В конце 2006 начале 2007 года отечественные издательства выпустили несколько новинок, которые, несмотря на все внешние различия, объединены общими темами: верой, описанием духовных поисков и... сказкой.
Самая роскошная по оформлению книга Ирины Куликовой "Преддверие небес", изданная Белорусским экзархатом. Необычный формат, глянцевая суперобложка в глубоких синих с золотом тонах, множество иллюстраций (художница Наталия Иванчик), изящное оформление каждой страницы, совершенно очевидно, что создано это издание с кропотливым трудом и большой любовью к будущим читателям.
Сюжет сказки навевает множество ассоциаций. Девочка Настя живет с бабушкой и тяжело больной матерью на даче: отец оставил их, и Настин мир словно дал трещину, через которую утекают счастье и радость. Но однажды девочка получает волшебный подарок мелок, с помощью которого можно открывать двери в иные миры и через них добраться до Дерева в Саду, чьи цветы могут вернуть здоровье ее маме.Подзаголовок повести Ирины Куликовой "Сказка для детей и взрослых".
Повестью "для больших детей и маленьких взрослых" открывается новый сборник Максима Яковлева "Ничего не бойся". Кроме этой повести, давшей название всей книге, в нее вошли еще пять произведений.
Главный герой повести мальчишка, обнаруживающий способность подражать любым голосам, обладатель редкого актерского таланта. Но как любой инструмент, этот данный Богом дар можно использовать как во зло, так и во благо. И никогда не знаешь, как оно обернется: и вранье может послужить чьему-то спасению, если этого пожелает Творец человеческих душ.
В историях Максима Яковлева искусство рассказчика нераздельно слито с бескомпромиссной верой в правду, в необходимость морального императива любых поступков. Это рассказы для семейного чтения, рассказы о семье, ее поисках и обретении. Недаром этот сборник плод объединенных усилий издательства "Православная семья" и "Фома Центра".
Новая книга Никоса Зерваса под названием "Кадеты Точка Ру" продолжение его нашумевшего романа "Дети против волшебников" (см. ЦВ № 5 и 10, 2006). На первый взгляд, это вещь более чем далекая от сказки. Если главной претензией к первой книге Зерваса было несоответствие "взрослого" содержания и лексики формату детской книжки, то ко второй это применимо в меньшей степени, в первую очередь потому, что книга адресована юношеству, и ничего детского в ней отыскать просто невозможно. Погони, перестрелки, заговоры и их раскрытие вот основное ее содержание. Колдуны по-прежнему злоумышляют против нашего Отечества, на просторы которого и переносятся боевые действия, и так же, с переменным успехом, им противостоят кадеты Суворовского училища.
Любое общение с тем, кто не разделяет твоих убеждений, но к кому волей или неволей приходится обращаться, накладывает на обе стороны неизгладимый отпечаток. Никос Зервас забрался в "стан врага" очень глубоко, что, с одной стороны, дало ему способность очень ярко описывать скрытую мыслительную работу "черного" разума, а с другой, сильно повлияло на то, каким взглядом смотрит на мир сам писатель.
Герои Зерваса ведут беспощадную борьбу с волшебниками и колдунами. Это восстание сказочных героев против самой сказки, против ее логики и законов. Иван Царицын по прозвищу Иван Царевич, мечтающий об Империи и Монархе, становится воином, одним из подчиненных совсем другой системы, которую он, совершенно по сказочному нарушая все запреты, пытается взломать изнутри. Но книга завершается, не доводя историю до кульминации, и значит, с главным героем и его друзьями мы расстанемся еще не скоро.
Мальчик Митька, герой дебютной повести Максима Солохина "Сказки для старших" (издательство "Лепта"), ни о какой войне с колдунами и не мечтает для него было бы достаточно, если бы ему удалось избежать постоянных нападок местной шпаны. А мечтает Митька о том, чтобы самому стать волшебником...
Но не торопитесь клеймить за банальность детское желание чуда, дайте истории развернуться до ее истинных границ. Максим Солохин пишет о том, о чем просто не принято говорить вслух. И автору удается невероятное передать словами те вещи, к которым человек приходит опытным путем, через море ошибок, потерь и разочарований...
"Сказка для старших" это притча в духе восточной философии, диалог о боевых искусствах, но в первую очередь это история о том, как молитва изменяет жизнь человека. Или, говоря словами самого автора, "история о том, как молитва Иисусова вторглась в судьбу мальчика и властно утвердилась в ней".
Сегодня мы живем в мире, в котором рациональные и практичные бизнесмены перед важными сделками советуются с личными экстрасенсами и магами. На смену научному позитивизму советской эпохи пришло абсолютно магическое восприятие мира. В этом мире восточный календарь уживается с христианскими обрядами, а амулеты носят на одной цепочке с нательным крестом.
Очевидно, что обществу потребления навязывается инфантилизм. Это проявляется в падении уважения и внимания к старости, в стремлении всеми силами сохранить молодость, но главное в самом менталитете людей, не желающих брать ответственность за других и полностью погруженных в погоню за новинками глобального супермаркета развлечений.
"Быть как дети" призывает нас Сам Спаситель. Но остаться в этом изменившемся мире ребенком не значит сохранить веру в сказки. Задача намного сложнее: сохранить веру в истинного Бога.
Источник: Церковный Вестник