ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Один народ – одна Церковь

Николай Лисовой :: 22 мая 2007

Преодоление тех или иных разделений в Церкви не случайно издревле называлось врачеванием. Всякое разделение и разрыв есть боль и кровь. Разрыв, исцелением которого можно считать Акт 17 мая 2007 года, произошел еще 90 лет назад – и, строго говоря, вообще не носил характера собственно церковного. Это было разделение России на советскую, большевистскую, с одной стороны, и "единую неделимую" – с другой, разделение народа на "белых" и "красных".

Когда при перемене боевой обстановки на фронтах Гражданской войны в город или село входили белые, их нередко приветствовали колокольным звоном и праздничным молебном; когда они уходили, местное духовенство оказывалось вынужденным "отступать" с ними – из пределов своего прихода, своей епархии, в конечном счете, своей страны.

Святейший Патриарх Тихон предупреждал в своем послании к духовенству в праздник преподобного Сергия, поборника единства, 25 сентября 1919 года, о недопустимости и опасных последствиях внесения какого-либо (белого или красного) политического акцента в церковную оценку событий. Его не послушали ни те, ни другие. Так возник внутри советской России и оставшегося на родине духовенства "красный" обновленческий раскол. Так возникла, наряду с эмиграцией военной и гражданской, "белая" церковная эмиграция.

В историческом плане – это уникальный феномен. Революции и социальные потрясения в другие века и в других странах не раз приводили к более или менее массовой эмиграции свергнутой правящей элиты. Достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн. Но никогда масштаб национального исхода и образовавшейся диаспоры не был столь значителен, как русский исход и русское рассеяние XX века. И никогда не возникало такого явления, как целая церковная иерархия, с епархиями и приходами, с храмами и монастырями, с десятками архиереев и сотнями, если не тысячами, священнослужителей, уходящая со своей канонической территории, от своего канонического священноначалия. Церковными канонами (правилами, которыми руководствуется Церковь в своей исторической жизни) такое не предусмотрено.

Мы не хотим порицать или хулить одних и оправдывать других. Мы хотим только подчеркнуть, что с самого начала русские верующие люди и Церковь в целом оказались в положении исключительном, может быть, вообще не поддающемся рациональным оценкам.

Однако, оказаться за рубежом и оказаться в расколе не одно и то же. И тот факт, что оставшееся вне России духовенство, отрезанное от Московского церковного центра, нуждалось в самоуправлении и соответствующей церковной организации, не вызывает сомнений. Другой вопрос, что и за границей у части иерархии и опальной дворянской элиты сохранились рефлексы того самого "колокольного звона" , против которого предупреждал Святитель Тихон. Идеи и планы Белой (прежде всего монархической) эмиграции оказались, к сожалению, также идеями и планами зарубежного духовенства. Та часть Русской Церкви, которая – повторим, не случайно – пребывала за пределами Советской

России, готова была позиционировать себя по отношению к этой новой России сознательно враждебно.

Между тем, другой России ни у кого из нас не было. И когда Патриарх Тихон узнал о политических (увы, чисто политических) реставраторских декларациях эмигрантского Высшего Церковного Управления, он своим указом в 1922 году упразднил эту организацию. ВЦУ, располагавшееся тогда в сербском городе Сремских Карловцах (почему и именуется Карловацким), не подчинилось этому указу. Точнее, карловацкие иерархи "распустили" по букве указа ВЦУ, но тотчас создали при участии тех же лиц и на той же идеологической платформе Архиерейский собор.

Более того, с этого времени в Сремских Карловцах перестали считаться с мнением и решениями Святейшего Патриарха, как "связанного по рукам и ногам" советской властью. Заявления Тихона, что ничто на земле его святительской совести "связать не может" , во внимание не принимались. А когда митрополит Сергий (Страгородский), продолжая дело Патриарха, опубликовал знаменитую Декларацию 1927 года, раскол оформился окончательно. И опять, безбожно передергивая, недоброжелатели говорили и говорят, будто Сергий и его Синод объявили "радости и несчастья советской власти нашими радостями и несчастьями". Тогда как в Декларации черным по белому было сказано: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи". То есть Родина и Церковь по-прежнему и навсегда нерасторжимы. Не правда ли, совсем другие акценты?

В результате, по слову современного философа, те, кто метил в коммунизм, попали, как всегда, в Россию. Неумолимая логика политического раскола и противостояния вела отдельных представителей Русской Церкви к сотрудничеству с Гитлером и Власовым, а потом, в годы холодной войны, с США и ЦРУ. С кем угодно – лишь бы против Советской России. Вплоть до призыва к Америке бросить на нас атомную бомбу.

Скажут – это было давно и неправда. К сожалению, правда. О сроках давности говорить в данном случае, пожалуй, неуместно. Речь о другом.Философская поговорка гласит: понять – значит простить. Наверное, для человека сугубо рационального это так. В нашем случае, скорее, наоборот. Есть вещи, которых понять нельзя. Несколько лет назад, когда вернулся в Россию протоиерей Александр Киселев, бывший обер-священник власовской армии, он захотел со мной встретиться. Я сказал ему: "Позвольте начать с того, что "власовщина" для меня ни в каких, светских или церковных, проявлениях, неприемлема". И батюшка ответил: "Хорошо. Но ведь мы – русские люди. Давайте будем говорить о том, что нас соединяет, а не о том, что разъединяет". И мы стали друзьями. Незадолго до своей смерти отец Александр плакал и говорил: "Но ведь я не эмигрант? Ведь я вернулся?" И я отвечал: "Да, отец Александр, Вы вернулись, Вы не эмигрант".

В духовном мире христианина не все измеряется возможностью и даже желанием "понять". Важнее – простить, покрыть любовью Христовой взаимные обиды, взаимные неправды. Да, конечно, взаимные. Много чего было наговорено друг против друга с той и другой стороны. Юрисдикционные размежевания Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом оставались до самого недавнего времени последними окопами незабытой и неизжитой Гражданской войны. Торжественным Актом в Храме Христа Спасителя 17 мая эти окопы засыпаны и преданы забвению.

Более того, можно, наверное, сказать, что окончена не только Гражданская война, но в известном – русском церковном – смысле и Вторая мировая война. Ведь тогда, в Великую Отечественную, снова, как после 1920 года, сотни тысяч и миллионы соотечественников оказались среди "перемещенных лиц" , не вернувшихся на Родину военнопленных и угнанных в Германию, которые в церковном отношении влились в состав все той же Русской Зарубежной Церкви.

Кстати, к 1945 году относится и первая серьезная попытка уврачевания церковных разделений. На волне победного патриотизма в тот год многие представители российской эмиграции, в том числе церковной, хотели и готовы были восстановить каноническое общение с Матерью-Церковью. Причем это относится к самым разным русским зарубежным "юрисдикциям". Пошел в посольство и получил советский паспорт глава Парижского раскола митрополит Евлогий (Георгиевский) – и не потому, что престарелый иерарх собирался вернуться в Россию, просто, в точном соответствии с цитированной Декларацией, он хотел быть со своей Родиной в ее радостях и страданиях. Вернулся и "карловацкий" митрополит Серафим (Лукьянов), вернулось "китайское" , харбинское духовенство, уходившее на Дальний Восток с войсками Колчака, в том числе легендарный подвижник-миссионер митрополит Нестор (Анисимов).

... Но потом Вторая Мировая плавно перетекла в холодную войну и над Россией вновь попытались опустить "железный занавес". Следующей попытки пришлось ждать почти полвека. Только в 1990-е годы был возобновлен богословский и церковно-исторический диалог между Московским Патриархатом и РПЦЗ.

Не сказать, что и в этих, новых условиях сближение происходило легко и безболезненно. Конечно, нет. Многие застарелые проблемы и недуги взаимного сознания смогут быть по-настоящему преодолены не за год, не за десятилетие. Может быть, понадобится смена поколений. Но главный и смелый шаг навстречу друг другу сделан. Русская Православная Церковь по всей Земле "единым сердцем и едиными устами" возносит отныне свою молитву к Богу, у одного алтаря совершает спасительное таинство Евхаристии.Ученые долго еще будут осмыслять важность свершившегося события для нашей истории, культуры, духовности. Русское рассеяние XX века для того, может быть, и нужно было Божественному Промыслу, чтобы многократно усилить русское православное присутствие и русское свидетельство в мире. И сегодня, когда в результате бездарных и опрометчивых метаний "демократической" российской элиты это самое "присутствие" сведено к нулю, если не к отрицательной величине, воссоединение главных духовных сил разделенного уже 90 лет русского народа, нельзя не признать своевременным и судьбоносным.

Если в двух словах попытаться охарактеризовать политический "сухой остаток" , это наш духовный реванш за проигранную холодную войну.

Источник: Московская правда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама