ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православный десант

22 июня 2007

В 2004 году в Россию вернулась величайшая православная святыня русского народа – Тихвинская икона Божией Матери. В сердце каждого православного тогда расправила слабые ещё крылышки надежда: если святыни возвращаются – значит, Господь не оставил многострадальный русский народ своими милостями, значит, наперекор всем бедам, недругам и силам бесовским мы вернёмся к своим православным истокам, традиционному укладу жизни, на вере настоянному. Об этом сегодня размышляет благочинный Тихвинского округа протоиерей Александр ВАХОВСКИЙ.

– Батюшка, вот вы рассказывали, что когда в советские времена в селе Горка Тихвинского района церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрывали – церковную утварь и иконы на улицу выбрасывали, поджигали. И никто святыни не подобрал, не сохранил до лучших времён. То же было во многих других храмах. Почему?

– Люди боялись, как бы чего не вышло. Ну что вы хотите, если раньше за взятый с общественного поля колосок сажали, а то и расстреливали... Наш народ пережил такие трудные времена, после которых трудно воспрянуть. Только если общая политика государства переменится к Церкви, можно будет надеяться на что-то.

Не зря же большевики, чтобы подмять под себя нашу огромную страну, посылали в деревни так называемых 25-тысячников, которые всё разрушали на корню и заводили новые порядки, обычаи. Так и мы должны делать – засылать в деревни и сёла десант православный, тех, кто не боится труда и жизни в деревенских условиях... Надо ехать, работать, проповедовать и людей поднимать над земной суетой, помогать им жить и молиться, выбираться из трясины бездуховной жизни, в которую мы сами себя загнали.

– Вообще-то не совсем сами. Нас загнали, а мы пошли, не особенно, правда, сопротивляясь.

– Да, всем гуртом – в "светлое будущее".

– Но деды наши почему на это купились? Ладно, те, кто жили в советские времена, не знали многого, а чтобы разобраться, нужно было прийти в храм, воцерковляться – это долгий процесс. Но до революции люди были верующие... как же они обманулись?

– Увы, целый народ, целое государство может подпасть под дух времени, соблазниться. А какой перед революцией был дух? Семинаристы многие были неверующие, издевались над учителями, над Богом, над Евангелием. Тогда им казалось, что всё прогрессивное находится на Западе, а Православие – нечто отсталое, годное только для тёмных бабушек.

Ведь не в одночасье произошло крушение России. Это происходило постепенно. Разрушение умов, душ... Интеллигенция раньше отошла от Православия. А, как говорится, рыба с головы гниёт. Им стали подражать простые люди: "Мол, они люди образованные, умные, поди, знают, что делают". Так мы оторвались от своих корней, от земли, нас стали засасывать города, фабрики, заводы. Человеку, по его падшей природе, легче катиться вниз, чем карабкаться вверх. В этом суть отступления нашего массового.

И ведь что удивительно! Господь всё сделал для нашего спасения – для всего рода человеческого и для России, которую благословил богатствами недр земных, плодородной землёй-кормилицей, природой прекрасной. А все эти мегаполисы – такие мышеловки, не дай Бог! И ведь, казалось бы, здравый рассудок говорит, что надо поближе к земле держаться... Нет, всё равно набиваются в города, живут в суете, ехать в деревню никто не хочет.

– Хотя страх должен скорее в городах присутствовать.

– Мегаполисы – вообще явление апокалиптическое. Ведь люди в больших городах абсолютно зависимые и всё что угодно согласятся поставить куда угодно. И печать антихриста на лоб... Потому что в городе ты полностью зависим. А в деревне – другое дело. Ну что можно сделать с какой-нибудь бабой Глашей, например? С неё же взять нечего. Вот она вырастила на своем участке картошку, лук, морковь... коровку подоила, яблоки собрала... так она худо-бедно и проживёт. А в городе? Магазин закрыли или стали продавать продукты с определённым условием – и что? что ты сделаешь, куда пойдёшь, где еду найдёшь?.. Однако деревни пустуют, превращаясь в некие естественные заповедники.

Вот об этом и надо писать, но без всякой там романтики, что, мол, наша провинция нас спасёт. Кто спасать-то будет, если мы сами из монстров-мегаполисов не вылезем в эту самую провинцию? Не попытаемся наладить жизнь на земле – ничего не будет.

– Почему же люди, родившиеся в дореволюционное время, имеющие православную закваску, не привили детям и внукам веру дома, если уж нельзя было ходить в церкви? На первых христиан тоже были гонения, но они тайно собирались и молились.

– За всю историю человечества не было такого массового и организованного ломания и уничтожения народа, как в России после революции. Слежка была повсеместная. Это было настолько трагическое время, что в наших умах это просто не укладывается. Я читал чьи-то воспоминания, где говорилось: "Вы даже себе не представляете, что значило жить в 30-е годы. Это был какой-то холодно-панический ужас, ты не был уверен – завтра за тобой приедут или сегодня заберут. Люди думали только о том, как бы выжить, меняли фамилии и место жительства. Чтобы уберечь детей, отдавали их родственникам, увозили в потаённые места".

– Осуществляли это несколько тысяч людей. Почему же наш многомиллионный народ, вместо того, чтобы дрожать, не поднялся и не сбросил с себя это иго?

– Всё ведь контролировалось, чтобы не произошло восстания. Не зря же убивали самых умных, пока те не опомнились, самых крепких, с трезвым мышлением – тех, кто мог бы повести за собой. Отсюда и так называемое раскулачивание. Какое раскулачивание? Просто уничтожали и ссылали самых здравомыслящих и работоспособных людей. Недаром большевики опирались на бедноту (которых в деревнях всегда считали лентяями), которой действительно нечего было терять. Так что какая передача традиций, какое воспитание... Страшные, безчеловечные дела творились.

– И какой выход? Как вернуть всё обратно?

– Мы не должны быть слишком оптимистами. Христианство, Православие – единственная религия, которая говорит, что в итоге наша цивилизация закончится крахом. Ведь всё предсказано.

– Да, но через расцвет.

– А быть может, то, что было в 80-90-х годах прошлого века, и был расцвет? Храмы и монастыри открывались и строились новые. Можно стало купить любую церковную литературу, можно печатать, читать, проповедовать. В какой-то мере это и есть расцвет.

– Я думала, расцвет – это когда все люди в Бога поверят и в храмы придут.

– Это в идеале. Но никогда не будет так, чтобы все в одночасье стали верующими. Это в пионерию, в комсомол можно гуртом загнать, по приказу. Верить по приказу не заставишь. И не надо.

– Но есть же пророчество, что Россия воспрянет, и царь православный будет, и объединим мы вокруг себя полмира, и наступит духовное возрождение.

– Надо ещё посмотреть, что за пророки это говорили... А что будет на самом деле – тайна великая. История знает крушения великих империй и исчезновения целых народов. Что касается нас... вернёмся к Богу – будем жить.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама