ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О целях и ценностях

Выступление на IX Международном симпозиуме "Диалог мировоззрений: общественные инициативы и движения" (Нижний Новгород, 14-15 июня 2007 г.)

Игумен Петр (Пиголь) :: 20 июня 2007

Господь сотворил человека с потребностью богообщения, сотворил именно для того, чтобы человек искал Бога и смог ощутить, насколько близок Бог к каждому из нас. Господь не далеко от каждого из нас, и Он откликается на всякое наше движение к Нему.

Так проповедовал апостол Павел в афинском ареопаге ученым философам, людям, обремененным языческим мудрованием, которые, однако, воздвигали храмы не только своим идолам – на одном из жертвенников они написали: "Неведомому Богу". Апостол объяснил афинянам, что они решили так сделать, повинуясь своему внутреннему душевному чувству и гласу совести, потому что Господь, Творец неба и земли, создавший весь род человеческий от одной четы, от единой крови, живет не в рукотворных предметах и храмах, а благодатно присутствует в душах и сердцах народа Божия – повинующихся Ему, смиряющихся пред Ним и приносящих Ему покаяние (см.: Деян. 17, 23-34).

Но вера в личного и личностного Бога, Подателя земных благ, далась афинянам (как, видимо, в большинстве случаев дается всем людям) гораздо легче, чем вера в спасение души, жизнь будущего века и загробное воздаяние. Услышав от апостола о всеобщем воскресении и Страшном суде Христовом, мало кто из присутствующих поверил в это и продолжил его слушать.

Понятно, почему так произошло и продолжается до сего дня. Сложные для рассудочного понимания догматы веры постепенно раскрываются чистому сердцу, искренне обратившемуся к вере, и уму, смиренному перед Богом, по мере вхождения человека в Церковь, участия в Церковных Таинствах, очищения от грехов, чтения и изучения Священного Писания и творений святых отцов.

Критерий веры человека – его воцерковление. Благодаря тому, что Церковь, как Богочеловеческий организм, имеет своей главою Христа и постоянному присутствию в ней Святого Духа, она становится прообразом Царствия Божия на земле. Самое существенное ее назначение – через жизнь по закону евангельскому приводить людей к Богу, к благодатному единству с Ним на земле и в блаженной вечности как к высшему и конечному сокровищу, реализации смысла жизни, цели сотворения человека.

Догматы веры – Троичность и Единство Божества, Богочеловечество Христа, воскресение мертвых, жизнь будущего века, – представляющиеся не верующим, не церковным людям чем-то безжизненно-схоластическим, абстрактным, предметом исключительно богословских рассуждений, на самом деле решающим образом воздействуют на формирование мировоззрения человека, понимание им смысла его земной жизни и цели бытия. Это дает человеку правильную ориентацию в мире, стремление к истинным ценностям, на основе которого формируется нравственное сознание общества, обычаи, привычки, строится государственно-политическая и экономическая жизнь, созидается вся человеческая культура. Правильное мировоззрение заставляет человека жить не по своим взглядам, не по пониманию падшего, помраченного грехом разума, а по истинному разуму, единственно истинному взгляду на мир – замыслу Творца, по правде Божией, по Его святой воле. Делать то, что хочет Господь. "Уже не я живу, но живет во мне Христос" – характеризует такую жизнь апостол (Галл. 2, 20).

Критерий истины, мерило жизни в Боге человек находит в слове Божием, Божественном Откровении, в заповедях Священного Писания и Священного Предания, которыми он постоянно поверяет себя и которые понуждает себя исполнять. "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную", – говорит Христос (Ин. 5, 39).

В Нагорной проповеди Он дал нам важнейшую заповедь: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20). "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6, 21).

В этой заповеди раскрывается суть двух пониманий цели и смысла человеческой жизни, определяются две системы жизненных ценностей, два мировоззрения и образа жизни, связанных в ними, два типа культуры, нацеленных на культивирование, возделывание двух типов сокровищ, о которых говорится в Евангелии, – доброго и злого, получения плодов добрых или худых. Это одновременно и указание на два пути, открытых человеку: путь жизни и путь смерти.

Один из этих двух типов культуры называют эвдемоническим (от греческого слова, означающего счастье как субъективное, автономическое довольство и земное благоденствие), второй – сотериологическим (от греческих слов Сотир – Спаситель, сотирия – спасение). Великий обличитель западного эвдемонизма и поборник Восточного Православия Константин Леонтьев называл второй тип культуры аскетическим. И называл так не потому, что он выказывает полное пренебрежение ко всему телесному и общественно-земному (внешний строгий аскетизм ведь часто присущ и революционерам, и прочим людям, находящимся в прелести, и в то же время мир, как задатки страстей, можно постоянно носить в себе, даже пребывая в пещере, в нищете и полном одиночестве), а потому, что такой образ жизни связан с постоянным понуждением себя к добродетелям духовным и телесным, со страхом Божием, упованием на Него и молитвенной памяти о Нем (по заповеди: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 5, 15)).

Один из святых нашего времени так охарактеризовал два типа культуры: "У них прогресс, у нас – обожение".

Стремление к земному сокровищу, раю на земле без Бога не обязательно имеет в виду что-либо материальное или чувственное. Таким "злым сокровищем" может стать и исключительное утверждение в гордыне, и услаждение эстетическими поисками в отрыве от Божественной красоты, и утверждение в простой, утилитарной морали, приспособленной лишь для комфортного и бездумного времяпровождения. Даже Церковь Христову падшее человеческое сознание стремиться превратить в земное сокровище – орудие для партийной борьбы, национального превозношения или реализации недалеких политических целей.

Мы существа телесно-душевно-духовные, потому постоянно сталкиваемся с необходимостью решать земные проблемы, но наша задача при этом – прося у Бога вразумления и помощи, не "прикипать" сердцем к материальному, к ближайшим целям, а простираться к небесному, памятуя важную заповедь: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Итак, нам нельзя забывать о приоритетах, вектор наших устремлений должен быть повернут к небесному, что будет залогом и нашего безбедного, хотя и временного существования на земле.

Еще раз хочу напомнить, что, по словам апостола Павла, "Господь не далеко от каждого из нас" (Деян. 17, 23), и искренне ищущий истины человек должен только пожелать обратиться к Нему за вразумлением, и просить неотступно. От нас зависит только количество, а качество – у Бога, как говорят многие святые отцы. Прислушаться к себе, внять голосу своей совести, боли и тоске своей души доступно не только тому, кто, как говорил Леонтьев, "подкуплен сердцем в пользу сурового, не либерального, старого Православия но и атеисту, и католику, и мусульманину, и даже образованному китайцу". И это внутреннее чувство может вывести человека на верный путь, путь жизнь. Далее мировоззрение, также как и связанное с ним знание основ христианского вероучения, будет формироваться по мере воцерковления человека, и это позволит ему сделать свой окончательный выбор – аксиологический, нравственный и цивилизационный.?

Источник: Prokimen.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама