубежных гостей.

Автобусы с зарубежной делегацией – чадами РПЦЗ – подъехали к огражденному от основной массы людей входу. Говорят, их было около 600 человек; отец Александр Лебедев в одном из интервью вдохновенно прокомментировал, что в груди его защемило, когда он увидел холл московского аэропорта, наполнившийся зарубежниками, прибывшими на это событие из США, Европы, Австралии и Аргентины.

На службу приехали зарубежные православные дамы – по-другому их и назвать нельзя. Их головы были покрыты шляпками с перьями. Подумалось: действительно, вот она – белая эмиграция – вернулась домой. В следующий раз, когда будут спрашивать, почему в церкви требуют носить платки, можно будет отвечать: ничего подобного, можно и шляпки. Быть в Церкви в такой день – торжество. Атласные ленты на красной соломке были этому лишь подтверждением.

Теперь мы, как и некогда наши предки, будем стоять в одном храме, смотреть на один алтарь, где по пасхальному чину при открытых Царских вратах совершится Литургия – означающая в переводе с греческого "общее дело" – с первоиерерахами и священниками, про которых мы вместе теперь можем говорить "наши".

Молящиеся в храме

Зарубежные гости располагались справа от алтаря; там же – VIP зона, куда прибывали представители власти. На левом клиросе в какой-то момент чтения Акта о каноническом общении появился Президент; как это произошло, похоже, не заметили даже вездесущие телевизионщики.

Пресса располагалась слева – в специальном лонже. Операторы и фотографы, нацеленные поработать, взгромоздились на стремянки. Неугомонные коллеги что-то уже диктовали в мобильные телефоны: "This particular brench of Orthodox church now will be...". Распирало от радости, хотелось погрозить им пальчиком: "Вы скажите там, что мы теперь не просто will be. Мы теперь forever together, you see?"

Православный люд рассредотачивался по храму. Пропускали всех пришедших по очереди и только через металлоискатель. Нельзя сказать, что яблоку было негде упасть, некоторые даже отмечали, что на двунадесятый праздник народу в храме бывает больше.

Кто-то из священников выглядывал из алтаря в диаконскую дверь, чтобы вспыхнуть фотоаппаратом – на память. На левом клиросе архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, взволновано здоровался с гостями, честны?ми иноками. Отец Владимир Вигилянский, начальник пресс-службы Патриархии, вместе с Сергеем Леонидовичем Кравцом, шефом "Православной энциклопедии", всматривались вдаль. Отец Петр Холодный медленно окидывал взглядом стоящих в храме, и на лице его была спокойная улыбка человека, немало потрудившегося и довольного результатом. Отец Николай Балашов (ОВЦС) держался сосредоточенно-вежливо и приветливо.

Через некоторое время священство вышло в центр храма и выстроилось в две шеренги: по одну сторону – зарубежники, по другую – клирики Московского Патриархата. Послышались звуки Вознесенского величания. Высокая живая баррикада из фотокорреспондентов и телеоператоров застрекотала. Прибыл митрополит Лавр. Облачившись в голубую мантию, он вошел в храм. Клир с обеих сторон замирал, наблюдая, как владыка с непокрытой головой склонялся над иконой праздника, благоухающей белыми лепестками цветов.

Вскоре маститые архиереи, несущие седовласые бороды на светящихся облачениях, потянулись из алтаря, занимая места для встречи Святейшего. Зарубежников можно было отличить по расписным цветастым полам с изображением винограда. Все были наготове и, затихнув, ждали. Послышался гул, сначала едва различимый, потом с нарастанием и переливами колокольных подголосков явно и мерно зазвенели колокола. Лаврские хористы возвестили приезд Патриарха, загремев: "От восток солнца до Запад...". Достигнув кафедры, Святейший взошел на нее и устремил свой взор к алтарю. Владыка Лавр занял место подле.

Чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино...

На амвоне появились секретари согласительных комиссий. Прот. Александр Лебедев с русской речью, характерной для человека, прожившего всю свою жизнь в Америке, произнес одобрение Акта со стороны РПЦЗ, протоиерей Николай Балашов возвестил согласие от лица Патриарха. Началось чтение Акта о каноническом единстве.

Прозвучали слова о принятии "во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния" и провозглашении РПЦЗ "неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви... в каноническом единстве со всей Полнотой".

Было оглашено: "Архиереи РПЦЗ отныне являются членами Архиерейского и Поместного соборов РПЦ и участвуют... в заседаниях священного Синода РПЦ", – и это значит, что осуществится приток новых мыслящих, опытных сил. Позже архиепископ Берлинский Марк скажет: "Зарубежная Церковь может поделиться опытом жизни в инославном окружении, в обществе, где нет внешних ограничений свободы вероисповедания... но... бытие которого имеет много подводных камней".

Пояснялось, что ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными, ибо утратившими силу. "Ибо" – в этом выссказывании очень важный союз, объясняющий, проясняющий, что сила отныне отдана новому слову, слову о единстве.

"Воздаем славу Богу, направившему нас на путь уврачевания ран разделения и приведшему нас к единству...на Родине и За рубежом... Молитвами новомучеников российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ея во отечестве и рассеянии сущим".

Документ содержал 13 пунктов, под ними размещались пока еще пустые графы для подписей пастырей. Настало время X. Время собирать Церкви, как напишут потом столичные газеты. Время скрепить союз и подписать Акт.

Христос посреди нас...

На самом деле увидеть что-либо было очень сложно. В поле зрения попадало только сияние белых фелоней, пробивающееся сквозь ряд джинсовых ног операторов.

Тех, кто не позаботился о стремянке, выручала смекалка: они поднимали камеру на весу, держа конструкцию за "ноги" штатива, выдвинув их на всю возможную длину. Некоторые умудрялись заправить эти "ноги" себе за ремень. Экраны видоискателей были направлены вниз – так что, задрав голову вверх, мы наблюдали за происходящим "краем видеоглаза".

Первоиерархи прошествовали к столу, установленному на амвоне, где им надлежало подписывать Акт. Святейший чуть оглядывался на следовавшего на шаг позади митрополита Лавра. Усевшись, владыка Восточно-Американский и Нью-Йоркский уверенными жестами поправил себе мантию, надел очки и начал подписываться. Святейший, оглянувшись в последний раз, последовал его примеру.

Владыка Лавр долго выводил пером свое имя. Патриарх терпеливо ждал. Прежде чем они обменялись папками, митрополит еще раз взглянул на подпись, закрыл документ, поцеловал его и отдал Святейшему. Патриарх протянул руки для приветствия и произнес: "Христос посреди нас!". "И есть! и будет!" – прозвучало в ответ. Они троекратно облобызались, и певчие, подхватывая тон архидиакона, грянули "многолетие".

После подписания Святейший обратился со словом – прежде всего к "его превосходительству, уважаемому Президенту", наводя на мысль о том, как важна лояльность светской власти для нормального развития церковной жизни в России. (Символично, что и разделение Церкви имело в основе своей политический раскол, как об этом позже скажет сам Владимир Владимирович, и нынешнее воссоединение стало возможным не без участия политика – Президента).

Речь Патриарха была смелой. Надо иметь достаточно дерзости (в хорошем смысле этого слова), чтобы во всеуслышание назвать Президента "православным христианином". Это дорогого стоит в современном мире, где уже на законодательном уровне (например, в конституции ЕС) невозможным стало даже упоминание о христианских истоках европейской культуры. По словам Святейшего, решающим фактом в деле воссоединения было то, что два года назад в Нью-Йорке представители РПЦЗ увидели во Владимире Путине "человека, преданного России".

День собирания воедино рассеянных чад...

На молитвенную память "о дне, который объединил всех нас" Патриарх вручил Президенту складень с иконами Живоначальной Троицы, Владимирской Богоматери и новомучеников российских. Митрополит Лавр откликнулся на речь первоиерарха и попросил у Господа даровать "благословение на дальнейшее служение Церкви и русскому народу".

Президент выступил с ответом. Владимир Владимирович в меру эмоционально и торжественно изложил свое видение происшедшего. В кульминации пришел к мысли риторически выверенной, но несколько странной: "В конфликте не было победителей, – сказал президент, – но проиграли все: и Церковь, и верующие, вынужденные жить в отчужденности и в ситуации взаимного недоверия, проиграло российское общество в целом". В этот момент хотелось недоуменно произнести: "А могли ли быть вообще победители в том конфликте?", но Владимир Владимирович уже продолжал, переключившись на особенности жизни русского человека за рубежом. "Именно церковь, – здесь президент выразительно посмотрел на митрополита Лавра, – является единым островком родины... помогает ощущать свою сопричастность с делами Отечества". Президент настаивал: "Нет больше почвы для изжившей себя, – выдержав паузу, заключил – трагедии".

"Когда ты почувствовал, что все свершилось?" – был мой ответный вопрос знакомому редактору. "На Великом входе, когда митрополит Лавр впервые во всеуслышание попросил Господа помянуть Патриарха во Царствии Своем", – ответил он. "Пожалуй, этим я закончу свой материал", – улыбнулась я. Этот праздник стал возможен, т.к. когда-то чье-то сердце загорелось идеей воссоединения Церкви. Мы не посвящены в тайну, где это было и с кем. Можно лишь предположить, что с помощью Божией этим людям пришлось много потрудиться, чтобы 17 мая 2007 года двое смиренных иерархов служили у одного алтаря, а Патриарх всея Руси возгласил в молитве: "Идеже есть совершение веры и исполнение надежды..."*.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама