Шатровый храм Вознесения в селе Коломенском был воздвигнут на высоком холме над Москвой-рекой в XVI веке, в правление Василия III. В своем торжественном величии и устремлении ввысь храм и поныне поражает зрителя своей строгой красотой, монументальностью, обладая при этом определенной символикой своего времени. О шатровых храмах-символах и значении их в истории Древней Руси хотелось бы поведать читателю.
Символ царской власти
У русского царя Василия III, правившего с 1505 по 1533 гг., наследник появился только после его женитьбы на Елене Глинской. Это был его второй брак, от первого брака детей не было. Рождение долгожданного царевича Ивана IV столь торжественное и значимое событие стало фактом не столько личным, сколько политическим, утверждавшим систему престолонаследия, принятую в нарождающемся централизованном государстве.
В честь этого события в 1532 году в царском селе Коломенское был построен шатровый храм Вознесения Господня, как символ возвеличивания царской власти, ее единоначалия. Этого требовали задачи времени: укрепление государства и национального самосознания в постепенном освобождении от татаро-монгольского ига и объединении земель вокруг Москвы, бурный и яркий рост общерусской культуры, развитие торговли и т.д. Вся Западная Европа с изумлением наблюдала, как за ее восточными границами поднималось новое мощное государство Россия "Яко два Рима падоша (падение Рима и византийского Константинополя), а третий стоит (Москва), четвертому не бывати", это основная идея, под знаком которой вырастала и развивалась московская патриархальная Русь XVI века. Светских памятников на Руси еще не было, поэтому увенчанный высоким шатром храм Вознесения можно назвать успешным завершением поиска в создании архитектурного образа отечественного храма-монумента.
Архитектурные особенности храма
Храм Вознесения, построенный в царском селе Коломенское, был необычен для современников. Вместо пятиглавого, четырехстолпного молельного храма с рядом стоящей колокольней они увидели большой одностолпный шатровый храм равноценный скульптурному памятнику, почти обелиску.
В плане он имел форму равноконечного креста с толстыми стенами (до 3 м), крайне малую полезную площадь (8,5 кв.м при высоте 40 м) и предназначался только для царской семьи. Однако основные принципы древнерусского строительства здесь сохранялись: храм был поставлен на солидный подклет; по традиции на четверик был водружен восьмерик, на который опирался высокий восьмигранный шатер, заканчивающийся барабаном с плоской главкой с крестом. Кроме того, весь храм был окружен галереей гульбищем, без которого строительство храмов на Руси не считалось законченным.
Отделка храма килевидными закомарами и кокошниками характерна для русских храмов. Главной особенностью шатровых храмов-монументов была их высота. Поэтому их вертикальную устремленность подчеркивали множеством приемов. В храме Вознесения отсутствуют явные горизонтальные членения, произошло слияние отдельных ярусов и самого шатра, вытянута кверху форма арок гульбища, протяженные пилястры (полуколонны) дополнены узкими уступами по всей высоте и т.д.
Символика шатровых храмов
Следует отметить, что светские памятники, прославлявшие некогда полководцев-победителей Древнего Рима (триумфальные арки, триумфальные колонны, конные памятники и др.), в XV-XVI веках были распространены уже по всей Европе. В России эти преобразования в архитектуре произошли немного позже в начале XVIII века при Петре I. Поэтому новые шатровые храмы, возникшие, по предположению ученых, почти одновременно в деревянном и в каменном строительстве в середине XVI века в связи с подъемом Московского государства, являли собой еще один символ символ доблести русских войск и их побед над захватчиками, Так, грандиозный собор Покрова Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного), построенный в честь взятия Казани (последнего оплота Орды), имеет столпообразный храм, поставленный по центру, с высоким шатром-символом этой победы.
Выделяется из этой когорты небольшая церковь Покрова в Медведково, которая была сооружена в усадьбе князя Дмитрия Пожарского, символизируя собой победу над поляками в начале XVII века. Церковь представляла собой одностолпное сооружение с высоким шатром без дополнительных опор, но, сохраняя архаичность, все же имела главки-маковки вокруг шатра и три главки над апсидами (церковь сохранилась).
Предполагается, что в церковное строительство XVI века шатровая конструкция была перенесена от шатровых покрытий древнерусских крепостных башен, равно как и от сторожевых деревянных башен. Стены и башни составляли основную часть защиты города. Крепостная башня над входными городскими воротами, увенчанная не просто шатром, а надвратной шатровой церковью, выражая идею защиты города, становилась одновременно символом военной мощи Московского государства. Подобную роль выполняли и основные башни Московского Кремля с въездными арками, увенчанные высокими шатрами (Спасская, Троицкая, Боровицкая и т. д.).
После смутного времени (1612-1613 гг.) шатер утрачивает героическую символику, превратившись в декоративную форму.
С середины XVII века строительство шатровых храмов было запрещено патриархом Никоном в связи с предписанием о возврате молельным храмам старой архитектуры пятиглавия.
Источник: Квартира, дача, офис