На минувшей неделе в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно встретил одну из величайших христианских святынь мощи одного из ближайших учеников Христа евангелиста Луки. Поклониться мощам можно будет не только во многих регионах России включая Кузбасс и Алтай, но и на Украине и в Белоруссии. Нет сомнений в том, что к святыне придут миллионы православных, однако далеко не все из них представляют, насколько мощной фигурой даже рядом с другими учениками Иисуса был евангелист Лука
Один из 70-ти. И один из четырех
Об авторе самого полного из четырех Евангелий Луке известно очень немногое. Впрочем, и о других апостолах (учениках) Иисуса Христа история сохранила минимум сведений. Сколько-нибудь систематические сведения об апостолах стал собирать лишь в III веке один из учителей Церкви Ориген. До Оригена этим никто не занимался.
В Житиях святых утверждается, что родом святой Лука был из сирийского города Антиохии крупнейшего города с грекоязычным населением. Не случайно Лука писал на превосходном греческом языке. Полное его имя Лукан латинского происхождения. В качестве косвенного подтверждения римских корней Луки приводится то обстоятельство, что в Риме процветала медицина, а святой Лука был хорошим врачом. Так его называл апостол Павел, с которым Лука совершил множество путешествий, которые описал в "Деяниях апостолов". Во время этих миссионерских путешествий Лука постоянно оказывал апостолу Павлу медицинскую помощь. Профессор Петербургской духовной академии Н. Глубоковский приводит еще один аргумент в пользу медицинских познаний апостола. В тексте Евангелия от Луки виден профессиональный подход проказа и горячка, от которых исцелял Христос, описаны очень точно, с разделением на различные стадии заболевания.
В Житии святых говорится, что святой Лука с юности посвятил себя наукам. Он изучал еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. Услышав в Иерусалиме из уст Христа Его божественное учение, Лука уверовал в Него как в Мессию. А многочисленные знания и таланты он посвятил новому для себя служению.
Святой Лука не входил в число 12-ти ближайших учеников Христа. Он был одним из 70 апостолов, которых Иисус послал по двое проповедовать в тех городах, куда Он намеревался прийти. Они должны были подготовить приход Христа в те, очень часто враждебные, места. Апостолы от 70-ти были наделены духовной мощью, позволяющей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов.
Лука стал очевидцем всех важнейших событий. На его глазах произошло распятие Христа на Голгофе. Одним из первых он увидел Воскресшего Спасителя. Вместе с другим учеником, Клеопой, он встретил воскресшего Христа на дороге в Еммаус. Они долго беседовали, но не узнали Христа. А когда узнали, потеряли из виду.
...Это, по словам известного православного публициста В. Коновалова, одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанных в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый все это так важно для каждого, кто идет к вере...
Затем Лука стал свидетелем Вознесения Иисуса. Лука слушал Богоматерь, общался с первыми учениками Господа 12 апостолами. Был с ними во время Пятидесятницы, когда на них сошел Святой дух, и они обрели способность говорить на незнакомых им прежде языках и проповедовать весть о пришествии Спасителя всем народам. Но главным делом апостола Луки стало создание третьего Евангелия.
Двухтомное Евангелие третьего евангелиста
К тому моменту уже были написаны Евангелия от Марка и от Матфея. Но апостол Лука пишет по-своему уникальный текст. И дело не только в том, что Евангелие от Луки "двухтомное". Третье Евангелие состоит из двух частей собственно Евангелие и "Деяния апостолов", книги, продолжающей историю ранней Церкви. О "Деяниях" мы еще поговорим, а пока отметим, что само Евангелие от Луки содержит множество новых сведений.
Только Лука говорит о Рождестве святого Иоанна Предтечи, только у него подробно описывается последнее евангельское событие Вознесение Иисуса Христа на небо. В Евангелии от Луки ясно выражено сочувствие простым людям, низам и представление о том, что именно они будут первыми в Царстве Божием. В его Евангелии Иисус рождается не в доме, как у Матфея, а в яслях для скота. Его рождение приветствуют не маги с дорогими дарами, а простые пастухи. В заповедях блаженства сказано, что блаженны будут нищие и жаждущие. Но, может быть, ценнее всего то, что в созданных Лукой "Деяниях апостолов" описывается тот момент, когда в умах апостолов происходит настоящий переворот, и они вдруг понимают, что Христос пришел спасти не только "овец Израилевых", но и все человечество. Именно святой Лука объяснил, почему христианская Церковь вселенская.
Лука использовал многое из Евангелия от Марка, но добавляет свой собственный материал. Как и Матфей, Лука рассказывает о младенчестве Иисуса, но Матфей рассказывает историю рождения и младенчества Христа с точки зрения Иосифа, отца, растившего
Иисуса, а Лука видит свой начальный рассказ глазами Марии, матери Иисуса. Это еще раз подтверждает тот факт, что Лука знал Марию лично и много сведений узнал от нее.
Тут следует ответить скептикам, которые указывают на то, что в Евангелиях есть несоответствия, и будто это подрывает веру в их достоверность. Но авторы Евангелий не пытались создать хронологию жизни Иисуса. Они не видели ничего зазорного в том, чтобы изменить исторический факт ради придания ему духовного наполнения. Например, в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки тайная вечеря Иисуса с учениками была пасхальным ужином, которым израильтяне отмечали последний прием пищи перед бегством из Египта. В Евангелии от Иоанна тайная вечеря происходит на день раньше. Откуда это расхождение? В первых трех Евангелиях тайная вечеря изображена как пасхальный ужин, на котором традиционные хлеб и вино стали телом и кровью Иисуса. Иоанн же рассматривает Иисуса как агнца, который должен быть съеден на праздник Пасхи, и поэтому он делает так, что Иисус умирает именно в то время, когда отдавали на заклание пасхального агнца, изменяя, таким образом, день события. Евангелисты придавали пище символическое значение. Они не обращали внимание на то, в какой день была вечеря. В каждом Евангелии показаны разные стороны личности Иисуса, как и то, что Он значит для нас. Истина исторической детали здесь менее важна, чем полная истина, которой учат Евангелия.
Что нам оставили евангелисты?
В чем для нас значение евангелистов, и в их числе Луки? Кто-то скажет, что евангелисты донесли до нас историю жизни Иисуса, Его учение. И будут не правы. Вообще, что оставил Христос после Своего Вознесения. Протестанты скажут, что Христос после Себя оставил Библию. Православные скажут, что через Евангелия Иисус оставил нам Самого Себя.
Сегодня очень трудно объяснить, почему христиане отобрали именно те 27 книг, ставшие Новым Заветом. Да, были два века дискуссий между лидерами Церкви, но проблему решили вовсе не епископы. В конце концов, они только утвердили то решение, к которому постепенно уже пришла Церковь в целом.
В начале 200-х годов теолог Ориген провел опрос, желая выяснить, какие христианские писания используют различные церкви. В первый и во второй списки обще-принятых христианских писаний вошли как раз те книги, которые и составляют сегодня Новый Завет. В третий список, который повсеместно считали "ненадежным", вошли писания, не попавшие в Новый Завет. Это Евангелие от Фомы, Евангелие египтян, Евангелие от Матфея. В 367 году 70-летний епископ Афанасий в своем Пасхальном послании впервые перечисляет все привычные нам сегодня книги Нового Завета от Евангелия от Матфея до Откровения Иоанна. Афанасий впервые называет совокупность этих книг Священным Писанием и выражает не только личное мнение, но и господ-ствующую позицию Церкви. Через 30 лет этот перечень книг Нового Завета был утвержден на Карфагенском соборе.
Следует заметить, что в Новый Завет не вошли многие из книг, которые заслуживали уважения и почитания. Среди них "Пастырь" Гермы, Послание Варнавы, Апокалипсис Петра. Однако таково было решение Церкви. Но это вовсе не значит, что источник вероучения всего один Писание. Протестанты уверяют, что почитаемые церковными людьми творения святых отцов, деяния Соборов, свидетельства церковной истории ничего не значат. Есть только Библия. "Православные же убеждены, пишет диакон Андрей Кураев, что в Евангелие вошло не все то, что Христос сообщил людям. Есть Священное Предание, есть устные церковные предания. Как к ним относиться?"
Тут очень важно понимать, что Христос не воспринимал Себя как просто Учителя, который завещает людям некое "Учение", которое нужно нести по миру сквозь века. Андрей Кураев замечает, что Иисус "не столько "учит", сколько "спасает". Все, что есть нового в учении Христа, связано лишь с тайной Его собственного Бытия. Единый Бог уже был проповедан ветхозаветными пророками. В нравственной проповеди Христа практически к любому положению можно указать "параллельные места" из Ветхого Завета. Иисус придает им большую афористичность, сопровождает удивительными примерами и притчами, но в Его нравственном учении нет ничего такого, что не содержалось бы в книгах Ветхого Завета.
"Если мы внимательно прочитаем Евангелие, пишет Андрей Кураев, то увидим, что главным предметом проповеди Христа являются не призывы к милосердию, к любви или покаянию. Главным предметом проповеди Христа является Он Сам: "Я есмь путь и истина и жизнь", "веруйте в Бога, и в Меня веруйте", "Я свет миру", "Я есмь хлеб жизни", "никто не приходит ко Отцу, как только через Меня", "исследуйте писания... они свидетельствуют обо Мне".
Посмотрите, какое место из древних писаний избирает Христос для проповеди в синагоге? Не пророческие призывы к любви и чистоте. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим".
Никакой учитель прежде не притязал столь всецело на власть над душами и судьбами своих учеников. "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". "Для оправдания на Суде, говорит диакон А. Кураев, будет требоваться не только внутреннее, но и внешнее, публичное обращение к Иисусу. Без зримости этой связи спасение невозможно. "Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным".
Да, исповедание Иисуса перед людьми может быть опасно. И опасно отнюдь не за проповедь покаяния или любви, а за проповедь о Самом Христе. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня". "И поведут вас к царям и правителям за Меня. "И будете ненавидимы всеми за имя Мое". Христос очень ясно указывает, что именно в этом и состоит то новое, что он принес: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите". Важнейшая заповедь Христа, которую Он сам назвал "новой", тоже говорит о Нем Самом: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас". А Он возлюбил, как мы знаем, до Креста.
Все мы знаем, что отличительный признак христианина любовь не только к тем, кто любит его (ибо "не так же ли поступают язычники?"), но любовь к врагам. Но разве возможно это для человека? "Если заповедь о любви к врагам невместима нам, зачем Христос дает ее нам? спрашивает о. Андрей Кураев. Ведь нарушитель одной заповеди становится нарушителем всего закона... Как же мне ее исполнять, найду ли я в себе силы... Нет. Но "человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Евангелие от Матфея). "Пребудьте в любви Моей... Пребудьте во Мне, и Я в вас".
Зная, что любить врагов человеческими силами невозможно, Спаситель соединяет с Собою верных, чтобы в людях открылась и действовала Его любовь. Ибо "Бог есть Любовь". Исполнить заповеди Христа немыслимо вне участия в Его Тайне.
Ученики Христа апостолы не пересказывали "учение Иисуса". Выйдя на проповедь они не говорили: "Как нас наставлял Учитель". Вообще, о жизни Христа апостолы говорили очень скупо. Апостолы говорят об одном: ОН умер за наши грехи и воскрес, и в Его Воскресении надежда нашей жизни. Христиане веруют не в христианство, а в Христа. С древних времен до Литургии, доныне совершающейся в православных храмах, благодарение воссылается не за мудрость проповеди, а за Крестную Жертву Сына Божия.
Прежде всего об этом говорят нам и апостолы, и среди них Святой евангелист Лука.
Писатель и иконописец
Лука, видимо, был, что называется, писателем от Бога. Особенно ярко его талант проявился в "Деяниях апостолов". Тому, кто полагает, будто книги Нового Завета это набор неких нравоучений, советуем прочитать "Деяния". Это увлекательное, как говорят сегодня, "сюжетное" чтение. В них есть и скитания, и погони, и кораблекрушения. И риск, и опасности, и изворотливость героев.
После мученической кончины своего спутника по многочисленным путешествиям апостола Павла Лука прошел с проповедью Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и греческую область Ахию. Проповедовал Лука и в Ливии, и в Верхнем Египте, а затем снова вернулся в греческие земли.
