ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бог Един

Сергей Плотников :: 28 мая 2007

Попытка объединить две ветви православия привела и очередному расколу

Этот май, несомненно, войдет в историю христианства как знаковый: 17 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Церемония состоялась в храме Христа Спасителя в присутствии Президента России Владимира Путина и многих известных российских политиков. После подписания исторического документа прошла первая совместная Божественная литургия, во время которой ведущие в алтарь Царские врата храма были открыты, чтобы все могли видеть, как иерархи причащаются от одной чаши, что прежде было немыслимо. Между тем большинство людей до сих пор не понимают причин почти векового раскола и трудностей объединения единой, по сути, православной церкви.

Действительно, практически РПЦ и РПЦЗ ничем не различаются в своих канонах и обрядах. Напомним, что РПЦЗ была образована после гражданской войны русским духовенством в эмиграции. Это произошло по указу патриарха Тихона, возглавлявшего в то время Русскую православную церковь. Тогда он разрешил отдельное существование "зарубежников" до того момента, пока "церковь в России не избавится от безбожной власти". С тех пор у священнослужителей этих двух ветвей единой синодальной церкви накопилась масса претензий друг к другу.

Претензии РПЦЗ: Провозглашенная митрополитом Сергием Старогородским в 1927 году лояльность Московского патриархата к советской власти превратила, по мнению эмигрантов, Московский патриархат в организацию, управляемую с Лубянки. "Зарубежники" же представляли себя хранителями истинного русского, политически не ангажированного православия. За границей были канонизированы многие мученики большевистского режима: в частности, царь Николай II и его семья, а также ряд расстрелянных священнослужителей. Московский патриархат до недавнего времени сделать этого не мог по вполне понятным причинам. Другая ключевая претензия – экуменизм (от греческого слова "экумена" – обитаемый мир) отечественного православия. Экуменическое движение – это движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христиан. Своего рода религиозная глобализация, поскольку в более широком значении экуменизм понимается как объединение всех ведущих мировых религий. Сразу после Второй мировой войны представители РПЦ приняли участие во Всемирном совете церквей. "Зарубежники", проповедующие глубокий консерватизм и замкнутость, отказались.

Претензии РПЦ: Самое страшное клеймо, которым Московский патриархат припечатал своих собратьев в эмиграции, – коллаборационисты. Дело в том, что во время войны зарубежная церковь выступила на стороне Германии. Ненависть к большевикам, а также тот факт, что на захваченных территориях немцы открывали заброшенные храмы, заставили иерархов РПЦЗ приветствовать фашистов как освободителей отчизны.

Часть эмигрантов ушла к маргиналам

В 1991 году развалилось Советское государство, ушла и тотальная зависимость церкви от административного аппарата, да и фашизм давно почил в бозе. Объединение РПЦ и РПЦЗ должно было положить конец затянувшемуся конфликту, разделившему народ на "красных" и "белых". Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразился по этому поводу таю "Объединение наших церквей имеет огромное значение для нашей духовной жизни, для укрепления нашего национального самосознания. Современная Россия открывает возможности для примирения своих чад, преодоления последствий революции и Гражданской войны".

Но, видимо, так уж устроен русский человек, что все его попытки сделать "как лучше" оканчиваются "как всегда": несомненно, здоровый факт объединения православных церквей вызвал очередной раскол, хотя официально его предпочитают не афишировать.

Еще в ноябре 2001 года, когда президент Путин пригласил в Россию архиепископа Лавра, только что ставшего митрополитом РПЦЗ, грядущее слияние церквей стало очевидным. Тогда часть непримиримых "зарубежников" запаниковала. Они отказались признавать митрополита Лавра законно избранным и, стало быть, имеющим полномочия на подписание судьбоносных актов. "Непримиримые" пошли еще дальше: ими был восстановлен в должности прежний митрополит Виталий. В зарубежной церкви, таким образом, появились два враждебных друг другу крыла – РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В).

Сторонников Лавра вполне устраивают "Основы социальной концепции" РПЦ, принятые патриархом Алексием II. Так, в разделе "Церковь и государство" там сформулирована новая позиция в отношении государственной власти: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

А в конце 2006 года Алексию II в дар от бостонского Богоявленского храма были переданы посох и облачение покойного третьего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета – одного из самых последовательных сторонников воссоздания единой Православной церкви.

Сторонники Виталия, в свою очередь, убеждены, что "лисица слиняла, да нрав не сменяла" и Владимир Путин затеял объединение церквей для того, чтобы получить новый инструмент влияния на Запад, прежде всего на США, а параллельно обзавестись агентурой в эмигрантских кругах. На почве объединения раскол в зарубежной церкви углубился: заметная группа непримиримых священников и мирян собралась покинуть объединенную церковь и уйти к греческим староверам или в иные мелкие православные течения. То есть 17 мая и без того небольшая эмигрантская православная диаспора влилась в лоно матушки-церкви в сильно урезанном виде. Это, конечно, несколько умаляет значимость события.

