В Социальной концепции РПЦ написано, что Церкви безразлична форма правления как таковая, покуда государство не покушается на основы православия и не понуждает граждан поступать вопреки христианской совести. В то же время многие, как верующие, так и неверующие, считают, что "правильная" для православного форма правления – это только монархия. Бытует даже фраза: "Демократия – в аду, а на небе – Царство".
Regions.Ru попросили высказаться на эту тему нескольких православных священнослужителей.
Священник Сергий Звонарев, сотрудник сектора "Церковь и общество" при ОВЦС:
Напомним, что первоначальной формой правления еще в ветхозаветном обществе была теократия. Затем, в эпоху Царств, идея представительства Бога была выражена уже слабее. В дальнейшем ходе истории, уже в различных формах демократии, эта идея отражалась все меньше и меньше.
В русском же народе, как народе верующем и благочестивом, монархическая идея жила очень долго и имела глубокие корни. Но, кажется, сейчас тенденции уже несколько иные. Хотя, безусловно, и сейчас есть люди, которые ассоциируют себя и свои предпочтения с монархией. Но Церковь конкретных заявлений по этому поводу не делает, потому что она аполитична. Вопрос о том, в каких внешних исторических и политических условиях будет происходить ее развитие, не является принципиально важным.
Конечно, для нас небезразличны мнения и приоритеты людей верующих, но вывода о том, кого в Церкви больше, "монархистов" или "демократов", видимо, сделать нельзя.
Священник Александр Добродеев, зав. сектором Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:
Церковь в своем учении исходит из того, что люди созданы Богом для Царства Божьего, и наша основная жизнь на небе, а не здесь на земле. Земная жизнь только преддверие жизни вечной. Поэтому земная власть для нас вторична, хотя тоже имеет определенную ценность.
В этом смысле высшей по своему развитию, по мере ответственности и порядка представляется именно православно-христианская монархия. Но соответствует ли наше современное общество этому монархическому идеалу?
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках:
Известный русский философ и убежденный монархист И.А. Ильин в вопросе о возможной форме правления в России твердо стоял на позиции непредрешенчества. И я под этим подпишусь.
Очевидно, что в нынешнее или более или менее близкое время ожидать реставрации монархии, может быть прекрасно и романтично, но совершенно нереально. Потому что монархизм есть такая форма правления, в которой, по словам Л.А. Тихомирова, "народ находится в нравственной связи с верховной властью". Поскольку сейчас многие нравственные основания, и особенно те, что связаны с религиозным содержанием жизни, как в народе, так и у власти утрачены, то ожидать какого-то нравственного единения власти с народом вне твердого и ясного православно-христианского сознания просто невозможно. Без этого возможна лишь реставрация декораций. А это уже кому как нравится.
Священник Димитрий Лин, сотрудник Отдела Московской патриархии по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений:
Конечно, для христианина земная жизнь не имеет такой ценности, как жизнь будущего века. Однако христиане здесь на земле должны по возможности жить по законам этой вечной жизни.
Естественно, что мы желаем жить в обществе, где приняты христианские ценности. Поскольку в России исторически сложилось так, что именно монархическая власть встала на защиту христианских ценностей, эта форма правления представляется более близкой к идеалу христианского Царства. Однако Церковь никогда не связывала себя с какой-то определенной формой власти, поскольку Церковь все-таки не является политической организацией
По материалам источников: Regions. ru