И все-таки апостола Луку особо чтут на Руси из-за его другого дара. Лука стал основателем иконописи, без которой немыслимо Православие. Первый образ Пресвятой Богородицы евангелист Лука написал на доске от стола, за которым трапезничали сам Спаситель, Дева Мария и праведный Иосиф Обручник. Лука красками изобразил Богоматерь с Иисусом на руках. Затем Лука написал иные иконы Божией Матери и принес их на Ее благословение. "Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: "Благодать Родившегося от меня и Моя милость с сиими иконами да будет".
Эта икона в XII веке стала сокровищем Русской Церкви. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг подарил ее Юрию Долгорукому. Святыню поставили в Девичьем монастыре Вышгорода. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. Тогда она и стала называться "Владимирской". В 1395 году икону впервые привезли в Москву. Шесть раз Владимирский образ спасал Русь от грозных нашествий. В последние годы икона хранится в Свято-Никольском храме при Третьяковской галерее. В особо торжественных случаях икона переносится в Успенский собор Кремля. В самом Владимире находится список, сделанный с нее Петром, будущим святителем Московским.
Еще во Владимире икона прославилась множеством чудотворений, однако празднование в ее честь установлено в память о троекратном избавлении Москвы от татаро-монгольских орд. Первый раз это были войска Тамерлана, подошедшего со стороны Рязани (конец XIV века). Пречистая Дева явилась ему во сне в окружении ангелов с огненными мечами (как раз в то время Владимирская икона прибыла в Москву), и Тамерлан ушел из московских пределов.
В память об этом событии было установлено празднование иконе 26 августа (8 сентября по новому стилю). 23 июня (6 июля) вспоминается избавление, наконец, третье празднование (21 мая 3 июня) установлено в связи с внезапным отступлением в 1521 году от столицы России хана Махмет-Гирея и его войска, состоявшего из ногайских, крымских и казанских татар. Не случайно перед Владимирской иконой Божией Матери молятся об избавлении от вторжения иноземцев.
К молитве перед Владимирской иконой прибегали московские святители Иов и Ермоген, когда столице угрожало нашествие польско-литовских войск. Перед этой иконой совершалось избрание русских митрополитов, а потом и патриархов.
Другая икона, написанная Лукой, "Черная Мадонна" Ченстоховская, главная святыня Польши. Каждый год около 4,5 миллиона верующих приезжают в монастырь Ясна-Гура, чтобы поклониться святыне. По преданию, она была написана на одной из досок дома в Назарете, где жило Святое семейство. Икона в древности находилась на Руси и лишь позднее, после одного из военных набегов поляков, была вывезена в Польшу.
Федоровская икона, тоже кисти апостола Луки, являлась молельным образом великого князя Александра Невского. В 1613 году, в память о том, что ею был благословлен на царство Михаил Романов, Федоровская икона стала считаться символом прекращения смутного времени и покровительницей дома Романовых.
В православии никогда не забывали о том, что первые иконы написал апостол Лука. В день празднования Владимирской иконы Божией Матери в первой песне канона говорится: "Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих". В первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: "...но и нас, земных, не уставала еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную".
Придите к врачу возлюбленному
Святому Луке часто молятся об избавлении от болезней, особенно при болезни глаз. Образование врача он получил еще в юности. Позднее, как святой апостол, Лука был наделен и божественной силой исцелять людей. Особенно это его искусство пригодилось, когда он стал неизменным спутником апостола Павла.
Павел тяжело болел, римляне подолгу держали его в тюрьме, жестоко пытали. А святой Лука облегчал страдания своего великого наставника. Именно тогда Павел назвал Луку врачом возлюбленным.
Святой Лука и впоследствии исцелял недуги множества людей. Примечательно, что после его мученической смерти (в возрасте более 60 лет он был повешен язычниками на оливковом дереве) о местонахождении его могилы стало известно по тем исцелениям, которые там совершались.
...Кстати, именно с апостолом Лукой, скорее всего, связано возникновение традиции разделения святых мощей. В житии апостола говорится, что, следуя из Антиохии, святой Лука хотел забрать с собой покоившиеся в Севастии мощи Иоанна Предтечи. Однако местные христиане упросили его не лишать их святыни. Тогда святой Лука взял лишь десницу Иоанна. Ту самую, которая крестила Иисуса Христа.
Год назад эта святыня побывала во многих городах России, Украины и Белоруссии. В Киеве, где принесение десницы совпало с принесением частицы Животворящего Креста Господня, произошло истинное чудо здесь прозрела слепая четырехлетняя девочка. Побывала десница Иоанна Крестителя и в Сибири, в Новосибирске. Тогда поклониться ей пришли десятки тысяч православных. Теперь в Сибирь прибудут мощи самого апостола Луки.
Еще одно путешествие Луки
Как мы уже сказали, 9 июня мощи апостола Луки прибыли в Москву. В телевизионных репортажах можно было видеть, с каким трепетом их отправляли из Греции. В греческом аэропорту к святыне стремились приложиться сотни верующих. В самолете разрешения приложиться к святыне испросил уже российский экипаж. Позже летчики рассказывали, что после этого в небесах разом исчезли все тучи и облака, и дальнейший путь проходил будто бы "на Божьем дыхании".
В московском храме Христа Спасителя святыню встречал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и более 40 иерархов Русской Православной Церкви. В столице мощи находились до 17 июня, а затем пять дней их принимал Санкт-Петербург. С 22 по 27 июня святыню примет "мать городов русских" Киев, оттуда на два дня она отправится в Запорожье. А после мощам предстоит длительный перелет. 28 июля мощи апостола отправятся специальным самолетом из Запорожья в Красноярск. Здесь они пробудут до 1 июля. А 1 июля святыню примет Кемерово. С 3 по 5 июля мощам будут поклоняться православные Барнаула. Из Барнаула снова самолетом мощи будут перенесены в Волгоград, затем в Элисту. Из Элисты святыня 8 июля прибудет в Минск. И наконец, 12 июля мощи апостола Луки после долгого путешествия возвратятся в Грецию, на Афон, в Свято-Пантелеймонов монастырь.
Можно не сомневаться в том, что за это долгое путешествие поклониться мощам святого Луки придут миллионы верующих. Многие придут в надежде получить исцеление, но многие придут за духовной пищей. Как сказал один из иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (именно он возглавил делегацию, которая доставила в Россию мощи святого Луки): "Почему люди идут к святыням? Потому что им нужна не только материальная, но и духовная пища. Мы хотим укрепить свою веру, стать лучше, добрее".
В Православии каждый храм заложен на частице святых мощей. В Православии сложилось совершенно особенное отношение к святым мощам. С мощами святых на Руси связаны множество потрясающих историй. Когда-нибудь "ЧС" обязательно об этом расскажет. А пока заметим, что для всякого верующего человека прикосновение к святым мощам есть прикосновение к святому, который получил Божью благодать и наполнен Духом Святым.
Когда святой представляется перед Богом, рассказывает епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, то остается тело умершего мощи. Самые первые мощи это были мощи мучеников.
Православная церковь установила почитание мощей по трем причинам.
Во-первых, останки святых имеют неотразимое нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и побуждают верующего к подражанию его благочестивым подвигам.
Во-вторых, почитание мощей имеет литургическое значение. Мощи святых являются залогом их участия в молитвах. Вот почему древняя Христова церковь преимущественно совершала причастие на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика.
Третьим основанием служит учение Православной церкви о мощах как носителях благодатных сил. И эта благодать передается людям через святых людей, которые и при жизни творили чудеса, и после смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.
Владыка Михаил рассказал и об истории принесения святых мощей в те или иные страны или регионы. В предыдущие века к святым гробам приходили паломники со всего мира. Шли на Афон, на Святую Землю к Гробу Господню. Многие не доходили, гибли в пути. Поэтому подвижники стали сами приносить святыни в другие города и даже страны.
Именно так уже по давней традиции и происходит сейчас с мощами евангелиста Луки. Будем благодарны за это тем, кто доставил сегодня святыню к нам в Россию, в Сибирь. И по возможности поклонимся тому, кто оставил нам одно из четырех Евангелий и собственный яркий пример служения Богу.
Источник: Честное слово