ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О традициях толерантности в Азербайджане

Тамара Гумбатова :: 22 июня 2007

Азербайджан – светское государство, в котором испокон веков живут люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Религия отделена от государства в политическом понимании, но с точки зрения духовного самосознания, просветительства, свободы личности составляет с ним единое целое. Цели государства и традиционных религиозных организаций во многом совпадают. Это значит, что мы можем и должны вместе решать проблемы, стоящие перед нашим государством. Понимание того, что мы все вместе делаем общее дело и работаем на благо нашей Родины, должно быть объединяющим моментом в отношениях между государством и религией. Известно, что в 1993 году, по случаю празднования 50-летия ЮНЕСКО, Ассамблея ООН провозгласила 1995 год Годом толерантности. 16 ноября 1995 года генеральная конференция ЮНЕСКО приняла "Декларацию принципов терпимости". Этот документ на международном уровне провозгласил признание того, что "люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность". В 1996 году Генеральная ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. Вопросы толерантности и взаимоуважения были чрезвычайно актуальны для многонационального и этноконфессионального Азербайджана. Здесь всегда высоко чтили традиции уважения и толерантного отношения к людям самых разных религиозных убеждений и взглядов, считая такой подход крайне важным не только во внутриполитических делах, но и на внешней арене. И сегодня в независимом Азербайджане отсутствует неуважительное отношение представителей одной религии к другой, и люди разных национальностей живут в мире и согласии . И все это в стране, которая уже много лет находится в состоянии войны с Арменией, приведшей к тому, что тысячи граждан Азербайджана стали беженцами на своей же земле. Все это могло бы создать условия для проявления случаев, противоречивших понятию "толерантность". С полной ответственностью можно считать, что фундамент социокультурной и религиозной толерантности, который может служить хорошим примером для многих стран мира, заложил Гейдар Алиев. Это составляет одну из основ, которая помогает сегодня Азербайджану эффективно развиваться и идти вперед. Но нельзя успокаиваться на достигнутом. Как показывает практика, до разрешения проблем в этой сфере еще весьма и весьма далеко. Несмотря на то, что в Азербайджане созданы все условия для деятельности различных религиозных структур и общин, бывают случаи злоупотребления этим. На это указывал председатель Госкомитета по работе с религиозными образованиями Г.Оруджев, сообщая об активном вмешательстве в религиозную ситуацию страны иностранных организаций и миссионеров, а также на негативную деятельность всевозможных отечественных новых религиозных движений, влияющих не меньше, чем зарубежные, на разрушение этнокультурной среды и устоявшиеся межконфессиональные отношения. Внутреннюю толерантность в Азербайджане нельзя рассматривать в отрыве от мировых процессов. До недавнего времени толерантность в Америке являлась высшим достижением цивилизованного демократического общества. Но после того, как рухнули башни-близнецы на Манхэттене, встал вопрос о границах этой терпимости. Изменилась и "политика открытой терпимости" в Великобритании, которая приняла несколько законов, ограничивающих понятие толерантности. Вопрос о предельно допустимой норме толерантности встал во Франции, Германии, России и других странах. С одной стороны, демократическая основа развития общества диктует необходимость межконфессиональной толерантности, с другой стороны, современное общество пришло к порогу социальной нетерпимости. Произошло чрезвычайно сложное соотношение между правовым обеспечением свободы совести (из которой напрямую вытекает веротерпимость) и уровнем терпимости. Это касается в первую очередь новых и неизученных религиозных движений и культов. Здесь возникает очень деликатный вопрос: "Какие из них по условиям национальной и религиозной безопасности требуют ограничения в толерантности? Ведь в большинстве таких религиозных организациях полной информацией об истинных целях и задачах обладают только их руководители. Рядовые же члены общины в большинстве случаев являются лицами, пострадавшими от своей же организации. Поиск оптимальной меры согласия и диапазона толерантности становится одной из ключевых задач общества и государства, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности, и для властных структур, и для общества в целом. Государство просто законодательно должно определить границы религиозной толерантности, ее порог терпимости с учетом сохранности интересов государства, общества, личности и обязать религиозные организации обеспечивать религиозную безопасность. Все общество должно осознать, что терпимость – это не вопрос личной симпатии, а норма жизни и требование закона, который и должен ответить на вопрос: "Где кончается терпимость и начинается попустительство?" Сегодня ясно одно, что терпимость – это не праздник и не памятная дата. Это постоянная работа, которая должна стать приоритетной для государства и общества. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести – их нужно воспитать. И в этой работе мы определяющее место отводим религиозным организациям, которым сам Бог-Аллах велел помогать людям проникнуться любовью и пониманием друг к другу! Ведь все религии дают ориентиры на взаимопонимание с народами иных вероисповеданий. Религиозные деятели должны забыть о взаимном непонимании и стать консолидирующей силой в решении многих проблем. Религиозные общины должны укреплять общие для всех конфессий нравственные и духовные ценности, веру в добро и справедливость, милосердие и миролюбие. Третьей стороной в этих процессах должен быть Госкомитет по работе с религиозными образованиями. Возможно, это главная работа комитета. Необходимо распространять и изучать Декларацию принципов толерантности, чтобы заложить их в поведение всего общества и отдельной личности. При этом понятие толерантности необходимо не только объяснять, но прежде всего поступать в соответствии с ней, демонстрируя это на личных примерах. Это двусторонний процесс открытого диалога, и эффект может быть достигнут только при проявлении терпения как с одной, так и со второй стороны. При этом диалог эффективен лишь в той ситуации, когда обе стороны не просто понимают язык друг друга, но и хотят договариваться. Толерантность – не уступка, снисхождение или потворство, а способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать, отличное от своего, мнение. Толерантность должна пониматься не только в значении терпимости к людям разных рас и национальностей, но и как общий принцип социального доверия. Все это требует участия сильных и умных людей, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций. Считая любые оскорбления чувств верующих недопустимыми, тем не менее, мы не всегда одобряем шумную реакцию некоторых религиозных деятелей и СМИ по этому поводу. В этих крайне щепетильных вопросах нужно быть предельно внимательным и заранее предвидеть, к каким тяжелым последствиям может это привести. Нужно всегда помнить, что большая часть общества пользуется правами, предоставленными Конституцией не в части свободы вероисповедания, а в части свободы совести. И они, в том числе атеисты, имеют право иметь свою точку зрения. Ведь зачастую искусственно поднятый шум напоминает пролитый соус на скатерть, который культурный человек, по мнению Чехова, должен был бы не заметить. Вместо того, чтобы, как и положено религиозному деятелю, воспитывать в людях любовь к ближнему и укреплять атмосферу уважения и взаимопонимания, некоторые, из желания привлечь к себе внимание, намерено вносят элементы подозрительности и раздражения. Прав президент И. Алиев в своем утверждении, что "истинную веру характеризует примирение народов и государств, а не экстремизм и терроризм, прикрывающейся религиозными лозунгами". Отсюда и высокие требования к тем, которые сочли возможность стать руководителями религиозных организаций. На наш взгляд, в школах необходимо ввести "уроки толерантности" , преследующие цель воспитания интернационализма и терпимости в обществе людей. Именно, уроки "толерантности" , а не "терпимости" , т.к. слово "терпимость" очень эмоциональное, особенно, если представить, когда "терпение лопнуло". А иностранное слово "толерантность" вызывает "холодное" чувство безразличия и уравновешенности. В рамках этих уроков дети могли бы познакомиться с историей и основами всех традиционных религий нашей страны. И преподавать эти уроки должны не люди с теологическим образованием, а возможно, выпускники гуманитарных специальностей, в том числе и психологи. Принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать и среди молодежи. Нужно искоренять случаи проявления "бытового" национализма и религиозной нетерпимости. Возможно, толерантность надо насаждать так, как это делали в Америке в шестидесятые годы. Для Азербайджана, как и для любой другой страны, понятие толерантности неотделимо от понятия культуры. Человек, независимо от этнических, исторических, географических и пр. особенностей, всегда должен относиться к человеку иной формы культуры с уважением и интересом. Нужно объяснять, что представители других культур, верований и стран не хуже и не лучше тебя, они просто другие. Государство, стремящееся обеспечить единство и толерантность в обществе, не может игнорировать роль религии для выработки нравственных ориентиров своих граждан. Для этого бывает необходимо видеть и негативные вещи: межрелигиозные и национальные конфликты, эскалацию насилия, разгул деструктивных организаций и культов, сектантство, противоестественные пороки, такие как содомия и наркомания, культурно-религиозную экспансию других государств. Только при взаимной помощи и поддержке государство и религиозные организации могут стать единым фронтом в борьбе с этими проявлениями в обществе. Мы полностью разделяем мнение "Совместной декларации о расширении взаимного сотрудничества" подписанную Главой мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде и патриархом Московским и всея Руси Алексием, что "единственная дорога к счастливому будущему Кавказа и других регионов лежит через добрососедство, межнациональное взаимодействие, отказ от политики сепаратизма и агрессии, непременное сохранение территориальной целостности" и готовы вместе преодолевать все трудности и созидать лучшую жизнь.

Источник: Эхо Баку

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама