Только что завершился долговременный и сложный дипломатический процесс присоединения к Русской православной церкви (РПЦ) значительной части (на сегодняшний день около 350 приходов) так называемой Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Это чрезвычайное церковное событие, ведь в течение многих десятилетий между так называемой эмигрантской церковью и прирученной советской властью Московской церковью велись ожесточенные "бои" взаимные обвинения в ереси, безблагодатности, в нарушении канонов, в неправильных обрядах и др. От православных эмигрантов требовали покаяния, отказа от "еретических" ошибок и даже перекрещивания. Несколько лет назад, однако, ситуация радикально изменилась: неканоничность и безблагодатность были отменены "как не бывшие" и положено начало активному процессу согласования. Что случилось, спросит Читатель, что изменилось в мире канонов? А случилось то, что эпохальное дело примирения двух церквей взяла в свои руки российская власть во главе с президентом Путиным.
В истории Русской (недавно "Российской") православной церкви было мало периодов, когда ею действительно руководили ее духовные предстоятели, митрополиты или патриархи (как, скажем, во времена патриарха Никона). Русская церковь почти всегда была покорным и безгласным подданным светской власти как все другие институты страны. Стоит заметить, что, за немногими исключениями (в случаях секуляризации церковного имущества), Российская церковь никогда не сопротивлялась вмешательству светской власти в ее дела даже тогда, когда речь шла о канонических правилах. Приведем несколько исторических примеров.
В 1700 году умер 10-й (после введения патриаршества в 1589 году) Московский патриарх Адриан. Царь Петр I немедленно вмешался и запретил избрание следующего патриарха, чего однозначно требуют каноны. Руководить же церковью царь поручил митрополиту Стефану Яворскому в качестве "местоблюстителя" (фактически церковью правили царские чиновники). Так продолжалось до 1721 года, когда "епископы признали полезным согласно желанию императора Петра" заменить духовную должность патриарха Московской церкви на "Святейший Правительствующий Синод" (светское учреждение). Так была упразднена историческая вселенская патриаршая система управления Московской церкви и заменена канцелярским Синодом, который просуществовал до 1917 года. Достойным удивления было то, что благодаря щедрым царским "поминкам" (подаркам) с этой нецерковной схемой управления согласились другие вселенские православные патриархи они "признали Святейший Синод своим братом (!), который имеет равную с ними власть и степень церковной иерархии (!!)".
Еще одна история. Патриаршество Российская церковь восстановила сразу после Февральской революции, избрав патриархом Тихона (Белавина). Но просуществовало патриаршество всего несколько лет Тихон умер в монастыре, а разгромленной Московской церковью "правил" (под надзором ОГПУ) местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий Страгородский. В 1927 году митрополит Сергий обнародовал (под давлением власти) декларацию, в которой призывал верующих сотрудничать с большевистской властью. Эту декларацию члены Российской православной церкви за границей не забыли и сегодня. Они называют ее "сергианской ересью" и еще недавно до нынешнего объединения церквей требовали от Московской патриархии осуждения этой ереси и покаяния.
Во время Великой Отечественной войны еще один российский "царь" Иосиф Сталин сыграл роль провидения в жизни русских православных: вновь восстановил заброшенное патриаршество. Что делать война требовала использования всех возможных ресурсов народа в том числе и веры. Патриархом был "избран" тот же митрополит Сергий, который давно сотрудничал с "сатанинской" властью. С тех пор иерархия РПЦ стала частью советского истеблишмента надежные, образованные и проверенные духовные лица ездили за границу, принимали участие в послевоенном движении за мир, поднимали престиж СССР, а также не последнее собирали важную информацию, необходимую МГБ. (Все это и сегодня не могут им простить многочисленные российские и зарубежные православные.)
Но вернемся к нашим дням. Непосредственным творцом "исторического" объединения церквей является, конечно же, президент России Владимир Путин, который должным образом оценил (как бывший офицер КГБ) возможности включения в систему Московского патриархата сети русских православных общин едва ли не на всех континентах мира. Нет никаких сомнений в том, что без помощи и дипломатии российского президента акция объединения была бы невозможной как бы ее ни поддерживал Московский патриархат.
Оперный акт подписания в храме Христа Спасителя документов воссоединения это, конечно, только начало. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что через определенное время (не сразу, без спешки) на церковные должности бывшей РПЦЗ от дьяконов до архиереев будут поставлены "люди" Москвы; что все церковное движимое и недвижимое имущество зарубежной церкви (а это немалый капитал) вскоре также перейдет в полное распоряжение Московской патриархии и что сеть бессмертных зарубежных русских "осведомителей" численно и качественно увеличится. Трудно только предусмотреть, насколько вырастет престиж и влияние русского православия за рубежом, а также динамику перехода бывших членов РПЦЗ в другие православные церкви Американскую, Чехо Словацкую и тому подобное? Ведь церковные и политические взгляды верующих РПЦ и РПЦЗ очень во многом радикально расходятся, в частности, в отношении к бывшей советской власти и к советскому наследию.
Сегодня, однако, внутренняя и внешняя церковная политика президента Путина выглядит блестящей продуманной, взвешенной и, что главное, успешной. Поэтому неудивительно, что в некоторых религиозных СМИ России уже раздаются серьезные призывы "одуматься" и оставить Путина президентом России бессрочно ведь человек, который совершил эпохальный подвиг объединения Русского православия, "должен править страной, пока сам Бог не возьмет его к Себе".
Невозможно не сравнивать современную православную ситуацию в России с украинской, где слово "воссоединение" не имеет какой-либо силы даже тогда, когда его произносит Президент страны. Хотя, казалось бы, объединить православных в пределах одной страны не такое уж и сложное дело для Президента по сравнению с объединением верующих различных континентов. Поживем, однако, увидим!
Источник: День