ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О моде на Православие

Владимир Легойда :: 09 июля 2007

О моде на Православие говорят, естественно, с осуждением – ведь мода предполагает поверхностное увлечение чем-либо. Причем увлечение, связанное прежде всего именно с массовостью распространения предмета или его престижностью, но не всегда с его глубиной. Православие же как духовно-интеллектуальная традиция включает в себя и глубины интеллектуальные, и высоты духа. И вообще, Православие с его богатым историческим контекстом плохо вяжется с модой.

Получается, что мода на Православие – это такой смысловой оксюморон, сочетание несочетаемого – как "сухая вода". В целом с этим тезисом, думаю, согласятся не только православные, но и сомневающиеся, и даже противники христианской веры (кстати, последние почему-то наиболее яростно осуждают моду на Православие, хотя, казалось бы, должны только радоваться).

Действительно, Христос говорит нам: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37). Если всем сердцем и всей душой – то это, по определению, не мода, не поверхностно, но – на всю жизнь, с проникновением в глубину. Итак, позиция, осуждающая моду на Православие, представляется вполне оправданной и весьма аргументированной. Однако я решил написать этот текст не для того, чтобы вновь посетовать на то, сколько "якобы православных" развелось, и лишний раз подтвердить находящую евангельское основание мысль о том, что "узок путь", а настоящих христиан всегда мало. Просто потому, что не наше это дело – оценивать настоящих и не настоящих. И про узкий путь Евангелие говорит прежде всего для того, чтобы мы постоянно возвращались к себе, к своим грехам и поступкам, себе напоминали про тесные врата, ведущие в рай, и не судили других. Так, по крайней мере, мне кажется.

Но вернемся к моде. Прежде всего даже в таком поверхностном толковании (увлечение внешней стороной веры) мода на Православие все-таки лучше, чем мода, скажем, на любовные романы, мыльные оперы или, простите за нарочитое полемическое снижение, пиво. И не только потому, что в церковь ходить лучше, чем в ночной клуб... Кстати, а почему лучше? Ведь если человек ходит в храм из-за моды, значит, он ничего особенно в вере не понимает, не чувствует и т. д. Так, может быть, пусть лучше ходит в клуб? Честнее, по крайней мере. Но в том-то и дело, что мы никогда наверное на знаем, в какой момент и каким образом человек слышит призыв Бога и меняет свою жизнь. Именно потому, что Православие – это то, что серьезно и глубоко, обращение к нему даже на уровне моды может человека, что называется, "зацепить" и изменить серьезнее, чем это предполагал он сам или окружающие. Поэтому мы и не можем точно предсказать, чем закончится "увлечение" Православием. Просто потому, что здесь кончается сфера компетенции человека. Здесь действует Бог. И мы должны научиться Ему доверять.

В этом, собственно, и заключается основной тезис, который я хотел бы предложить на читательский суд. Говоря с недовольством о моде на Православие, не упускаем ли мы из виду одну очень важную вещь – свободу Бога? Свободу от всех наших суждений, предположений и логических благочестивых выкладок. Христианская вера – это всегда личностные взаимоотношения двоих: Бога и человека. Предположения о том, как и на чем основываются эти взаимоотношения, мы строим, исходя из нашей, человеческой, земной логики. Однако недаром еще в Ветхом Завете прозвучало отрезвляющее: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис 55:8). Иными словами, не может человек ограничить свободу Бога. Недаром на вопрос о том, как тот или иной человек пришел к вере, часто следует ответ: "Бог привел. Господь позвал". Бог может любого человека в любой ситуации привести к Себе – при единственном условии, что сам человек не противится этому долго и сознательно. Но ведь "модная" ситуация и не предполагает сопротивления, правда? Вот поэтому мне и хочется еще раз сказать, что мы не можем, не имеем права, а главное – никогда не сумеем ограничить свободу действий Бога. Господь всегда Сам решит, кто настоящий, а кто нет. Кто за модой, кто за славой, а кто за Крестом к нему пришел. И помощники Ему в этом деле не нужны. Нужно лишь наше доверие.

Представьте себе такую ситуацию: приходят в Церковь два человека. Один долго размышлял и решил в сознательном возрасте сознательно креститься. Он уже прочел много книг, длительное время посещал церковные богослужения, выучил наизусть основные молитвы... В общем, катехизирован по полной программе. Другой пошел "за компанию", повинуясь велению моды ("все крестятся – и я пошел"). Но вот проходит какое-то время, и первый человек по тем или иным причинам из Церкви уходит, а второй, который пришел "по моде", не просто остается, но становится священником. И это не придуманная история. Таких или похожих сюжетов в нашей жизни десятки, если не сотни. Поэтому прежде чем выносить приговор моде на Православие, я бы предложил всем нам подумать в том числе и над тем, что я только что сказал.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть: я не считаю, что мода на Православие – это хорошо и заслуживает поддержки. И все-таки мне кажется, что мы должны чуть больше доверять Богу.

Источник: Фома. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама