ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Проповедано ли на Руси христианство?

Протоиерей Игорь Цветков :: 23 мая 2007

Незадолго до блаженной кончины Серафима Саровского, той самой весной 1831 года, когда произошло великое явление Преподобному Богоматери, принимает священнический сан один из симпатичнейших персонажей русской литературы, отец Савелий Туберозов. Через десять лет ревностного, а следовательно, сопровождаемого многими скорбями служения, в дневнике, который он начинает вести в день рукоположения, появляется горестное наблюдение, обобщающее, конечно, и опыт самого Николая Семеновича Лескова: "Христианство еще на Руси не проповедано". "Сие бесспорно, что мы во Христа крестимся, но во Христа не облекаемся", – подтверждает его сослуживец. Примечательно, что это обстоятельство поражает именно Лескова, с детства вращавшегося в немецко-протестантской среде с ее выраженным христоцентричным благочестием, столь же ярко им описанным, как и исконно православный русский быт и соответствующая праведность.

Между тем, отчетливые формулы, дающие разрешение удивительного парадокса (христианство не проповедано на родине прп. Сергия, митр. Ермогена, свт. Игнатия Брянчанинова?!..), с не менее поразительными ясностью и бесстрашной откровенностью дал именно преп. Серафим, в келье которого, если вспомним, иконы Христа не было, а Матерь Божия была изображена без Богомладенца. "Стяжание Духа Святаго" и "бытие в Духе" суть содержание и итог тысячелетнего русского христианства с "непроповеданным", а подразумеваемым Христом.

Это настолько очевидно, что задаешь себе вопрос: а почему этого никто не говорит? Да все потому же: важнейшие слова (как и само Слово) на Руси не проповедуются, а подразумеваются. Мы, русские православные – в Духе, т.е. в Церкви (настоящей, внутренней), где все – одно, нет других, которым надо было бы что-то растолковывать. Да, Христос – это "свет разума". Признаемся, однако, что из двух прекрасных слов этой формулы нас восхищает все-таки не "Нус" (Аристотеля, Плотина, Оригена, Августина...), а "Фос" (Платона, того же Плотина, Ареопагита, Макария Великого, обоих Григориев, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы).

Тут-то и надо вспомнить древнейшую общечеловеческую (особенно индоевропейскую, особенно праславянскую) интуицию: "бытие есть свет". Православие "всего лишь" уточнило: бытие-как-таковое" и "свет Духа" (иначе получится: "кто светел, тот и свят"). Другими словами, (Ин.4, 24), "Бог есть Дух". В том же направлении, кстати, оказывается уточненным и древнее интерпретирующее имя Запредельного Абсолюта в теистическом индуизме: Сат-чит-ананд. Две из входящих в него ипостасей нам хорошо известны и только что упомянуты – это бытие (сат) – первая, и разум (чит) – вторая, и лишь наша третья (жизнь) еще плохо вмещается в духовный горизонт индийского благочестия. Ее место занимает несколько расплывчатое "блаженство" (ананда). Хотя разве не блаженство духовная жизнь? А если еще вспомнить евангельские "блаженства"...

Апостол Павел первым сформулировал троичную парадигму христианской жизни – бытие в Духе, тождественное бытию во Христе, поскольку Дух – Христов. Первое Начало Св.Троицы, как мы знаем, совершенно апофатично и неизреченно. Мы можем только приближаться к Его неприступности, фиксируя следы Присутствия. Это, прежде всего, – вообще бытие тотальности Сущего. Вседержитель – Источник бытия, можно сказать – Бытие бытия, Бытие поэтому не существующее, а Сверх-сущее и, таким образом, также – Сверх-сознательное, Сверх-благое, Сверх-живое. Но это никак не постижимое Само дает Себя знать в своем образе – втором Лице, Которое поэтому есть Суть, Смысл, Логос Первого, Его Истина и Слово Истинной Жизни. Последнее, естественно, – одновременно заповедь, а стало быть, и этика. Новое Познание и новая Нравственность – вот что такое Христос с догматической точки зрения. Новое именно потому, что Сущее, т.е. Вечное. Стареет ведь то, что проходит и гибнет, а живет то, что обновляется.

Здесь мы сталкиваемся с парадоксом смерти, и не только смерти Слова, но и Слова как смерти, слова, доходящего до разделения души и духа. Онтологический смысл смерти Христа глубже исторического. Ведь знание бытия, истина о нем не только объединяет нас с бытием, но и разделяет: познающий и познаваемое – разные сущности. Христос, стало быть – не только наша связь, Посредник с Отцом, но, именно потому что Посредник – Он и начало обособления, Он – посередине. А обособление от Бытия и есть смерть. Бог сделал Своего Сына грехом – с последней серьезностью открывает нам апостол Павел (2 Кор. 2,27). Неслиянность Лиц Троицы оказывается тогда значительно драматичнее, нежели просто Их различимость. Нераздельность, конечно, очевидна – абсурдно разделять Бытие и Его смысл, но в то же время как бы виртуально присутствует и разделение. Как в настоящей жизни.

Западная церковь с ее проповеданным Христом, от Настоящей жизни (за немногими исключениями) почему-то уклонилась: видимо, сработал инстинкт самосохранения. Впрочем, это можно сказать и о большом числе членов Церкви восточной (но не о ней самой), с ее Христом подразумеваемым. С поразительной прозорливостью ситуацию описал, за 500 (!) лет до лютеранства, преподобный Симеон Новый Богослов. В своем 63-м слове (по переводу свт. Феофана) он упрекает "тех, кои говорят, что никогда никакого не имели они явного и осязательного чувства благодати Св. Духа, а полагают, что приняли и имеют в себе благодать не по опыту, а по вере единой (sola fide! – И.Ц.), мысленно, как слышали и научились от Божественного Писания". И дальше великий подвижник приводит те же слова ап. Павла, которые так смутили нашего Н. Лескова: "Они обыкновенно говорят: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся... Я же говорю им: так как вы облеклись во Христа, то скажите мне, что есть Христос?" Вопрос, казалось бы – для поступающих в духовную семинарию. Ан нет. Хорошо, если бы на него смог ответить выпускник духовной академии. Особенно православной. Особенно русской православной. Ведь со времен прот. Савелия особого прогресса в проповеди христианства на Руси не замечено.

Тем не менее, на вопрос Россия отвечает (только не разумом, а под-разумом или сверх-разумом) – и, между прочим, то же самое, что и святой Симеон. "...Невозможно иным способом познать кому-либо Бога, кроме созерцания света, посылаемого от сего самого света (т.е. Бога)... Свет есть Бог, и созерцание Его есть как свет; почему чрез узрение света бывает первое ведение, которым познается, что есть Бог" (слово 63-е).

Прошу еще раз перечитать последнюю фразу великого отца. Здесь не просто умилительно-возвышенное настроение, здесь богословская система, причем существенно иная, нежели та, которую разработала на протяжении веков западная схоластика и переписали, с небольшими поправками, русские авторы догматических богословий. "Первое ведение"! – но ведь в переводе на школьный язык – это Закон Божий! Проблема оборачивается, похоже, совсем другой стороной: не о непроповеданном христианстве подобает сокрушаться, а о том, что в течение примерно двухсот лет Россию отучали от православия. И с определенным успехом...

Пора, однако, подвести итог. Очевидной после изложенного наблюдения должна предстать роль специфики русской православной духовности в исторической судьбе России. Опознаваемого, разумного, логического, в конце концов, догматического Христа русское православие как-то минует. "Бог (свет) есть Дух (свет)". А где же в этом уравнении Христос? Да подразумевается Он! Разве вы не видите слова "есть" в формуле, произнесенной Самим "Есть"? Мало вам, что Оно дает себя есть? Сила России – в неразумности и нелогичности. Ее губят "ум" (знание), "честь" (самосознание) и "совесть" (этика), т.е. интеллигенция. (Первоначальный смысл слова intelligentia – это совокупность умственных способностей). Вспомним гениальный стишок, услышанный В.Г.Короленкой в 1919 г. на Полтавщине от хитрого крестьянина:

Як був у нас Мыколка – дурачок

То хлиб був – пятачок.

А як прийшлы розумни коммунисты

Так ничого стало йисты.

Поэтому и цивилизованный человек Запада всегда воспринимался русскими как дрессированное животное, а коммунистов (распространителей разума) в свое время считали противниками большевиков (опустошенных от разума). Дилемма весьма категорична: культура – или святость, социальность – или юродство, рациональность – или Иванушка-Дурачок. Или "Николка". И кого же не растрогает это запоздалое признание народом святого Страстотерпца – своим...

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама