Вадим Леонидович, с чего началось ваше знакомство с книгой?
Если уходить в древность, скажем так, то свою первую книжку я прочел в 1946 году, сразу после войны. Отец мой вернулся с фронта, а я как раз закончил первый класс. Во время войны меня никакой грамоте не учили, мать работала, отец был на фронте. Но после первого класса я начал понемногу читать, и моей первой книжкой стал "Гуттаперчевый мальчик" Дмитрия Васильевича Григоровича. Страшная и трагическая история про мальчика, который работал в цирке. Читая ее, я рыдал. С тех пор у меня началась такая тяга к чтению, что до сих пор я ни одного дня не провожу без книги: либо что-то читаю, либо что-то новое из книг покупаю.
То есть книга и чтение играют в Вашей жизни большую роль?
Книга для меня часть жизни, совершенно необходимая часть. Это и увлечение, и радость, и расстройство иной раз, когда не найдешь нужной книжки. И я думаю, что книга для любого русского человека это что-то совершенно особенное, что-то не священное, но святое. И наши древние книги, которые делались буквально в одном экземпляре и всегда высоко ценились тому пример. Одна рукописная книга стоила столько же, сколько роскошный дом. Она изготовлялась не один год и не на бумаге, поскольку бумага появилась только с XIV века. Конечно, такая книга была доступна лишь очень богатым людям.
Книга сопровождает русского человека всю жизнь. Сейчас на смену книге будто бы пришел компьютер, электронные книги. Но я к компьютеру привыкнуть до сих пор не могу, и с ручкой не могу расстаться, и с книгой. В книге можно найти живое общение, которое ощущают не только глаза, не только пальцы, перелистывающие страницы, но ощущает ум. А это имеет самое большое значение, потому что бумага и авторский текст является живым словом, которое ты слышишь, которое будто бы произносит сам автор.
Вы могли бы выделить каких-то авторов, которые были для вас особенно интересны или, может быть, интересны до сих пор?
Можно назвать много книг и много авторов. Сейчас всех и не вспомнишь. В школе я, как и все мальчишки, увлекался Жюль Верном, увлекался фантастическими романами Г. Адамова и мало внимания обращал на русскую классику, считая, что это принудиловка. В школе к ней, естественно, совсем иное отношение, вызванное сухим преподаванием и принуждением читать, но после школы на меня огромное впечатление произвел роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Это очень сильный роман, и я перечитывал его раза четыре. А так, когда я езжу в командировки, я всегда беру с собой факсимильное издание пушкинского "Евгения Онегина" (1837 года). Оно маленькое, его удобно брать с собой. Я обожаю читать это произведение и полностью согласен с Белинским, что это энциклопедия русской жизни. Те наблюдения, которые Пушкин запечатлел в "Евгении Онегине", настолько жизненны, настолько постоянны и проверенны веками, что остается только удивляться гению поэта.
Я не могу жить без таких русский писателей как А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь. А "Мертвые души" у меня что-то вроде пушкинского "Евгения Онегина" сверхклассика.
Настоящим душевным потрясением для меня стал роман Шарля де Костора "Легенда об Уленшпигеле" это очень эмоциональное произведение, а я люблю эмоциональную литературу.
Надо сказать, что в XX веке много интересного и хорошего было в советской литературе. Грех отбрасывать и забывать ее. Она написана великолепным языком, и если убрать оттуда некоторую идеологию, то есть не убрать, конечно, а просто не замечать, то получаются прекрасные детские повести, прекрасные романы, которые имеют большое воспитательное значение.
Как Вы относитесь к тому, что сейчас происходит на книжном рынке?
Я даже не знаю, что там сейчас происходит, так как ничего не читаю, не смотрю только слышу по телевизору разные невероятные имена. То чтение, которым я увлекаюсь сейчас, либо перечитывание классики, либо мемуарная литература. В настоящий момент я читаю воспоминания о С. Есенине (в Петербурге вышел том ранее не издававшихся воспоминаний русских и иностранцев, знавших поэта). И написаны они очень откровенно и очень честно. Может быть, мемуарная литература привлекает меня потому, что я историк...
Среди всего круга чтения у меня много времени отнимает научная историческая литература. Ее в последнее время выходит очень много, поэтому, извините за грубость выражения, иногда даже приходится огрызаться, поскольку об истории судят очень свободно. В математику, физику так не влезешь: "А подумаешь, Петр I, такой-сякой, я его сейчас!" и взял, написал какую-нибудь ерунду. А попробуй, напиши подобное о биноме Ньютона?
Достаточно пролистать нашумевшие толстенные книги по новой хронологии Руси Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, чтобы понять, что это не просто хулиганство, а то ли попытка заработать большие деньги, то ли заставить говорить о себе...
Как Вам кажется, что в настоящее время происходит в России с культурой чтения? Насколько ее уровень высок или низок, и с чем это связано?
Я думаю, что культура чтения в России низка, и связано это с тем, что нынешнее море макулатурной литературы (детективов, эротических, женских, бульварных романов) это реакция на то, что подобные книги не издавались очень и очень длительное время в XX веке. Это вполне естественная реакция, и можно только пожалеть тех людей, которые теряют время и читают всю эту белиберду.
Прошло уже 17 лет с тех пор, как начали издаваться все эти халтурные и бесталанные вещи для заработка денег, и мне кажется, что этот период все-таки пройдет. Я видел в книжных магазинах прекрасные, но очень дорогие по 5 по 6, по 10 тысяч издания классиков: А.С. Пушкина, С. Есенина, Н.В. Гоголя, В. Шекспира. И то, что это будет когда-то кем-то востребовано, пускай даже новыми русскими, которые будут украшать этими роскошными книгами библиотеки своих замков и загородных вилл, уже хорошо. Постепенно, я думаю, положение выправится, и все вернется на круги своя.
Здесь надо еще сказать, что недостаточно образования нашей нынешней молодежи. Они относятся к книге очень легкомысленно: словно ее можно прочитать и выбросить, как какую-то ежедневную газету, которую никто не хранит. Как бульварные романчики, которые моментально вылетают из головы. А русская классика действительно высокая литература высококультурного народа, и не хочется, чтобы наш народ терял свою образованность, терял тот самый гуманистический фундамент, который был построен на протяжении XIX и XX века всеми нашими великими писателями и поэтами.
Скажите, пожалуйста, какие редкие и уникальные книги находятся на хранении в Государственном историческом музее?
В нашем музее хранится вторая по древности рукописная книга XII века, знаменитый "Изборник"; первая, я бы сказал, энциклопедия древнерусской жизни. Эта книга не Священное Писание, а именно энциклопедический сборник, поэтому он и назван "Изборником". Конечно, это наша святыня.
В нашем хранении есть Мстиславово Евангелие XII века. Это не просто рукописная книга. Там есть прекрасные иллюстрации и изумительный драгоценный переплет, с серебром, золотом и драгоценными камнями.
В нашем собрании хранятся издания из библиотеки Ивана Грозного. Я уверен, что эта библиотека во время польской оккупации начала XVII века была разграблена оккупантами, и от нее осталось всего несколько книг. У нас есть пять таких книг.
Почему Вы уверены в том, что эти книги часть библиотеки Ивана Грозного?
Потому что они рукописные, потому что они были сделаны по заказу самого царя, это известное лицевое летописание, на каждой странице которого есть цветная миниатюра. И на некоторых страницах есть даже правки самого царя, особенно в тех местах, где он считает, что художник его неправильно изобразил. Например, Иван Грозный пишет: "Неправильно изображена моя свадьба и пир после свадьбы. Развести розно", то есть сделать из одной иллюстрации две.
Одна из этих книг лицевого свода (ЛИЦЕВОЙ СВОД крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси, который создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568 1576 гг. Он содержал изложение всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г прим. И.С.) была найдена на Урале, в Злотоустье, и куплена Забелиным в конце XIX века за 3,500 тысячи рублей сумасшедшие деньги по тем временам.
Некоторые другие книги, которые хранятся здесь, у нас, например, первая печатная книга "Апостол" тоже была в библиотеке Ивана Грозного, поскольку на ее переплете оттиснут его портрет и на одной из страниц написано, что книга принадлежала царевичу Ивану, скорей всего тому самому царевичу Ивану, которого убил Иван Грозный.
У нас есть интересные книги для любого русского человека. Например, молитвенник Сергия Радонежского. Абсолютно достоверно, что это его молитвенник, и даже на одной из страниц молитвенника написано, что он принадлежал Сергию Радонежскому. Он у нас демонстрируется в нашей постоянной экспозиции, и это настоящая святыня. И вообще, коллекция наших книг в Историческом музее от рукописных, старопечатных до новых книг очень и очень большая.
Недавно в Новгороде Великом была найдена целая библиотека из берестяных грамот. Там же нашли настоящую книгу из нескольких страниц, на которой переписаны священные библейские тексты, выцарапанные на воске. Эти тексты удалось восстановить, и эта совершенно удивительная находка демонстрировалась в нашем музее, а сейчас ее можно увидеть в музее Новгорода Великого.
Неужели все это богатство, все многочисленные книги, накопленное за долгие годы работы музея, хранятся в нем до сих пор?
Мы отдали часть своей библиотеки, очень большую, выделив ее из основного хранения, и на основе этой части возникла знаменитая Московская историческая библиотека. Так что мы не крохоборы, которые сидят на книжных сокровищах и под себя гребут, наслаждаются ими, заперев все двери и окна. Мы пользуемся ими в научных целях и простым читателям выдаем.
Вы много говорите о священных православных книгах, которые испокон веков были важны и ценны для русского человека. А что значит Православие для вас и какое место оно занимает в вашей жизни?
У меня сын священник. У него особая судьба. Я хотел сделать из него физика и послал учиться на физический факультет МГУ им. Ломоносова. Когда он закончил учебу, то пришел домой и положил передо мной диплом со словами: "Вот тебе диплом; а я теперь буду делать то, к чему лежит мое сердце". И он поступил в Свято-Тихоновский университет, закончил его, стал деканом одного из факультетов и служит в одной из московских церквей. Так что я окружен со всех сторон и священством, и священными книгами. Но у меня к священным книгам отношение такое: я практически их не читаю, за исключением Библии. Библию, Евангелие я читаю с удовольствием. Цитаты оттуда всегда стараюсь употреблять в выступлениях; но специально читать святоотеческую литературу я не могу, у меня просто не хватает на это времени. Я читаю художественную литературу сейчас достаточно мало, в основном мемуарную литературу, так как научная литература занимает у меня очень и очень много времени.
Покупаете ли православную литературу?
Когда я вижу в магазине или на вернисаже в Измайлово старинные книги религиозного содержания (либо это Евангелие, либо отдельные издания житийного характера), если эта книга меня интересует, я обязательно ее покупаю. И отдаю сыну, естественно.
Недавно купил роскошное, огромное по величине, в кожаном переплете издание Четьи Минеи конца XIX века. А однажды, когда был в Нижнем Новгороде, зашел в антикварный магазин и увидел там огромное количество связанной со старообрядчеством литературы. У нас на нее смотрят как на специфическую литературу, но я, как человек музейный, смотрю на нее с точки зрения истории. Конечно, я купил там 5 книг, истратил все свои несчастные командировочные деньги, но я привез их и отдал в наш отдел рукописной книги. Все эти памятники старообрядчества, хотя они и XIX века, имеют очень большое значение.
Какой, на ваш взгляд, должна быть современная православная книга?
Я думаю, что священные книги, которые сейчас продаются буквально во всех лавках, должны иметь не какое-то специфично-церковное содержание, но должны быть и по своему языку, и по своим понятиям, и по изложению сюжетов все-таки ближе к нашему нынешнему читателю. Почему? Мы уже говорили, что общая культура чтения в России, к сожалению, понизилась. И для того, чтобы как-то втянуть в этот процесс нашего теряемого на глазах читателя, не только наши современные писатели, которые создают художественную литературу, но и наши церковные деятели должны думать о том, чтобы и язык, и сюжеты, которые они излагают в книгах религиозного содержания, были доступны и интересны. Ведь жизнь, житие любого святого можно рассказать, сухо перечисляя факты, а можно рассказать настоящим русским языком, связав с историей. Тот же Сергий Радонежский обязательно должен быть связан с историей. Это не просто жизнь монаха в келье, ведь он и с князьями общался, и с воинами, и строительством занимался. Это не был человек, как говорят о монахах, "не от мира сего". Он мир этот старался улучшить и словом, и делами своими. Поэтому на литературе духовной, я подчеркиваю, не чисто церковной, на которой происходят все церковные службы, но на духовной, лежит следующая задача: она должна стать новой освежающей рекой для мозгов нынешних, недостаточно наученных молодых людей...
Сейчас мы хотим переиздать балладу Дмитрия Кедрина о двух русских зодчих Постнике и Барме, которые построили прекрасный храм Василия Блаженного на Красной площади. Это трагическая история, изложенная в романтическом стиле. А мы хотим издать эту прекрасную балладу и предпослать ей чисто исторический комментарий, как все было на самом деле. В балладе царь Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить храм лучше "Василия Блаженного". И когда они ответили ему: сможем, то царь приказал их ослепить, чтоб не было храма красивее "Василия Блаженного". Конечно, это чисто народная легенда, и мы хотим изложить ее с точки зрения истории.
Все литературное, все духовное перекликается с глубиной исторического познания. Российская история насчитывает более 1200 лет, и за это время было много всякого: и хорошего, и плохого. И самое главное для нас то, мы никогда, ни от чего не должны отказываться. Да, это наша история: и воины, и XX век, и попытки построения коммунизма и социализма это все наша история. Мы должны это знать, мы должны как-то к этому относиться, а чтобы к этому относиться справедливо и нормально, хотя у каждого есть своя точка зрения на исторические события, мы должны знать, в первую очередь, настоящие исторические источники, а не надуманные теории разных авторов, которые пытаются поставить себя над всеми и присвоить только себе право говорить истину...
Ваши пожелания нашему интернет-порталу?
То море литературы, которое сейчас выходит, слишком обширно и, может быть, рассчитано буквально на все вкусы. Поэтому замечательно, что интернет-портал "Православная книга России" выделил из этого моря речку духовной литературы, направленную на пропаганду чего-то хорошего, включающую в себя рассказы о русской духовности и русской душе. Помогай вам Бог!
Источник: Православная книга России