ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Храм Вознесения в Коломенском и символика шатровых храмов на Руси

Людмила Шестаковская :: 22 июня 2007

Шатровый храм Вознесения в селе Коломенском был воздвигнут на высоком холме над Москвой-рекой в XVI веке, в правление Василия III. В своем торжественном величии и устремлении ввысь храм и поныне поражает зрителя своей строгой красотой, монументальностью, обладая при этом определенной символикой своего времени. О шатровых храмах-символах и значении их в истории Древней Руси хотелось бы поведать читателю.

Символ царской власти

У русского царя Василия III, правившего с 1505 по 1533 гг., наследник появился только после его женитьбы на Елене Глинской. Это был его второй брак, от первого брака детей не было. Рождение долгожданного царевича Ивана IV – столь торжественное и значимое событие – стало фактом не столько личным, сколько политическим, утверждавшим систему престолонаследия, принятую в нарождающемся централизованном государстве.

В честь этого события в 1532 году в царском селе Коломенское был построен шатровый храм Вознесения Господня, как символ возвеличивания царской власти, ее единоначалия. Этого требовали задачи времени: укрепление государства и национального самосознания в постепенном освобождении от татаро-монгольского ига и объединении земель вокруг Москвы, бурный и яркий рост общерусской культуры, развитие торговли и т.д. Вся Западная Европа с изумлением наблюдала, как за ее восточными границами поднималось новое мощное государство – Россия "Яко два Рима падоша (падение Рима и византийского Константинополя), а третий стоит (Москва), четвертому не бывати", – это основная идея, под знаком которой вырастала и развивалась московская патриархальная Русь XVI века. Светских памятников на Руси еще не было, поэтому увенчанный высоким шатром храм Вознесения можно назвать успешным завершением поиска в создании архитектурного образа отечественного храма-монумента.

Архитектурные особенности храма

Храм Вознесения, построенный в царском селе Коломенское, был необычен для современников. Вместо пятиглавого, четырехстолпного молельного храма с рядом стоящей колокольней они увидели большой одностолпный шатровый храм равноценный скульптурному памятнику, почти обелиску.

В плане он имел форму равноконечного креста с толстыми стенами (до 3 м), крайне малую полезную площадь (8,5 кв.м при высоте 40 м) и предназначался только для царской семьи. Однако основные принципы древнерусского строительства здесь сохранялись: храм был поставлен на солидный подклет; по традиции на четверик был водружен восьмерик, на который опирался высокий восьмигранный шатер, заканчивающийся барабаном с плоской главкой с крестом. Кроме того, весь храм был окружен галереей – гульбищем, без которого строительство храмов на Руси не считалось законченным.

Отделка храма килевидными закомарами и кокошниками характерна для русских храмов. Главной особенностью шатровых храмов-монументов была их высота. Поэтому их вертикальную устремленность подчеркивали множеством приемов. В храме Вознесения отсутствуют явные горизонтальные членения, произошло слияние отдельных ярусов и самого шатра, вытянута кверху форма арок гульбища, протяженные пилястры (полуколонны) дополнены узкими уступами по всей высоте и т.д.

Символика шатровых храмов

Следует отметить, что светские памятники, прославлявшие некогда полководцев-победителей Древнего Рима (триумфальные арки, триумфальные колонны, конные памятники и др.), в XV-XVI веках были распространены уже по всей Европе. В России эти преобразования в архитектуре произошли немного позже – в начале XVIII века при Петре I. Поэтому новые шатровые храмы, возникшие, по предположению ученых, почти одновременно в деревянном и в каменном строительстве в середине XVI века в связи с подъемом Московского государства, являли собой еще один символ – символ доблести русских войск и их побед над захватчиками, Так, грандиозный собор Покрова Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного), построенный в честь взятия Казани (последнего оплота Орды), имеет столпообразный храм, поставленный по центру, с высоким шатром-символом этой победы.

Выделяется из этой когорты небольшая церковь Покрова в Медведково, которая была сооружена в усадьбе князя Дмитрия Пожарского, символизируя собой победу над поляками в начале XVII века. Церковь представляла собой одностолпное сооружение с высоким шатром без дополнительных опор, но, сохраняя архаичность, все же имела главки-маковки вокруг шатра и три главки над апсидами (церковь сохранилась).

Предполагается, что в церковное строительство XVI века шатровая конструкция была перенесена от шатровых покрытий древнерусских крепостных башен, равно как и от сторожевых деревянных башен. Стены и башни составляли основную часть защиты города. Крепостная башня над входными городскими воротами, увенчанная не просто шатром, а надвратной шатровой церковью, выражая идею защиты города, становилась одновременно символом военной мощи Московского государства. Подобную роль выполняли и основные башни Московского Кремля с въездными арками, увенчанные высокими шатрами (Спасская, Троицкая, Боровицкая и т. д.).

После смутного времени (1612-1613 гг.) шатер утрачивает героическую символику, превратившись в декоративную форму.

С середины XVII века строительство шатровых храмов было запрещено патриархом Никоном в связи с предписанием о возврате молельным храмам старой архитектуры – пятиглавия.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама