ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Максим Дормидонтович Михайлов: диакон и знаменитый бас

Юлия Лавданская :: 21 июня 2007

Россия издавна славилась могучими басами – мы знаем Осипа Петрова, первого исполнителя партии Сусанина, Фёдора Шаляпина, династию Пироговых... М.Д.Михайлов стал их преемником в советское время. Судьба его сложилась странно, неоднозначно и недостаточно ещё изучена. Сведений о нём крайне мало: советская пресса сознательно умалчивает о церковном прошлом певца, а в церкви его имя звучит как имя отступника. И всё же, творчество Михайлова питается впечатлениями детства и юности, прожитыми им в дореволюционной России, знанием русской жизни и веры "изнутри". Без своего опыта жизни в Церкви он не стал бы тем певцом Михайловым, которого мы знаем.

Максим Дормидонтович Михайлов. Фото: www.rian.ru

Интересно, что, хотя М.Михайлов родился на двадцать с лишним лет позже Ф.Шаляпина, детство их во многом сложилось похоже. Оба родились в бедных семьях в Казанской губернии и были вынуждены уйти из дома на заработки. ( Михайлов работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани.) Оба начинали петь в церковном хоре. "Один из моих соседей по ночлежному дому, – рассказывал Максим Дормидонтович, – посоветовал обратиться к Мореву, руководителю большого церковного хора. Морев внимательно прослушал меня и голос ему понравился, но, узнав, что мне негде жить, отказался принять в хор, рекомендовав обратиться в Сретенский монастырь. В тот же день я направился в монастырь, где был прослушан и принят в церковный хор". Вскоре певец поступил на пастырские курсы, а затем – в Казанское музыкальное училище. В Казани во время гастролей московской оперной труппы Михайлов впервые услышал Ф.И. Шаляпина в партии Ивана Сусанина. Это исполнение потрясло его и осталось в памяти как самое сильное художественное впечатление.

Здесь надо упомянуть о том, что Шаляпин известен как реформатор образа Сусанина в опере Глинки. Прежде Сусанин на сцене Мариинского театра подавался в обобщённо-пейзанском, декоративном стиле. "Костюм этого крепкого северного русского мужика, (вспоминает Фёдор Иванович), принесённый мне заведующим гардеробом, представлял собою нечто, похожее на костюм для бала. Вместо лаптей принесли красные сафьяновые сапоги. Когда я сказал гардеробщику: – Не полагалось бы, батюшка мой, Сусанина играть в таком костюме; это ведь неправда, – заведующий гардеробом посмотрел на меня, как на человека, упавшего с луны, и заявил: – Наш директор терпеть не может все эти русские представления. О лаптях и не помышляйте." (Ф.Шаляпин. "Маска и душа")

Много усилий потратил Фёдор Иванович, но его Сусанин вышел на сцену в мужицком армяке и в лаптях. Для певца это представлялось крайне важным, потому что основным его принципом стал реалистический образ-характер персонажа, во всей полноте своего жизненного содержания, во всей правде своего внутреннего и внешнего облика. Героический пафос, пронизывающий искусство того времени, соединяется в творчестве Шаляпина с пристальным вниманием к духовной жизни человека, с гениальным даром психологического анализа, умением раскрывать тайники человеческой души, передавать тончайшие оттенки движения чувств и мыслей своих героев. (по материалам статьи Е Грошевой,изд."Искусство", Москва, 1957)

В 1914 году Максим Михайлов закончил пастырские курсы и был назначен дьяконом в Уфимский собор, через три года был переведён в Омск, затем – в Казань, а в 1924 году – в Москву, где он служил уже протодьяконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.

Вероятно, уже тогда он ощущал в себе духовный разлад и не удовлетворялся диаконским служением. Его не оставляла мечта о работе в театре. Он посещал все оперные спектакли, изучая репертуар, а также брал уроки вокала у В.В. Осипова. Среди прихожан же своего храма он славился больше как исполнитель Чесноковских "ектений", "Разбойника", "Ныне отпущаеши", то есть, как певец. Интересно, что по силе голоса народ ставил его на третье место после протодьяконов М. Лебедева и М.Холмогорова. "...Мощный густой бас Михайлова, неподражаемый в нижнем регистре, на верхних нотах терял свою силу, что давало основание знатокам дьяконских голосов ставить его "в третьи". (С.А. Шумский. Воспоминания).

В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии – Варяжского гостя в "Садко", Мельника в "Русалке" Даргомыжского, Пимена в "Борисе Годунове", Кончака в "Князе Игоре" и др. Высшим же достижением Михайлова на оперной сцене стал Иван Сусанин. Он был первым исполнителем этой партии на советской сцене в 1939 году. Позже ему выпала честь петь в спектакле "Иван Сусанин" в исторический день 9 мая 1945 года.

Умер Михайлов в 1971 году. Есть сведения, что он был отпет и похоронен церковью в диаконском чине.

Опера Глинки "Жизнь за царя" была написана в 1836 году, когда трагическая тема становится ведущей в русском искусстве, когда зритель чувствовал потребность в героических образах. Либретто было написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года в Мариинском театре в Петербурге.

После революции опера сначала была "забыта", затем подверглась "переосмыслению". Была полностью изгнана монархическая идея, центром сюжета стал личный подвиг Сусанина. Текст был исправлен С. Городецким. Под новым названием "Иван Сусанин" опера была поставлена в Большом театре 21 февраля 1939 года.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама