Житель Донбасса вот уже полтора десятилетия строит церковь всех религий
В представлении большинства людей Донбасс это край шахт и дымящих труб. Однако стоит отъехать на какие-нибудь 20 километров и открываются невысокие, похожие на холмы, горы Донецкого кряжа. Ровная степь оказывается прорезанной глубоким скальным каньоном, а на дне поросшей лесом балки грохочет водопад. Неподалеку от города Ровеньки Луганской области в одном из таких живописных мест бывший ученый-археолог Николай Тарасенко уже полтора десятилетия возводит Храм всех религий.
Село Каменка настоящий медвежий угол: даже автобус туда ходит не каждый день. Кстати, отождествление этих мест с вотчиной косолапого совсем не шутка: неподалеку отсюда находится балка Медвежья, и еще несколько десятилетий назад в этих краях Потапыч чувствовал себя вольготно. Несмотря на труднодоступность Каменки, гости из самых разных уголков земного шара в этом забытом Богом селе в порядке вещей, хотя об этом Храме всех религий за рубежом знают лучше, чем в Луганске.
Местные жители относятся к отшельнику с уважением
Когда корреспондент "Нашей Версии" впервые приехал в Каменку, то сильно удивился компании хорошо одетых молодых людей, один из которых разговаривал с сильным иностранным акцентом. Для сельской улицы подобное зрелище весьма необычное: в отличие от горожанина деревенский житель, даже учитель или врач, не будет просто так наряжаться. Найти общий язык с парнями не составило труда: цель их приезда была та же, что и у меня познакомиться со строителем-энтузиастом Тарасенко.
Кстати, упертым энтузиастам, как правило, трудно найти понимание у окружающих, но в Каменке местное население к Николаю Тарасенко относится с большой симпатией.
Вы к Николаю Ивановичу на Гору? приветливо спрашивает меня пожилая женщина. Вечером мы к нему тоже наведаемся, а то у моего мужа спина совсем разболелась...
Жители Каменки часто обращаются к Николаю Ивановичу за советом в разных житейских ситуациях. В вопросах лечения травами лучше него и вовсе специалиста нет, причем, наверное, во всей Луганской области. И платят ему тем же: стараются помочь, если что-то нужно. Причина такого уважительного отношения односельчан к Николаю Тарасенко выяснилась чуть позднее.
После двух километров подъема на крутую гору замечаю мирно соседствующие христианскую православную и католическую часовни и буддийскую ступу. Так встречает прибывших Храм всех религий. Чуть ниже возводится основное здание комплекса, которое объединяет в себе все основные архитектурные черты, свойственные храмам религий мира. А вот и сам хозяин, загорелый, немолодой, но крепкий мужчина. Работает на стройке храма наряду с двумя помогающими ему каменщиками.
Археология лучшее средство от прессинга современной цивилизации
Николай Тарасенко родился со страстью к странствиям. Первый раз убежал из дома, когда ему было всего 3 года. А когда был школьником, сбегал каждую зиму почему-то именно в это время года его тянуло подальше от насиженных мест. Бывало, что ловили сразу, а бывало, что и нет.
В 6-м классе всю зиму прожил в... танке, рассказывает Николай. Ну знаете, наверное, в Луганске возле областного музея стоят два танка 20-х годов? Так вот левый из них это мой дом.
Когда человек убегает из дома в поисках "вольницы", чаще всего его засасывает уголовная трясина. Если же человека влечет стремление к познанию мира его ждут открытия.
Поэтому страсть к путешествиям не помешала Николаю Тарасенко получить хорошее образование: он стал историком-археологом. А что может быть лучше, если хобби и работа совпадают.
Почему я стал археологом? Наверное, потому, что не хотел быть человеком-винтиком. Все-таки полевые условия лучшее средство против прессинга со стороны жесткой современной цивилизации.
Кавказ, Средняя Азия, Латинская Америка везде побывал исследователь. Разные народы, разные религии, но чем больше путешествуешь, тем больше ищешь то, что объединяет людей. А еще впитываешь в себя культуру тех, кто тебя окружает.
Я заметил, рассказывает Тарасенко, что каждый нормальный человек, каким бы он богам ни молился, все равно поклоняется силам добра. Здесь, на Горе, я это особенно остро почувствовал. Если внутри тебя нет конфликта, то и с окружающими враждовать не будешь. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения со всеми, кто приходит посмотреть на стройку. Единственно, кому рады не будем, так это сатанистам. Слава Богу, они сюда и не стремятся: слишком положительная тут энергетика поклонникам черта она не по нутру.
Место под храм пришлось вырубать в скале
Построить "экуменическую церковь" эта необычная идея осенила археолога Николая Тарасенко на другой стороне земного шара, в охваченной гражданской войной Никарагуа, где советские ученые оказывали помощь своим латиноамериканским коллегам. "Пришлось мне там с автоматом побегать, заметил Николай Иванович. Правда, стрелять из него Бог миловал..."
Ужасы братоубийственной бойни стали тем поворотным моментом в духовных поисках, которые заставили исследователя вернуться из-за океана в разваливавшийся СССР. И он начал жизнь заново, на этот раз отшельником.
Строительство Тарасенко начал в 1992 году. Вначале приходилось жить в палатке, шаг за шагом отвоевывая у скалы пространство для будущего храма. Сейчас это живописная горная усадьба с огородом, баней, кузницей и пасекой. Лично мне она напомнила жилище одного из героев Толкиена. Впрочем, если кто помнит, автор "Хоббита" был этнографом с мировым именем, поэтому придумывать Толкиену ничего и не пришлось.
Вначале вырубил площадку, потом возвел три стены, рассказывает Николай Иванович. Когда надо расширяться, пристраиваю новые помещения к уже имеющимся. Примерно таким же образом горцы строят свои сакли.
Электричеством отшельник практически не пользуется, японский генератор включает только зимой. Питание вегетарианское, из продуктов животного происхождения разрешает себе молоко и мед. Здесь нет собак охранять усадьбу не от кого, зато живут шесть кошек. Единственную категорию незваных гостей составляют разве что мыши.
А еще в бане живет желтобрюх, змея такая, а в погребе недавно поселился еж, рассказывает каменщик, помощник Тарасенко. Николай Иванович в отношении природы человек строгий бережет. Недавно за нечаянно сорванный цветок заставил меня отжиматься от пола. И правильно. Между прочим, сюда приезжают многие, и если каждый будет на память увозить по цветочку да по листику, Гора станет лысой.
Кроме Николая Ивановича и помощников-каменщиков здесь еще постоянно живет семья Тарасенко жена и двое маленьких детей.
На Горе меня и настигло то, от чего я пытался убежать всю жизнь: семейные узы, смеется по этому поводу хозяин.
Летающие тарелки в небе над Каменкой частые гости
Экстрасенсы и уфологи активно стремятся в Пермский треугольник, к дольменам Геленджика и в прочие широко разрекламированные места общения с космическим разумом, в то время как Донбасс, обладающий несравненно большим энергетическим потенциалом, продолжает ждать своего часа. Хотя, как рассказывают жители Каменки, неопознанные летающие объекты весьма частые гости в небе над ними. Показывают фотографию, где над человеком в вечернем небе висит яркий сетчатый шар.
Мы глазом не могли увидеть, а камера зафиксировала, рассказывает Николай Иванович.
По вечерам жилище Тарасенко превращается в своего рода клуб: неординарная личность всегда притягивает себе подобных. Всякому, кто приезжает сюда, есть что поведать другим. Гостья из России рассказывает о своих похождениях в Италии, где умудрилась нелегально проработать три года. Собравшиеся слушают ее с большим вниманием: не всякий уезжающий на заработки привозит с собой кроме денег еще и богатые наблюдения о жизни людей в чужой стране. Односельчане Николая Ивановича пришли попросить средство от радикулита. В качестве благодарности принесли бутыль молока. Сюда вообще не принято приходить с пустыми руками. Конечно, если испытываешь материальные затруднения, то никто и слова не скажет. Но как-то совестно не купить, направляясь на Гору, хотя бы пакет-другой крупы или килограмм печенья к общему столу.
Можно по-разному относиться к создаваемому Тарасенко Храму всех религий. Однако что примечательно: многие киевско-львовские "патриоты" пытаются представить Донбасс как притон для бандитов, очаг бездуховности. Но духовный поиск жителей Донбасса опровергает эти представления. Ведь в каких-то 30 километрах к юго-востоку от Каменки, на станции Должанской, жил легендарный Порфирий Иванов, создавший оригинальную оздоровительную методику. Если двигаться на северо-запад, то через 20 километров можно попасть в Ореховку, где находится особо почитаемый ивановцами Чивилкин бугор, считающийся святым местом. Николай Тарасенко уверен, что со временем и его храм станет еще одним рукотворным символом региона.
Источник: Наша версия