Фильм "Восхождение" кажется мне абсолютно прозрачным, ясным. Только смотри, слушай, сочувствуй, сопереживай. Невозможно остаться равнодушным к тому, что происходит на экране. Невозможно не пытаться примерить на себя: а что было бы, если бы ты жил в то время, как повел бы себя, хватило бы сил?.. Нельзя не видеть явные параллели с Евангелием, "вечные вопросы" и противопоставления: честь бесчестие, верность предательство, проявление в человеке внутренней силы духа (что это за непостижимая вещь? откуда она берется?) и упоение грубым насилием.
Тем более неожиданным и удивительным было для меня то обсуждение, которое состоялось после просмотра картины в православном киноклубе. Сначала возникла пауза, в течение нескольких минут никто не осмеливался взять слово. И эта пауза казалась понятной: не будут ли любые слова пустыми после увиденного? Надо бы подумать, усвоить, привести в порядок потревоженные чувства, ведь только что мы стали свидетелями чего-то большого и настоящего...
Но вскоре, как говорится, разговор завязался. Надо отметить, что в зале Духовно-просветительского центра при Покровском храме собрались достаточно интересные молодые люди неравнодушные, образованные, активные, ищущие (о чем говорит хотя бы тот факт, что вечер пятницы они провели на мероприятии Православного молодежного общества, за просмотром явно некоммерческого фильма). Но надо было видеть, с какой легкостью некоторые из них разбирали коллизии фильма ("чужую беду руками разведу"), с какой уверенностью рассуждали о том, что надо и чего не надо было делать героям (как будто такие честные и глубокие авторы, как писатель Василь Быков и режиссер Лариса Шепитько "чего-то не додумали").
О Сотникове рассуждали почти с высокомерием: куда полез? Его, ничтоже сумняшеся, обвиняли: "Он не выполнил поставленную задачу, из-за него погибло несколько людей". В адрес схваченных, переживших допросы, пытки, ожидающих казни людей (среди них, напомню, истекающий кровью человек, на груди которого выжжено клеймо, старик и маленькая девочка, к которым, можно не сомневаться, были применены не менее бесчеловечные методы допросов) летят слова: "Меня удивляет, что никто ничего не делал. Их ведут на казнь, а они молчат. Надо было бороться, царапаться, кусаться хотя бы...". Было даже высказано мнение о том, что подлинный герой произведения не Сотников, а Рыбак, он более понятен и с него следует брать пример...
При произнесении подобных пассажей хотелось зажмуриться, закрыть руками уши и закричать: "Вы что, шутите?!". Что это юношеская самоуверенность, которой принято умиляться? Желание выделиться "из толпы", спровоцировать? Отсутствие жизненного опыта (да и откуда ему взяться-то, если не замечаешь ничего, кроме собственного "я")? Какие чудовищные изменения происходят с человеческой душой, если современные, самые что ни на есть благополучные с виду, молодые люди готовы брать пример с предателя и оправдывать его?
Поскольку подобные мнения высказывал не один, а несколько зрителей, в итоге сложилась достаточно четкая мозаика, выявились некоторые причинно-следственные связи. Современный мир упорно предлагает юным свой идеал для подражания это глянцевый бескомпромиссный "человек действия", ценящий лишь "умение добиваться своего". Тот, кто не вписался в систему неудачник, он "сам виноват" в своих проблемах. В результате сегодняшние молодые люди не умеют и не хотят понимать другого человека они хотят им управлять (на уровне профессиональной деятельности) и пользоваться (в сфере личной жизни).
И не знаешь: это вполне сформировавшееся "поколение NEXT" обвинять в бездушии или жалеть? Немудреная "философия действия", наслаждения жизнью во что бы то ни стало везде, во всем вокруг них с пеленок: невыключающийся телевизор, система образования без воспитания, семья без любви и ответственности...
В послереволюционной Москве, вплоть до конца 1940-х годов, служил пожилой и мудрый батюшка протоиерей Александр Воскресенский. Однажды маленькая внучка спросила его: каким будет мир перед концом света? Священник задумался и ответил: "Деточка, тогда во всем будет одна сплошная ложь".
И еще одно отступление, то, что пришло на память. Судьба автора повести "Сотников" складывалась непросто. Василя Быкова долгое время отказывались публиковать, в 1960-е годы в прессе была устроена настоящая травля: его обвиняли в очернительстве советского строя, воинов-героев. А все дело в том, что в произведениях этого белорусского писателя-фронтовика героизм какой-то непарадный. Можно сказать, он тихий и трудный: автор просто следит, как происходит некий перелом в душе, который позволяет человеку оставаться человеком в обстоятельствах бесчеловечных.
К чему я все это говорю? Главное в этом фильме на самом деле то, что Господь вложил в душу каждого человека свидетельство о Себе, Свой закон совесть. Голос Его голос совести звучит в человеке независимо от того, хочет ли он его услышать, знает ли вообще о существовании Божием. И если человеку с детства внушать, что белое это черное, если доброе осмеивается, а злое превозносится, то, когда он вырастет, разобраться, что же происходит на самом деле, ему будет сложно, но с Божией помощью не невозможно. Нужно только быть честным с самим собой. И очень важно, что Православное общество, киноклуб "Восхождение" дают молодым возможность открытого, доброжелательного и главное честного разговора.
Источник: Православие и современность