Зарубежная церковь будет самоуправляемой

Согласно Акту о каноническом общении РПЦЗ становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах. Согласно документу зарубежная церковь сохранит свой Синод, то есть будет самоуправляемой. Лишь самые важные решения будут приниматься по согласованию с РПЦ МП. Между тем подробно не проговорено: как будут восстанавливаться разлаженные административные связи, кто кому будет подчиняться, кто кого назначать и утверждать в новой объединенной церкви. Решение этих "мелких" вопросов церковные иерархи благоразумно оставили на потом, но сложностей скорее всего не избежать.

Другая проблема: существенная часть приходов РПЦЗ в России управляется бывшими священниками РПЦ, по тем или иным причинам лишенными сана. Не все из них захотят вернуться в Московский патриархат, да и не всех примут обратно. Какое-то время оставшиеся священники РПЦЗ будут непосредственно подчиняться специальному викарному архиерею. Эта система очень усложнит отношения внутри объединенной церкви. Возможен даже некий мелкий религиозный саботаж. Как-то, например: согласно пункту 5 Акта о каноническом общении имя Предстоятеля Русской православной церкви патриарха Алексия II в обязательном порядке должно возноситься во всех зарубежных церквях прежде имени Первоиерарха РПЦЗ Лавра. Однако на праздник Вознесения Господня, когда уже было известно о подписании акта, многие иерархи РПЦЗ предпочли "забыть" об этом правиле.

Еще одна "горячая точка": после принятия Акта о каноническом общении поднял "мятеж" один из самых уважаемых клириков РПЦЗ (Л), епископ Симферопольский и Таврический Агафангел. Объединенная церковь отреагировала незамедлительно – епископу "запретили в служении до раскаяния", однако на сайтах непримиримых "зарубежников" уже появились списки десятков имен священников, приходов, общин и монастырей, заявивших о своем переходе под управление Агафангела. Таким образом, зарубежная церковь обрела уже не два, а три враждующих между собой крыла, что противоречит не только законам аэродинамики, но и здравому смыслу. Вместо единой, охватывающей сетью приходов весь земной шар Православной церкви под управлением Московского патриархата получилась невразумительная то ли каша, то ли окрошка.


Русская православная церковь Московского патриархата объединяет православных на территории России, стран СНГ и Прибалтики, а также добровольно входящих в нее православных других стран. Сейчас РПЦ насчитывает 136 епархии, около 27,5 тысячи приходов и 708 монастырей. В дальнем зарубежье имеется 8 епархий. Кроме того, в состав Московского патриархата входят автономные Японская и Китайская церкви и самоуправляемые Латвийская, Эстонская и Молдавская церкви. Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

В свою очередь, в состав Русской зарубежной церкви входят около 400 приходов в 40 странах (в том числе и в России), большинство из них – в Северной Америке, Европе, Австралии. Монастыри зарубежной церкви действуют в Иерусалиме. Духовно-административный центр с 1950 года находится в городе Джорданвилле, близ Нью-Йорка. РПЦЗ объединяет свыше 500 тыс. верующих, а возглавляет ее первоиерарх в сане митрополита. Несмотря на относительную малочисленность, зарубежная православная диаспора отличается религиозной и общественной активностью а зарубежные приходы несравнимо богаче отечественных


Все расколы в истории православия были вызваны не богоискательством, а неуемной энергией светских и религиозных политиков. Первый крупный раскол произошел в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, был пленен идеей создания грандиозного панславянского государства с единой унифицированной церковью и столицей в Москве. Первым необходимым шагом в этом направлении ему представлялась модернизация богослужения в России по новогреческому, "европеизированному" образцу. Единомышленник царя патриарх Никон получил широкие полномочия и провел реформу быстро и жестко. "Раскольники" – так стали официально именоваться приверженцы прежних норм богослужения – десятками тысяч были казнены, бежали в глухие сибирские леса или дальше – в Монголию и Китай.

Еще большая неразбериха творилась в религиозной России в начале XX века. РПЦ и РПЦЗ хотя и самые крупные, но не единственные обломки дореволюционного церковного монолита В результате политических потрясений октября 1917-го появились тихоновцы, иосифляне, сергиане, обновленцы, живисты, карловарцы, григориане, андреевцы, катакомбники и другие религиозные группы. Кто-то сразу поддержал советскую власть, кто-то позже, другие называли ее властью антихристианской и были непримиримы. Однако все разделения и расколы внутри бывшей синодальной церкви в 20-30-е годы имели политическую окраску и не имели серьезных догматических и вероисповедальных различий. Большинство упомянутых течений на сегодняшний день либо исчезли, либо существуют в рудиментарном виде.

Источник: Наша Версия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама